Герои советского союза, принимавшие участие в боях с немецко-фашистскими войсками на различных этапах боевых действий 17-й воздушной армии в годы великой отечественной войны 4 страница

Штурмовики и бомбардировщики днем и ночью громили вражеские укрепления, дзоты, выбивали противника из окопов и блиндажей, подавляли огонь артиллерии и минометов и уничтожали подходящие к полю боя резервы. Действия летчиков 17-й воздушной армии получили высокую оценку командующих 1-й и 6-й армий, лично наблюдавших за ударами «летающих танков» — «илов» авиакорпусов генералов В. И. Аладинского и В. И. Шевченко и бомбардировщиков дивизий генерала В. И. Клевцова и полковника Г. И. Белицкого.

25 апреля 1943 г. Совинформбюро сообщило:

«Юго-западнее Ворошиловграда советская авиация совершила крупный налет на аэродром противника. При первом же заходе наши летчики уничтожили на земле 20 немецких самолетов».

Этот дерзкий налет на вражеский аэродром совершила группа «ильюшиных» под командованием летчика 299-го штурмового авиационного полка 290-й штурмовой авиационной дивизии старшего лейтенанта Ф. А. Жигарина. После штурмовки над аэродромом завязался воздушный бой, в котором Жигарин сбил двух фашистских стервятников, но при этом был ранен. Однако он привел свой самолет в расположение наших частей. [49]

Ф. А. Жигарин храбро сражался в небе Украины и в последующих боях. В сентябре 1943 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза.

В начале мая 1943 г. части 3-й гвардейской армии при поддержке авиации форсировали реку Северский Донец на участке Кременная, Рубежная, овладели Привольным и рядом выгодных высот. Неоднократные сильные контратаки противника были отбиты гвардейцами армии генерала Д. Д. Лелюшенко и штурмовиками генерала В. И. Аладинского. Особенно успешными были действия штурмовиков 5 — 9 мая.

«В 6.05 9 мая две группы штурмовиков под прикрытием истребителей нанесли штурмовой удар с бреющего полета в районе высоты 163,0 и поселка Первое мая. Командующий 3-й гвардейской армией действия штурмовиков наблюдал и дал им высокую оценку — штурмовики действовали исключительно отлично, наблюдались прямые попадания бомб и снарядов точно по целям — дзотам. Противнику нанесен большой урон»{26}, — доносил начальник авиационного отдела 3-й гвардейской армии полковник Добрынин.

В период с 6 по 8 мая 1943 г. 17-я воздушная армия принимала участие в операции по уничтожению авиации противника на аэродромах, проведенной по указанию Верховного Главнокомандования силами шести воздушных армий.

Директивой о проведении операции, полученной командующим утром 5 мая, то есть за сутки до ее начала, перед армией ставилась задача массированными ударами уничтожить авиацию противника на аэродромах Днепропетровск, Запорожье, Краматорская. Командиры авиационных соединений получили задачу у командующего армией в 19 часов 5 мая, а командиры авиационных полков — лично у командиров соединений. О предстоящей операции знал ограниченный круг лиц. При взлете и следовании к цели запрещалось пользоваться радиосвязью. Скрытность подготовки обеспечила внезапность и высокую эффективность ударов. Особенно меткими были удары частей 244-й бомбардировочной авиационной дивизии по аэродрому Днепропетровск (Кайдаки), а также частей 3-го авиакорпуса и 262-й авиационной дивизии ночных бомбардировщиков по аэродрому Краматорская. [50]

