Глава 2. психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах и на различных этапах боя

Подготовка военнослужащих к современной войне может строиться лишь на ос­нове глубокого познания закономерностей функционирования их психики и по­ведения в конкретной боевой обстановке, т. е. с учетом специфики целей, задач, средств и способов деятельности в различных видах боя.

Отечественная военная наука выделяет два вида боя: наступление и оборону. Учет психологических особенностей видов боевых действий — важное условие их целесообразной организации и достижения победы над противником.

2.1. Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою

В общем течении боя принято выделять этапы подготовки, ведения боя и этап пос­ле боя. Обстоятельная психологическая характеристика этих этапов была дана в конце XIX — начале XX в. выдающимися энтузиастами военно-психологического знания С. К. Гершельманом, Н. Н. Головиным, К. В. Дружининым, В. В. Заглухин-ским, Н. А. Корфом, А. А. Мокржецким, А. В. Полторацким, В. Н. Полянским, Г. Е. Шумковым и др.

Так, до сих пор классическим считается описание психических переживаний воинов перед боем, данное Г. Е. Шумковым. Опираясь на систематизирован­ные личные наблюдения, опросы участников боевых действий и опросы вра­чей, он установил, что подавляющее большинство участников сражения пере­носит дни, часы и минуты перед боем как тревожное ожидание. В этот период доминирующими являются следующие явления, характерные для поведения бойца: суетливость, излишняя говорливость, глубокая озабоченность, частое курение, стремление скорее идти в бой, повышенная чувствительность к вся­кого рода известиям [193; 196; 197; 198; 199].

Настроение воинов чрезвычайно лабильно, непостоянно и может, в зависимо­сти от обстоятельств и известий, легко переходить из неприятно-томительного в повышенно-веселое состояние.

Г. Е. Шумков тщательно анализирует специфику проявления каждого психи­ческого процесса, индивидуального и личностного качества военнослужащего. В интеллектуальном плане отмечаются: непрерывный поток различных мыс-

Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих,.._________ 197

лей, ослабленность внимания, неспособность сосредоточиться на чем-либо. В эмоциональном отношении отмечаются напряженность, ожидание чего-либо тяжелого, трудного. Характерными объективными показателями являются: уча­щение частоты пульса до 125 ударов в минуту, дыхания — до 30 тактов дыхания в минуту; повышение температуры тела до 39 градусов и т. д. Все это, по мнению Г. Е. Шумкова, отражает процесс мысленной психологической подготовки, на­страивания себя военнослужащими на те опасности и трудности, с которыми придется столкнуться в предстоящем бою. С психологической точки зрения «ду­шевное состояние воинов в ожидании боя есть состояние тревожного ожидания. Это состояние испытывают все воины, хотя степень выраженности его у различ­ных лиц не одинакова в зависимости от многих условий» [197, с. 95].

Психологические особенности этапа ведения боевых действий определяются видом боевых действий (наступление, оборона) и применяемого оружия (обыч­ное, ОМП) и будут рассмотрены ниже.

2.2. Психологическая характеристика наступательных боевых действий

Психологические особенности наступательных боевых действий обусловливают­ся спецификой их целей, применяемых способов и средств вооруженной борьбы. Наступление имеет целью разгром (уничтожение) противника и овладение важ­ными районами (рубежами, объектами) местности. Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении войск в глубину его боевого порядка, захвате вооружения, техники и намеченных районов (рубежей) местности.

Отечественная военная наука определяет, что наступление может вестись на обо­роняющего, на наступающего (контрнаступление) и отходящего (преследование) противника, из положения непосредственного соприкосновения с ним и с ходу. Опыт показывает, чтобы достичь поставленных целей, наступление должно осуще­ствляться в высоком темпе, безостановочно днем и ночью, в любую погоду с пол­ным напряжением сил, при тесном взаимодействии частей и подразделений родов войск и специальных войск. Это во многом определяет особенности мотивации, психических состояний, боевой активности и взаимодействия военнослужащих.

