Понятие о психическом здоровье и его критерии
Исследование индивидуальных и групповых психологических особенностей военнослужащих — важный, но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога, позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета при принятии управленческого решения. Изучение индивидуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нуждающихся в оказании психологической помощи.
Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, сохранения их психического здоровья, активизации психических ресурсов и развития способностей личности (группы) к разрешению сложных личностных и профессиональных проблем.
В ходе оказания психологической помощи решаются следующие задачи:
1) разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;
2) поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;
3) психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;
4) психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности;
5) повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих;
6) создание психологических условий в воинской части, исключающих необоснованные чрезмерные психологические и физические нагрузки на личный состав, способствующие благоприятному психологическому самочувствию военнослужащих.
Необходимость психологической помощи и сохранения психического здоровья военнослужащих обусловлена тем, что в условиях военно-профессиональной
132_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
деятельности человек неминуемо сталкивается с многочисленными проблемными ситуациями, требующими наличия определенного уровня психического ресурса человека для их успешного преодоления.
Учитывая чрезвычайное многообразие взаимосвязей конкретного человека с окружающей средой (социальной, физической), в соответствии с существующими в психологии подходами (Б. С. Братусь, Л. Н. Собчик, Б. Я. Шведин, А. Ю. Федотов и др.) правомерным представляется выделить следующие группы субъективной сложности ситуаций и уровни психического здоровья людей.
1. Класс ситуаций на духовный и жизненный смысл деятельности, чему соответствует личностно-смысловой уровень психического здоровья.
2. Класс ситуаций на опредмечивание и реализацию отношений, осуществление конкретной деятельности, чему соответствует индивидуально-исполнительный уровень психического здоровья.
3. Класс ситуаций на качество психофизического взаимодействия с окружающим, чему соответствует психофизический уровень психического здоровья, определяемый особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической личности.
Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса соответствующего уровня и разбалансированности психического здоровья человека. Таким образом, объектом психологической помощи являются военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления трудных ситуаций и расстройства психического здоровья.
Множество проблем, с которыми встречаются военнослужащие в своей жизни и деятельности, можно разделить на две категории: психологические и предметные, или непсихологические.
Психологическая проблема— это совокупность психологических трудностей человека, дисгармоничное состояние, вызванное определенными противоречиями в развитии или негативными изменениями (событиями) в личной и профессиональной жизни.
Психологическая проблема отличается от неисихологической тем, что ее решение предполагает изменение личности (группы), в то время как непсихологическая проблема решается путем перемен в предметной среде человека. Так или иначе, изменение предметных параметров должно быть сопряжено со знанием психологической стороны проблемы, т. е. с характером отражения, восприятия различных ее аспектов человеком, знанием его психологических возможностей и особенностей и пр.
Под психическим здоровьемпонимается комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека [134].
Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военнослужащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от
Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 133
нее у конкретного человека. Проблема нормы в психологии одна из самых сложных. Сложность данного феномена подчеркивается многообразием подходов к ее пониманию представителями различных наук. Укажем лишь на некоторые аспекты в понимании нормы:
а) норма как оптимальное состояние объекта. С этой точки зрения норма пред
ставляет наиболее устойчивое адаптивное состояние объекта, более всего со
ответствующее определенным условиям и задачам его функционирования;
б) норма как исходное начало для сравнения и оценки. В данном случае формаль
ный критерий, по которому происходит сравнение людей по определенным
аспектам, выводится на основе статистической обработки результатов и
анализа их распределения, полученных у большого количества людей. Од
нако чрезвычайно трудно охарактеризовать положение человека относи
тельно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему по
казателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство;
в) норма как отсутствие отклонений, состояние, противоположное болезни,
отсутствие физических дефектов, заболеваний и расстройств. В соответ
ствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в
результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относи
мых к различного рода психическим отклонениям;
г) норма как описательная характеристика необходимых положительных ка
честв личности (положительный логический критерий);
д) норма как состояние полного физического, духовного и социального благополу
чия человека, ощущение возможности реализации своего личностного потен
циала.
Выделяют три уровня анализа этой категории:
1) иейропсихологический — делается вывод о мозговой организации исследуемого явления (здесь необходимы знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга);
2) общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики;
3) возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности [135].
Следует отметить, что в понимание психического здоровья включены не только медицинские, психологические критерии, но и общественные, групповые ценности и нормы, которые регламентируют духовную жизнь и поведение человека в социуме. При этом ориентация па норму психической деятельности обусловлена тем, что предполагаемый ею оптимальный уровень психического самочувствия и функционирования индивида в обществе возможен в первую очередь при отсутствии патологических отклонений в функционировании центральной нервной системы. В этом плане все многообразие переходных состояний человека находится между двумя полюсами: «норма* и «патология». В этой связи укажем наиболее обш;ие критерии, характеризукщие норму психического здоровья:
Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
а) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительнос
ти, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раз
дражителям, значению жизненных событий;
б) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познаватель
ной сфер личности;
в) способность к адаптации в микросоциальных отношениях;
г) способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в
зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных це
лей и поддержанию активности в их достижении;
д) критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за
потомство и близких членов семьи.