Доразведкой на аэродроме Краматорская было обнаружено до 100 самолетов различного типа. На рассвете 6 мая десятка Ла-5 207-й истребительной авиационной дивизии полковника А. П. Осадчего, ведомая мастером воздушных боев и штурмовых атак капитаном Н. П. Дмитриевым, блокировала и штурмовала аэродром, а затем, совместно с шестеркой Як-1 814-го истребительного авиационного полка майора М. В. Кузнецова, связала боем 14 подошедших «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» и этим обеспечила свободу действий по аэродрому двух восьмерок Ил-2 290-й штурмовой авиационной дивизии полковника П. И. Мироненко. Группы штурмовиков, ведомые младшим лейтенантом Железняковым и старшим лейтенантом Суворовым, беспрепятственно расстреливали и бомбили самолеты противника на аэродроме, выполнив по нескольку заходов. Истребители прикрытия сбили в завязавшемся воздушном бою два Ме-109г. Меткими были очереди гвардии младшего лейтенанта Глинкина и гвардии младшего лейтенанта Лавренко. Разогнав оставшихся истребителей противника, наши летчики после ухода «илов» тоже произвели штурмовку аэродрома и без потерь вернулись на свою точку базирования.

6 мая в 19.00 по аэродрому был нанесен повторный удар. В этот день летчики авиакорпуса генерала В. И. Аладинского уничтожили 23 и сильно повредили 12 самолетов противника{27}.

В ночь на 7 мая на аэродроме Краматорская, не переставая, рвались бомбы, сброшенные за четыре ночных налета летчиками 449-го бомбардировочного авиационного полка майора И. И. Малова, 734-го и 370-го полков ночных бомбардировщиков майора А. В. Стяжкова и подполковника К. Д. Василевского. Было отмечено десять прямых попаданий по местам стоянок самолетов, шестнадцать — по бетонной площадке и шесть — по батареям зенитной артиллерии{28}.

Воздушная армия, не прекращая ударов по аэродромам противника, в течение мая — июня вела ожесточенные воздушные бои с вражеской авиацией. Выполнялись задания по прикрытию войск фронта на поле боя и отражению налетов на наши аэродромы и объекты тыла. За [51] два месяца в воздушных боях было сбито 184 самолета противника и 153 самолета уничтожено на аэродромах. Воздушные бои были выиграны советскими летчиками при общем соотношении в потерях 4 : 1 в нашу пользу{29}.

В мае отважно сражались в воздухе истребители 3-го авиакорпуса генерала В. И. Аладинского, а с июня в воздушную борьбу с врагом включились дивизии авиакорпусов генералов О. В. Толстикова и В. И. Шевченко.

Жаркий воздушный бой произошел 14 июня при отражении налета семи ФВ-190 и восьми Ме-109 на аэродром Нижняя Дуванка, на котором базировались самолеты 295-й истребительной авиационной дивизии. По сигналу «Тревога» с аэродромов Буденновка, Ольшаны, Мануиловка и Нижняя Дуванка в воздух было поднято 24 Ла-5 31,116 и- 164-го истребительных авиационных полков. В этом бою отважно сражались летчики: лейтенант П. Леоненко и сержант И. Шпаченко, младшие лейтенанты П. Орлов, С. Коваленко, старший сержант В. Калашонок, старший сержант Н. Скоморохов в паре с В. Шевыриным. О мужестве и дерзости наших летчиков говорят, в частности, действия сержанта И. Шпаченко. Пилот трижды встречался с парами «мессеров», сбил двух стервятников. Раненный осколками разорвавшихся в кабине снарядов, он покинул горящий самолет и благополучно приземлился на парашюте.

Однако отсутствие достаточного опыта ведения групповых воздушных боев, а также распределения высот действий между полками, взаимодействия между ними в воздухе, управления самолетами с земли снизило результаты смелых действий летчиков. Противник недосчитался лишь семи самолетов. Мы потеряли два самолета.