Наступление, как свидетельствуют многие известные военачальники, это, как правило, предпочитаемый военнослужащим вид боевых действий. Психологичес­ки это объясняется тем, что оно ассоциируется с боевым и духовным преимуще­ством, преобладающей волей предпринявшей его стороны.

Это убеждение существует с давних времен. Солдатская мудрость сформули­ровала великий закон войны: «Лучшая оборона — это наступление», обозначив тем самым наиболее психологически приемлемый вид боевых действий: на­ступление оказывает особенно благотворное мобилизующее и активизирующее влияние на военнослужащих, когда оно предпринимается после ряда затеян­ных, не имевших успеха боев. В этом случае, как показывает опыт Великой Отечественной войны, оно связывается с надеждами на перелом в боевых со-



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

глава 2. психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах и на различных этапах боя - student2.ru бытиях, с возможностью захватить инициативу, значительно приблизить по­беду над врагом.

На когнитивном уровне переход к наступлению ассоциируется у воинов с тем, что военные руководители «наверху» тщательно просчитали, оценили, взвесили, выявили слабые места в боевом состоянии противника, сделали выводы из про­шлых неудач, создали превосходящие силы, правильно выбрали время и место наступления, что, безусловно, обеспечит успех боя.

В наступлении проявляется следующая психологическая закономерность эмо­циональных проявлений, отражающая динамику психических состояний воинов, вызывая боевое возбуждение, азарт, душевный подъем. Это подавляет в человеке страх, колебания, обостренные реакции на угнетающие факторы боевой обста­новки, мобилизует все возможности воинов, их волю, усиливает чувства ненави­сти к врагу [163, с. 321].

Большое число стоящих перед воинами задач по подготовке боевой техники, оружия, снаряжения к бою на какое-то время отвлекают их от психотравмиру-ющих переживаний.

Наступательные боевые действия накладывают свой отпечаток на поведенче­скую активность воинов. Энергия, динамика наступательного движения способ­ствуют развитию массового героизма, творческой боевой инициативы воинов. Этому в значительной мере способствуют процессы психического заражения и подражания. Они лежат в основе известной психологической закономерности: па фоне общих боевых успехов, массового боевого энтузиазма даже нерешительные люди проявляют активность и самостоятельность. По некоторым данным, даже раны, полученные в наступлении, заживают быстрее, чем в обороне.

Участники боевых действий всегда указывали на то, что переход к наступлению сопровождается заметным усилением и активизацией социально-психологических связей между военнослужащими, сплочением воинских подразделений, повышени­ем их «управляемости», дисциплины. Отношения коллективизма, взаимопомо­щи, взаимовыручки психологически как бы «втягивает» воинов в решение слож­ных и опасных задач, с меньшими психологическими издержками, создавая для этого дополнительную мотивацию.

Опыт войн и других вооруженных конфликтов говорит о том, что воины от­дают предпочтение наступлению еще и потому, что здесь в большей степени можно использовать психологический эффект внезапности, являющийся, по некоторым данным, причиной победы в 65% боев и операций. Одновременно с этим, в наступлении существенно снижается психологический «вес» бое­вых потерь. Результаты исследований военных специалистов показывают, что в среднем атакующие войска прекращают наступление лишь тогда, когда их потери вдвое превышают потери обороняющихся, тогда как обороняющи­еся испытывают поражение, если их потери составляют лишь 25% от потерь наступающих [40].

Перечисленные особенности наступательных боевых действий позволяют сде­лать вывод о том, что здесь имеются благоприятные предпосылки для формиро­вания у воинов боевых установок, высокого наступательного порыва.

Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих



Вместе с тем, с психологической точки зрения наступательные действия ха­рактеризуются рядом психологических сложностей.

Во-первых, в силу того, что наступление ведется на территории, занимае­мой противником, немалое значение имеет фактор неизвестности. Наступающим трудно предполагать, с каким огневым сопротивлением, системой инженерных заграждений, различного рода «ловушками» они столкнутся в глубине обороны врага. Поэтому каждый куст, холмик, разрушенный объект воспринимаются вои­нами как источник опасности. Особенно сложными в этом плане являются бое­вые действия в городе.

Во-вторых, участвуя в наступательных боевых действиях, каждый военно­служащий должен однозначно сделать выбор идти навстречу риску, опасности. Практика показывает, что это крайне сложно.

В исследованиях российских, американских, немецких и французских военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20-25% воинов проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемеща­ются на поле боя и т. п.), остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствие они прячутся в безопасное место, имитиру­ют выход из боя техники, оружия, психическую или физическую травму, «со­провождают» в тыл раненых сослуживцев. В этих условиях большая психоло­гическая нагрузка ложится на командиров подразделений: они призваны не только принять решение о том, чтобы послать людей навстречу опасности и всеми способами побуждать их к активным боевым действиям, но и сами де­монстрировать пример бесстрашия [69; 163].

Опыт боевых действий в Афганистане показал, что делу вовлечения воинов в решение боевой задачи способствует разделение подразделений на «тройки», «пятерки» во главе с опытным, волевым военнослужащим, способным психи­чески поддержать и мобилизовать сослуживцев. В таком случае каждый воин находится на виду у товарищей и жестко связан с ними отношениями функци­ональной зависимости.

В - т р е т ь и х, еще Г. Е. Шумковым научно установлено, что практически все военнослужащие испытывают во время атаки сильный стресс.

Стрессовое состояние достигает пика в тот момент, когда воин принимает реше­ние подняться в атаку, покинуть укрытие. В этот период он нуждается в дополни­тельных побуждениях. И здесь большое значение имеют не только эмоционально и нравственно окрашенный призыв, боевой клич, пример сослуживцев, но и уме­ние воина выполнить приемы экстренной волевой мобилизации, психической саморегуляции.

Как свидетельствуют участники боевых действий, момент выхода из укрытия и вступления в бой многократно проигрывается в сознании, что обусловливает его существенное сужение и сосредоточение на одном-двух объектах боевой обстановки. Изучая состояние воина в момент атаки, русские военные психо­логи Вольф К. М., Полянский Н. В., Шумков Г. Е. установили, что она совер­шается в особом нервном состоянии, которое можно назвать «шоком». Вместе с тем, шок — это не полная выключенность сознания, потеря чувствительности и

200______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

заторможенность нервной системы, которые наблюдаются при тяжелых ране­ниях и психических травмах, а некоторое чувство, похожее на опьянение, все­цело поглощающее существо человека. Это чувство мимолетно [36, с. 100]. Военнослужащие участвуют в совместной боевой деятельности без четкого контроля сознания, автоматически, и практически неуправляемы. Их ориенти­ровка в обстановке боя может быть неадекватна, что вызовет усиление внут­ренних трудностей, рост числа ошибок в действиях.

По мере приближения к противнику кажущаяся опасность растет, влияние боя с течением времени увеличивается, воин все более превращается в субъекта групповых, массовых действий, постепенно снижается его сознательная деятель­ность, повышается внушаемость, человек «превращается в автомат» [125, с. 15]. По оценкам Г. Е. Шумкова, когда на расстоянии примерно 200 шагов до про­тивника бойцы бросаются бегом, у них развивается сила, которая движет впе­ред, преодолевая любые препятствия, они уже не отступят. Нравственная сила наступающих настолько велика, что противостоять наступающей лаве невоз­можно. После атаки, как правило, наступает сильная амнезия. Он отмечает, что «не встречал ни одного лица, который бы откровенно признаваясь, мог связно и последовательно рассказать, о чем он думал и что чувствовал во время сраже­ния» [193, с. 5].

В этот период особое значение имеют авторитет, личный пример и психическая поддержка командира, боевого актива, опытных психически устойчивых воинов.

Особое внимание военным руководителям следует уделить тому, чтобы в слу­чае успешного наступления, преследования, окружения противника у воинов не возникло состояние эйфории, недооценки возможностей противника, снижения бдительности и боевой настороженности. Важная психологическая закономер­ность наступления состоит в том, что «порыв не терпит перерыва».