23 июня над Северским Донцом произошел воздушный бой, в котором участвовали летчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка Героя Советского Союза майора В. А. Зайцева. Советские летчики сбили десять и подбили три немецких самолета. В. И. Попков уничтожил два Ме-109. В бою одержали победы С. Г. Глинкин, Н. С. Сивцов, лейтенанты Г. И. Кучеренко, младшие лейтенанты В. С. Игнатьев, А. Б. Мастерков, П. Т. Кальсин, старший сержант А. Г. Долгов и другие. [52]

Эта победа стала возможной благодаря правильной организации боя четверок: пара атаковала, пара прикрывала. Во что бы то ни стало держаться строя было законом наших воздушных бойцов.

Опыт этого боя многому научил наших молодых летчиков-истребителей — будущих асов, ставших грозой для врага. Командующий фронтом объявил благодарность всем его участникам, а летчика В. И. Попкова наградил именными часами.

В третьей декаде июня активно включился в работу по подготовке армии к предстоящим боям назначенный на должность начальника штаба воздушной армии генерал-майор авиации Н. М. Корсаков. До конца войны он был надежным помощником командующего армией в организации и руководстве боевыми действиями авиации. В конце июня Николая Михайловича вызвали в штаб к представителю Ставки Верховного Главнокомандования генерал-полковнику авиации С. А.. Худякову. Здесь были окончательно уточнены план взаимодействия 2-й и 17-й воздушных армий и задачи 17-й воздушной армии по нанесению массированных ударов по аэродромам противника и поддержке боевых действий войск 7-й гвардейской армии, оборонявшихся на левом крыле Воронежского фронта юго-восточнее Белгорода.

Штаб армии, штабы авиационных соединений и частей выполнили большую подготовительную работу по организации и непосредственной увязке всех вопросов взаимодействия с наземными войсками и между видами авиации, что сыграло положительную роль в ходе всей операции.

2 июля Ставка Верховного Главнокомандования предупредила командующих Центральным и Воронежским фронтами о возможном переходе немецко-фашистских войск в наступление на Курской дуге в период с 3 по 6 июля. 5 июля в 3.00 советская артиллерия открыла огонь по исходным позициям врага. После артиллерийской контрподготовки 417 штурмовиков и истребителей 2-й и 17-й воздушных армий начали штурмовку аэродромов Микояновка, Померки, Сокольники, Основа, Рогань, Барвенково и Краматорская.

Две восьмерки Ла-5 9-го смешанного авиационного корпуса, ведомые майором А. Д. Мелентьевым, внезапно вышли на аэродром Рогань. Первая группа блокировала [53] его, а затем атаковала самолеты противника, заставив их прекратить взлет. Вскоре завязался воздушный бой с подошедшими истребителями противника. Создав десять очагов пожара на аэродроме и сбив пять ФВ-190, советские летчики вернулись на свой аэродром без потерь.

Особенно результативным был удар штурмовиков и истребителей авиационного корпуса генерала В. И. Шевченко по аэродрому Краматорская. Уничтожив с первого захода самолеты, готовившиеся к взлету, и подавив зенитную артиллерию, штурмовики в последующих атаках с бреющего полета пулеметно-пушечным огнем уничтожили и повредили до 50 «юнкерсов» и «мессершмиттов».

В дальнейшем авиация была нацелена на уничтожение танков, артиллерии и пехоты врага на поле боя.

Тем временем на земле развертывалось гигантское сражение. День, казалось, померк. Раскинувшийся на холмах Белгород окутался тучами огня и дыма. На всем рубеже Томаровка, Белгород, Безлюдовка почти одновременно при поддержке крупных сил авиации пошли в атаку сотни танков и самоходных установок противника.

Наиболее напряженные бои развернулись на обоянском направлении, где оборонялась 6-я гвардейская армия генерала И. М. Чистякова. Противник сосредоточил здесь до 700 танков, основные силы пехоты и артиллерии. Введя в бой два танковых и один армейский корпус 4-й танковой армии, враг стремился кратчайшим путем прорваться с юга к Курску и соединиться с 9-й армией, наступавшей с севера.