В ходе боя особенности деятельности военнослужащих определяются их инди­видуальными характеристиками, уровнем подготовленности, сплоченности отде­лений (групп), экипажей, расчетов, авторитетом командиров, развитием боевых событий, объемом и соотношением потерь, характером действий противника и т. д.

2.3. Психологические особенности оборонительных боевых действий

Оборонительные боевые действия, как известно, преследуют цель отразить на­ступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем самым создать благоприят­ные условия для перехода в наступление. Отечественная военная наука определя­ет, что оборона в современной войне может носить позиционный и маневренный характер, осуществляться преднамеренно и вынужденно, готовиться заблаговре­менно и в ходе боя, в условиях соприкосновения с противником и в условиях от­сутствия соприкосновения. Несмотря набольшие различия в тактике ведения той или иной разновидности оборонительного боя, имеются общие закономерности проявления психики и поведения воинов.

Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих..._________ 2(Л

В многочисленных исследованиях показано, что на когнитивном уровне оборо­нительные боевые действия оцениваются личным составом как момент потери боевой инициативы, достижения противником боевого превосходства «...ибо обороняющийся знает, что противник сильнее его, что он диктует ему свою волю» [48, с. 25-26].

При этом возможности противника (его оружия, боевой техники, тактических приемов, действий) нередко преувеличиваются. При умелом и активном пси­хологическом воздействии противника на обороняющиеся войска у последних может формироваться миф о его неуязвимости, непобедимости.

В эмоциональном отношении оборонительные боевые действия отличаются тем, что пропорционально их продолжительности возрастает неуверенность обо­роняющихся войск в своих боевых возможностях, развивается ощущение соб­ственного бессилия, безысходности. Работа механизмов каузальной атрибуции ведет к тому, что ответственность за неудачу чаще всего возлагается на коман­диров и начальников («не могут, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»). Это сопровождается снижением авторитета военных руко­водителей, что еще более усугубляет неуверенность в возможности благоприят­ного изменения боевой ситуации, способствует развитию общей подавленно­сти, раздражения, пессимизма.

В обороне создаются условия для повышения эффективности психологических диверсий противника (распространение листовок, звуко- и радиовещания и др.), циркуляции панических слухов и настроений. Это особенно характерно для тех случаев, когда оборона организуется вынужденно, поспешно, в условиях сильно­го огневого воздействия и психологического давления противника, при ведении боя в изоляции от своих войск, зараженной местности.

Вместе с тем, один из психологов, наиболее глубоко изучавший психологиче­ские особенности оборонительного боя, В. Н. Полянский, отмечал, что в обороне у воинов может возникать такая положительная реакция, как «иллюзия закрытия».

Он пишет: «Все местные предметы, т. е. деревни, леса, строения, бугры и т. п., притягивают к себе воина, как магнит железо... Смертельная опасность порож­дает "иллюзию закрытия", т. е. стремления к тем закрытым местам, которые скрывают от взоров противника, но не укрывают от поражения огнем». Такая «иллюзия способствует в бою сохранению духовных сил воина». Будучи укры­тым от взоров противника, он чувствует себя в достаточной степени укрытым от выстрелов» [125, с. 16].

Все это, по мнению Полянского, способствует предупреждению развития нега­тивных переживаний у воинов и повышению их боеспособности.

В поведенческом отношении оборонительные боевые действия характеризуют­ся некоторым снижением управляемости, воинской дисциплины военнослужа­щих, сплоченности воинских подразделений.

Вклинение противника, расчленение обороняющихся на части ведет к потере связи с подразделениями, росту изолированности отдельных групп воинов, к по­явлению лиц с «синдромом окруженца»[ 163, с. 322].



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Как подчеркивал еще К. И. Дружинин, «психика бойцов, при современных ус­ловиях продолжительности и упорства боя, может вынести какое угодно тре­буемое от нее напряжение, но только до тех пор, пока есть надежда на победу и армия стоит лицом к противнику» [48, с. 25-26].