Юго-восточнее Белгорода на корочанском направлении противник силами 3-го танкового и 11-го армейского корпусов наносил вспомогательный удар для обеспечения фланга ударной группировки 4-й танковой армии. Здесь вступили в бой с врагом войска 7-й гвардейской армии генерала М. С. Шумилова, их активно поддерживала 17-я воздушная армия. На командном пункте генерала Шумилова был развернут вспомогательный пункт управления воздушной армии во главе с генералом А. Е. Златоцветовым, который успешно осуществлял руководство боевыми действиями авиации в ходе оборонительной операции.

Основные усилия штурмовой и бомбардировочной авиации были направлены на уничтожение танковой труппировки [54] противника в районе Зыбина, Мощеного, Томаровки, Стрелецкого, пытавшейся прорвать оборону в полосе 6-й гвардейской армии, а также на противодействие попыткам вражеских войск переправиться через Северский Донец в полосе 7-й гвардейской армии на участке Соломино — Безлюдовка.

Особенно эффективно действовали штурмовики 3-го и 9-го смешанных авиакорпусов и бомбардировщики 244-й бомбардировочной авиационной дивизии. 5 июля они произвели 200, а 6 июля — 450 самолето-вылетов по танкам, мотопехоте противника и переправам{30}. С утра до позднего вечера одна за другой шли группы «ильюшиных» авиационного корпуса генерала В. И. Аладинского туда, где разгорались ожесточенные бои, где враг пытался навести переправы через водный рубеж. Своими дерзкими атаками летчики помогали пехоте успешно отражать танковые атаки, уничтожать гитлеровцев.

Ведущие групп самолетов И. Морозов, П. Сибиркин, А. Беляков и другие по нескольку раз в день вылетали на выполнение боевых заданий. И каждый их вылет был успешным.

Группе штурмовиков под командованием капитана Малышева была поставлена ответственная задача — разрушить переправу противника через Северский Донец. Удар по переправе был нанесен в тот момент, когда на ней находилось несколько цистерн с горючим. Мост был разрушен. Возле него скопились вражеские войска, артиллерия, автомашины. Увидев это, шестерка Ил-2, возглавляемая П. А. Сибиркиным, сделала два захода и сбросила бомбы. Здесь же у переправы Сибиркин обнаружил склад с горючим и уничтожил его.

Кроме разрушения переправ и уничтожения живой силы и техники врага на дорогах штурмовики в тесном взаимодействии с гвардейцами генерала М. С. Шумилова вели напряженную борьбу с вражескими танками. «Илы» засыпали «тигры» и «фердинанды», впервые появившиеся на фронте, кумулятивными противотанковыми авиационными бомбами, обладавшими высокой эффективностью. Только за 6 июля штурмовики уничтожили и повредили до 90 фашистских танков{31}. [55]

Наши летчики проявили в этих боях беспримерную отвагу и высокое боевое мастерство. Многие из них совершили бессмертные подвиги. 5 июля командир эскадрильи 175-го штурмового авиационного полка старший лейтенант А. П. Долгов направил свой горящий самолет на вражескую автоколонну, стоявшую у села Бессоновки. На другой день летчик 955-го штурмового авиационного полка И. Г. Гусев бросил свой горящий «ил» на скопление автомашин и бензоцистерн с горючим у переправы через Северский Донец{32}. Заместитель командира эскадрильи 95-го гвардейского штурмового авиационного полка младший лейтенант Н. Томайкин перед вылетом на боевое задание сказал товарищам: «Если меня подобьют над целью и я не смогу уйти, то повторю подвиг Гастелло и Абдирова». Коммунист Томайкин был подбит над целью и на глазах товарищей направил свой самолет в колонну автомашин с фашистскими войсками{33}.

Командование 7-й гвардейской армии высоко оценило действия авиации. В одном из донесений указывалось, что 5 и 6 июля штурмовики 17-й воздушной армии успешно наносили удары по объектам противника на поле бон, что воины-гвардейцы весьма благодарны летчикам за помощь в отражении атак немецко-фашистских войск{34}.