При отступлении может развиваться чувство вины перед гражданским населе­нием. А. В. Полторацкий, один из первых и немногих психологов, исследовавших психологические особенности отступления, отмечал: «Отступление всегда жес­токо подрывает дух частей, слишком поспешно отходящих, тем более "отбегаю­щих" с ничтожными потерями». Отступление, даже совершающееся по приказу, крайне угнетающе сказывается на соседях. «Соседи не будут догадываться, по приказанию это делается или нет, и такое отступление (отступление перебежка­ми) всегда будет иметь вид бегства...» [124, с. 29].

Анализируя психологические последствия отступления, К. И. Дружинин отме­чал, что сам факт отдачи «внезапного приказа об отступлении, т. е. объявление еще не побежденным войскам об их поражении, в высшей степени неправилен и показывает полное непонимание психологии бойца», и что «последствием будет их немедленная деморализация» [48, с. 25-26].

Опыт боевых действий свидетельствует о том, что психические состояния и поведение воинов в обороне в полной степени определяются качеством инженер­ного оборудования позиций снабжения воинов боеприпасами, средствами инди­видуальной защиты, питанием, своевременным предоставлением отдыха, недо­пущением безделья, пьянства, расхлябанности, распространения упаднических настроений.

Важное значение для формирования стойкости, упорства, выносливости в обо­роне играет глубокое разъяснение ее целей, задач подразделений и каждого вои­на, групповой анализ предыдущих боевых действий, организация боевой и пси­хологической подготовки воинов с учетом опыта предыдущих боев.

Особое внимание командирами обращается на преодоление таких негативных явлений, как «танкобоязнь», «самолетобоязнь», «атомобоязнь» и др.

2.4. Психологические особенности ведения боевых действий ночью

Еще Геродотом описан факт стремления использовать ночные действия в целях расширения психологических возможностей воинов. Великолепно подготовлен­ные в боевом отношении македонские воины испытывали страх перед внешне страшными (крупными, лохматыми, бородатыми, экзотически одетыми) таджик­скими воинами. Стремясь исключить фактор страха в бою, многие военачальни­ки предлагали Александру Македонскому вести сражения с неприятелем в ноч­ное время. И это не случайно, ведь как писал в свое время Н. А. Корф: «Успех ночного боя основан почти целиком на духовных данных» [82, с. 41].

Существенные психологические особенности имеют боевые действия ночью. К важнейшим отрицательным особенностям относятся:

• нарушение ориентировки в пространстве;

Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих,,,_______________ 203

• действие эффекта новизны, неопределенности;

• снижение воинского мастерства воинов;

• затрудненность слаженных совместных действий;

• ухудшение управления подразделениями;

• возрастание тревоги и чувства изолированности от своих войск;

• усиление подверженности панике и др.

К положительным особенностям можно отнести:

• возможность достижения внезапности и вести боевые действия с дезоргани­зованным и деморализованным противником;

• возможность снизить страх перед противником, вызывающим страх визу­ально;

• снижается действие некоторых фобий (например, снайперобоязни, агорафо­бии (боязни открытых пространств) и др.).

Русский военный психолог С. К. Гершельман считал, что «...искусно прове­денные внезапные нападения ночью имеют огромное значение, т. к. беззабот­ный солдат, пробужденный вдруг ото сна, редко оказывает сопротивление; чем неожиданнее опасность, тем большей кажется она ему, и первой мыслью внезапно атакованного неприятеля есть не сопротивление, а спасение себя бегством» [40, с. 181].

Для предупреждения «срабатывания» негативных особенностей ночного боя необходимо в мирное время готовить личный состав к ночным действиям.

2.5. Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи

Ход и исход боевых действий во многом определяет поведение и психические со­стояния военнослужащих после боя. В этот период обычно наблюдается постепен­ное возвращение способности воинов критически мыслить, стремление отвлечься от переживаний боя путем выполнения какой-либо работы (уход за боевой тех­никой и оружием, приведение в порядок снаряжения и обмундирования, написа­ние писем и др.).