В первый же день наступления враг бросил в бой крупные силы истребителей с целью получить преимущество над полем боя. Завязались ожесточенные воздушные бои. Нередко в них принимало участие 100 — 150 самолетов. В течение двух дней соединения 2-й и 17-й воздушных армий провели 189 воздушных боев. 5 июля было сбито 173, а 6 июля свыше 100 фашистских самолетов. На второй день оборонительного сражения авиация противника, встретив сильное сопротивление наших истребителей, вдвое снизила свою активность.

В ожесточенных сражениях летчики показывали беспредельную преданность Коммунистической партии, советскому народу, проявляли мужество и героизм. В эти дни отважно сражались в воздухе летчики авиационного корпуса генерала В. И. Аладинского. Вот лишь один из примеров. [56]

Шестерка Ла-5, ведомая гвардии капитаном И. П. Лавейкиным, встретила над линией фронта 12 вражеских бомбардировщиков, которых прикрывали 16 «мессершмиттов». Лавейкин подал сигнал «В атаку!». Первой же очередью он зажег Хе-111 и, не давая гитлеровцам опомниться, снова устремился в атаку. Бомбардировщики стали разворачиваться на обратный курс. К этому времени к месту боя подошли еще 20 вражеских бомбардировщиков и 16 истребителей. В исключительно трудных условиях пришлось сражаться советским летчикам, но они не допустили удара по нашим наземным войскам и уничтожили семь фашистских самолетов, два из которых сбил капитан И. П. Лавейкин.

Летчика-истребителя Ивана Лавейкина хорошо знали в войсках фронта. О нем говорили как о подлинном мастере воздушного боя. Защищая небо Родины с первых дней войны, он десятки раз появлялся над вражескими аэродромами, мастерски штурмовал их, уничтожая самолеты и взрывая склады с горючим и боеприпасами. Успешно участвовал в прикрытии наземных войск, в разведке и сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, коммунисту гвардии капитану И. П. Лавейкину 28 августа 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. В то время ему было 22 года.

6 июля советские войска приостановили наступление противника. На обоянском направлении ему удалось прорвать вторую полосу обороны лишь на одном участке (Яковлево, Лучки). Юго-восточнее Белгорода войска противника незначительно продвинулись вперед. К исходу дня они вышли ко второй оборонительной полосе. Неся большие потери, враг спешил восстановить силы за счет оперативных резервов и переброски авиации с других участков фронта и из глубокого тыла.

7 июля сложную задачу выполнял 5-й гвардейский истребительный авиационный полк, который после доразведки наносил штурмовой удар одновременно по трем аэродромам противника: Рогань, Сокольники и Основа. Лучшими организаторами штурмовок явились командиры эскадрилий Н. П. Дмитриев и Н. С. Киянченко. Особенно отличился коммунист гвардии капитан Н. П. Дмитриев, впоследствии удостоенный звания Героя Советского [57] Союза. В воздушных боях отважный летчик сбил 15 фашистских самолетов.

В период с 7 по 10 июля танковые и моторизованные дивизии противника продолжали наступление. Их непрерывные атаки поддерживались массированными налетами авиации. Чтобы сорвать наступление противника и не допустить прорыва обороны, советское Верховное Главнокомандование усилило войска и авиацию Воронежского фронта.

Для оказания более эффективной помощи наземным войскам 1-й смешанный авиационный корпус 7 июля был переброшен ближе к линии фронта: с аэродромного узла Старобельск на аэродромный узел Уразово. Высокую оперативность в своевременном обеспечении боевой работы корпуса с новых аэродромов проявил личный состав 30-го района авиационного базирования и лично начальник штаба тыла армии подполковник И. Б. Ростик, руководивший перемещением тыловых частей.