В случае неудачного завершения боевых действий у военнослужащих могут развиваться состояния неуверенности в своих силах и победе над противником, в компетентности командиров и др. Эти переживания приобретают большую ост­роту в случае больших потерь в людях и боевой технике.

С. К. Гершельман более двух столетий назад писал, что «ничего не может быть пагубнее для войск, как сознание полной бесцельности проведенного боя». ... «Такое убеждение заставляет войска терять веру в начальника, а, следователь­но, и во все последующие распоряжения» [40, с. 181].

Во всяком случае, в этот период идет медленное восстановление интеллекту­альных способностей, самообладания. Общее состояние отличается усталостью, сонливостью, желанием лечь, отдохнуть; некоторой отрешенностью; малоподвиж-

глава 2. психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах и на различных этапах боя - student2.ru 204______________________ Раздел II, Психологическая работа входе ведения боевых действий

ностыо; избеганием контакта глазами; ночными кошмарами, способными спрово­цировать массовую панику; желанием занять себя чем-либо, чтобы отвлечься от размышлений о бое.

Преодолению негативных психических состояний способствуют разъяснение военнослужащим причин неудач, путей и способов восстановления боеспособно­сти; активная подготовка личного состава к дальнейшим действиям; усиление ненависти к врагу; актуализация широких социальных мотивов поведения вои­нов и др.

В этот период рекомендуется: дать возможность воинам отдохнуть, чтобы вос­становить физические и психические силы; после отдыха вовлечь их в активную несложную деятельность, подбодрить добрым словом, избегая укоров за ошибки во время боя; организовать оказание быстрой помощи раненым, психотравмиро-ванным, их эвакуации, торжественного захоронения погибших сослуживцев.

Таким образом, различные виды боя и его этапы имеют явно выраженные пси­хологические особенности. Их учет позволит целенаправленно и предметно стро­ить психологическую работу по подготовке личного состава полка к выполнению конкретных боевых задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды эмоциональных проявлений отражают динамику психических состояний воинов в наступательном бою?

2. Что выступает в роли предпосылок для формирования у воинов высокого наступательного порыва?

3. Что отличает в эмоциональном отношении оборонительные боевые действия?

4. Что характеризует в поведенческом отношении оборонительные боевые дей­ствия?

5. Какие существенные психологические особенности имеют боевые действия ночью?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Вольф К. М. Из дневника командира полка // Военный сборник. 1908. № 6.

2. Гершелъма С. К. Нравственный элемент под Севастополем. — М., 1897.

3. Дружинин К. И. Исследование душевного состояния воинов в различных слу­чаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904-1905 гг. — СПб., 1910.

4. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских во­инов. - М., 1872.

5. КараяниА. Г. Психологические особенности боевых действий военнослужа­щих в различных видах боя и в условиях применения ОМП // Военная пси­хология: методология, теория, практика. — М., 1998.

6. Корф Я. А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей во­енных знаний. Кн. 1. — СПб., 1906.

7. Полторацкий А. В. По поводу статьи — отступление перебежками // Русский инвалид. 1907. № 114.

Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих



8. Полянский В. Н. Иллюзия закрытия // Русский инвалид. Приложение. 1909. № 272.

9. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

10. Шумков Г. Е. Рассказы и наблюдения из настоящей русско-турецкой вой­ны. — Киев, 1905.

11. Шумков Г. Е. Душевное состояние воинов в ожидании боя (по наблюдениям офицеров) // Военный сборник. 1913. № 5.

12. Шумков Г. Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожида­ния боя // Военный сборник. 1913. № 11.

13. Шумков Г. Е. Эмоции страха, печали, радости и гнева в период ожидания боя // Военный сборник. 1914. № 2.

14. Шумков Г. Е. Душевное состояние воинов после боя // Военный сборник. 1914. №11.


Наши рекомендации