Два батальона аэродромного обслуживания, получив задачу в 15 часов 6 июля, совершили 125-километровый марш и с 6 часов 30 минут 7 июля уже обеспечивали боевую работу частей авиационного корпуса с Уразовского аэродромного узла.

В течение 7 и 8 июля авиационные полки 1-го и 3-го смешанных авиационных корпусов армии уничтожали танки и мотопехоту противника на обоянском направлении в районах Ольховатки, Козьмо-Демъяновки, Быков-ки и Дмитриевки.

В упорных оборонительных боях советские войска, поддерживаемые авиацией, успешно отражали атаки противника, нанося ему большие потери.

Действия авиационных частей воздушной армии на белгородском направлении были сопряжены с исключительными трудностями. Удары по переправам, резервам и наступающим войскам осуществлялись на узком участке фронта в условиях сильного противодействия зенитных средств противника. Но ничто не могло остановить наших летчиков. Самые сложные задачи выполнялись в срок, и враг оставил в районах наступления тысячи трупов своих солдат и офицеров, сотни сгоревших танков и автомашин.

7 июля 125 самолетов армии непрерывно поддерживали наземные войска в районах Соломина, Пуляевки, [58] Масловой Пристани, Топлинки, Безлюдовки, разрушили семь переправ через Северский Донец, уничтожили 27 танков, около 60 автомашин, 6 бензоцистерн, 8 батарей зенитной артиллерии и 2 склада с боеприпасами.

Все попытки танковых и моторизованных дивизий врага прорваться к Обояни и Короче были сорваны. Немецко-фашистские войска продвинулись на обоянском направлении лишь на 15 — 20 км, а на корочанском — на 10 — 15 км.

Принимая активное участие в отражении наступления противника, летчики воздушной армии с 7 по 11 июля произвели 2112 самолето-вылетов. Начальник штаба 24-го стрелкового корпуса телеграфировал генералу В. А. Судец:

«Командующий 7-й гвардейской армией и командиры 81-й и 73-й стрелковых дивизий просят передать спасибо экипажам, громившим в период с 15 до 16 часов 7 июля танки противника в районах Ястребово и Беловская. Они также благодарны за действия штурмовиков в районе Маслова Пристань»{35}.

9 июля командир 25-го стрелкового корпуса сообщил в штаб воздушной армии, что в этот день он с восхищением наблюдал за успешными действиями штурмовиков, наносивших удары по колонне танков противника, в результате которых было подбито и уничтожено 47 танков и 147 автомашин. Начальник авиационного отдела штаба 7-й гвардейской армии гвардии полковник Иоффе доносил, что с утра группа штурмовиков нанесла удар по колонне противника в районе Маслова Пристань, где было обнаружено до тысячи автомашин, цистерн с горючим и самоходных орудий. Через 15 минут еще три группы «ильюшиных» штурмовали эту колонну. Было уничтожено много боевой техники противника.

8 этот июльский день совершили геройский подвиг командир эскадрильи 94-го гвардейского штурмового авиационного полка 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии коммунист гвардии капитан Петрухин и комсомолец воздушный стрелок Герасименко. Когда во время штурмовки их самолет был подбит, Петрухин направил горящий штурмовик на скопление вражеских танков.

9 июля младший лейтенант П. Д. Худов сбил четырнадцатый вражеский самолет. П. Худов вылетел во [59] главе четверки Ла-5. Его ведомым был А. Долгов. Выполнив задание, истребители взяли курс на свой аэродром. И тут летчики заметили идущих на малой высоте два Ю-87, которые буксировали планеры.

Внезапная атака ошеломила врага. Один бомбардировщик был подожжен Худовым и упал на лес. Такая же участь постигла и второй «юнкерс». Покончив с бомбардировщиками, истребители уничтожили и планеры, которые едва успели приземлиться.

Самоотверженно сражались с фашистскими стервятниками летчики 814-го истребительного авиационного полка 3-го смешанного авиационного корпуса. В эти дни коммунист лейтенант В. В. Бобков довел число лично сбитых самолетов до 12, а в групповом бою — до 5.

Однажды 36 «юнкерсов» и «мессершмиттов» пытались бомбить наши войска. Пятерка истребителей, в состав которой входили Бобков и его ведомый младший лейтенант Артемченко, врезалась в строй вражеских бомбардировщиков и разогнала их. На обратном пути Бобкова и Артемченко пыталась перехватить группа «мессершмиттов». Боеприпасы были на исходе. Но это не смутило отважных летчиков: они пошли в лобовую атаку на противника. Гитлеровцы не выдержали и стали уходить. Лейтенант Бобков меткой очередью сбил один «мессершмитт».

...Прячась в облаках, фашистские бомбардировщики пытались скрытно выйти на один из наших аэродромов и разбомбить его. Но враг был своевременно обнаружен. Один за другим в воздух ушли истребители 5-го гвардейского авиационного полка. Первыми заметили фашистские бомбардировщики, идущие под прикрытием шести истребителей, летчики звена, ведомого младшим лейтенантом В. Попковым. Четверка Ла-5 преградила путь, врагу. С первой же атаки командир звена сбил вражеский истребитель. А вскоре и второй фашистский самолет рухнул на землю. Попков по радио руководил действиями летчиков, предупреждал об опасности. Вот уже третий стервятник, оставляя за собой шлейф дыма, вошел в штопор.

Задание было выполнено. Летчики без потерь возвратились на свой аэродром, не пропустив к нему ни одного вражеского самолета.

Москвич Виталий Попков с ранних лет мечтал стать [60] летчиком. И его мечта сбылась. В 1940г. он поступил в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов, а в мае 1942 г. попал на фронт. Уже в первых боях молодой летчик проявил себя умелым и отважным воздушным бойцом. Ему доверили водить в бой звено, а затем и эскадрильи.

Однажды В. Попков во главе 12 Ла-5 прикрывал боевые порядки наземных войск. К линии фронта приближалась группа немецких бомбардировщиков, в которой было не меньше 30 машин. Их сопровождали 18 истребителей. Силы были неравные. Но Попков и его товарищи смело вступили в бой, сбив десять и подбив три фашистских самолета.

В сентябре 1943 г. В. И. Попков был удостоен звания Героя Советского Союза. Впоследствии он стал командиром необычной эскадрильи: в ней было одиннадцать Героев Советского Союза.

Свой гвардейский боевой счет коммунист В. И. Попков подытожил в воздушном бою под Берлином. За годы войны он провел 117 воздушных боев, в которых уничтожил лично 40 вражеских самолетов. За образцовое выполнение боевых заданий, за мужество, отвагу и геройство, проявленные в боях с врагами Родины, Виталий Иванович Попков в июне 1945 г. был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Попытки противника прорваться к Курску через Обоянь были сорваны. К 10 июля, наступление немецко-фашистских войск на этом участке фронта было остановлено, а господство в воздухе полностью и окончательно завоевано советской авиацией. В напряженных пятидневных боях наземные войска при активной поддержке авиации нанесли врагу огромные потери. Военный совет 7-й гвардейской армии 11 июля высоко оценил, действия нашей авиации и объявил благодарность летному составу за отличную работу на поле боя в интересах армии и за то, что отважные соколы нанесли громадный ущерб противнику в живой силе и технике.

После перегруппировки войск танковые и моторизованные дивизии врага при поддержке авиации перенесли свои главные усилия на прохоровское направление. Разгадав [61] планы врага, командование Воронежского фронта по согласованию со Ставкой приняло решение нанести 12 июля мощный контрудар с целью окончательного разгрома наступающей немецко-фашистской группировки. Для поддержки сухопутных войск, осуществляющих контрудар, привлекались в полном составе 2-я и 17-я воздушные армии.

В течение двух ночей, на 11 и 12 июля, 262-я дивизия ночных бомбардировщиков вела боевые действия по уничтожению и изнурению войск противника в районах Стрелецкого, Драгунского, Пушкарного, Бутова. Совместно с авиацией дальнего действия она наносила удары по железнодорожным станциям и перегонам, успешно громила колонны войск на шоссейных дорогах с целью изоляции района предстоящего сражения от притока свежих резервов.

Утром 12 июля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска фронта перешли в наступление. В этот день под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории войн танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Одновременно над полем боя происходили напряженные воздушные бои.

В ходе контрудара авиация осуществляла поддержку наших войск эшелонированными действиями штурмовиков и бомбардировщиков. Удары наносились по скоплениям танков противника в районах Андреевки, Покровки, Яковлева, Верхнего Ольшанца, Мелихова, Шляхова.

В результате совместных усилий наших сухопутных войск и авиации противник вынужден был отказаться от дальнейших попыток овладения Курском с юга. Наступление немецко-фашистских войск на белгородско-курском направлении закончилось провалом.

17-я воздушная армия успешно выполнила поставленные перед ней задачи по поддержке наземных войск на первом этапе оборонительной операции Воронежского фронта. С 5 по 16 июля летчики армии днем и ночью вели напряженные боевые действия. Проявляя исключительный героизм, мужество и отвагу, они произвели 4230 самолето-вылетов, повредили и уничтожили 400 танков, более 1050 автомашин с войсками и грузами, взорвали 22 склада с боеприпасами и 12 переправ, подавили и уничтожили 84 батареи полевой и зенитной артиллерии, рассеяли и уничтожили свыше 5650 солдат и офицеров [62] противника. За этот период в борьбе за господство в воздухе летчики армии провели 81 воздушный бой, в которых сбили 83 и подбили 18 фашистских самолетов, а также сожгли 64 и повредили до 35 самолетов различных типов во время штурмовок вражеских аэродромов{36}.

С 17 июля воздушная армия обрушила всю силу и мощь своего оружия на противника на изюм-барвенковском направлении. В этот день войска Юго-Западного фронта перешли в наступление из района Изюма в направлении Барвенково и, форсировав Северский Донец на участке Каменка — Маяки силами 8-й гвардейской армии генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова, завязали упорные бои по захвату плацдарма на правом берегу реки.

Соединения и части воздушной армии уничтожали войска и технику противника в районах Большой Горажовки, Великой Камышевахи, Малой Камышевахи, Каменки, Топальской, Долгенькой, Голой Долины, Маяков, Славянска, Адамовки, Краснополья, авиацию врага в воздухе и на аэродромах Основа, Сокольники, Рогань, Краматорская, Барвенково, вели разведку поля боя, выдвижения и сосредоточения войск противника.

Ранним утром подняли свои машины в небо летчики авиационной дивизии полковника П. И. Мироненко. Штурмовики получили приказ поддержать ударами с воздуха гвардейцев генерала В. И. Чуйкова. В первый вылет повели свои группы «ильюшиных» мастера штурмовых атак старший лейтенант Вовкогон, младшие лейтенанты Белов и Миронов. Выйдя точно на цель, штурмовики сбросили бомбы на артиллерийские позиции, блиндажи и окопы противника.

Группа самолетов, ведомая старшим лейтенантом Вовкогоном, произвела в этом вылете восемь атак, уничтожив 4 танка и 15 автомашин с войсками и грузами.

Две группы штурмовиков 775-го штурмового авиационного полка под командованием летчиков Касьяненко и Государева 19 июля подавили огонь минометных и артиллерийских батарей противника и нанесли удар по подходящим колоннам вражеских войск в тот момент, когда наземные части штурмовали высоту. В тот же день на имя командира полка майора Н. И. Зубанева была получена следующая телеграмма:

Наши рекомендации