В то же время, человек, физически и психически находящийся в пределах указанных норм, может субъективно ощущать собственное неблагополучие, вызванное, например, нереализованностыо своих жизненных планов, неудовлетворенной потребностью, недостатком внимания со стороны близких людей и т. п. В этой связи значимым является то, что здесь на первый план при определении уровня психического здоровья выходят потребностные критерии, связанные с мировоззрением человека, его «Я-концепцией», уровнем притязаний и т. д. Таким образом, при всей кажущейся схожести феномены «психическая норма» и «психическое здоровье» не совпадают. Для подчеркивания данного различия в последнее время в психологии наряду с термином «психическое» стал употребляться и термин «психологическое здоровье», в какой-то степени соразмерный по содержанию с понятиями личностного благополучия и личностной зрелости [23].
Другими словами, «нормальный человек» — это человек, соответствующий в главных своих психических проявлениях основным критериям половозрастного развития и социальным нормам конкретного общества, обеспечивающий адекватную окружающей действительности регуляцию поведения, а «психически здоровый» — испытывающий при этом и чувство душевного благополучия, ответственно выступающий субъектом своей жизнедеятельности.
Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности — от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся). Именно эти военнослужащие являются объектом наиболее пристального внимания должностных лиц, и в первую очередь психолога воинской части.
Однако круг лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи, не ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто человек, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности, не может самостоятельно найти выход из сложившейся обстановки, правильно определить для себя наилучшую линию поведения или, проще говоря, не обладает необходимыми навыками принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т. п.
Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 135
Целесообразно выделить четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека:
1. Комфортные, требующие от человека минимальных энергетических затрат. Объективно необходимы на ранних половозрастных этапах развития для набора психического ресурса для взрослой жизни или его восстановления при усталости, истощении.
2. Проблемные, повседневно-жизненные. Их разрешение требует избирательной активности человека. При благоприятном разрешении такие ситуации сопровождаются интеллектуальным и личностным ростом. В противном случае происходят снижение, истощение психического ресурса определенного уровня, нарастание усталости, разочарований, повышение проблемнос-ти самой ситуации для человека.
3. Трудные ситуации, связанные с большими энергетическими нагрузками на фоне проявления различных факторов трудности: риска, опасности, внезапности события, высокой интеллектуальной и психофизической сложности выполняемой деятельности, решаемой задачи; негативного группового воздействия; неблагоприятных природно-климатических воздействий; смысловой противоречивости или девальвации ценностей, лежащих в основе прежних смыслов, и т. д.
4. Экстремальные, связанные с запредельными смысловыми, характерологическими, психофизическими нагрузками, то есть превышающими адаптивно-компенсаторные возможности человека, и сопровождающиеся нарушением психического здоровья, истощением резервов и возможными патологическими нарушениями психики и организма.
Таким образом, в зависимости от уровня сложности требований, предъявляемых к психическому ресурсу человека в той или иной ситуации, факторами нарушения психического здоровья могут являться:
а) несоразмерность нагрузки и внешних воздействий на человека его психофи
зиологическим и личностным возможностям;
б) соматические заболевания и дефекты физического развития;
в) неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам
ситуаций;
г) деформация системы межличностных отношений в ближайшем социальном
окружении;
д) наличие амбивалентных, противоречивых отношений, мотивов и потребно
стей, порождающих острый внутренний конфликт и переживания человека
из-за невозможности самостоятельно найти продуктивный выход из сло
жившейся ситуации, и др.
Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня, регламентированный режим поведения, невозможность уединиться, повышенная ответственность, непривычные природно-географические условия — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих. Еще более мощные предпосылки для формирования психиче-
136_________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
ской патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна и отдыха и многое другое являются основными факторами негативного воздействия на психику военнослужащих.
Наиболее типична по уровню субъективной трудности для большинства военнослужащих ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином «адаптация» понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, а с другой — процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям.
Процесс адаптации протекает сложнее и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый адаптационный потенциал. Затрудненная адаптация может наблюдаться и у лиц, имеющих какие-либо дефекты строения тела или внешнего вида (избыточная полнота или чрезмерная худоба, большие нос, уши, кривые ноги, небольшой половой член и т. п.). Чаще всего именно эти люди становятся объектом насмешек и издевательств со стороны других, а названные недостатки — предметом собственных тягостных переживаний этих воинов.
Усугублять негативные психологические проявления могут не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со стороны командиров и т. п.).
Выявлено, что психические ресурсы в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, истощаются пропорционально нарастанию усталости, психической травмированности и обратно пропорционально профессиональной подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированное™ необходимых психофизических качеств, умения произвольно входить в оптимальное психологическое состояние и быстро и полно восстанавливаться [134].
)
6.2. Профилактика психического здоровья военнослужащих в условиях воинской части
Работа по сохранению психического здоровья военнослужащих имеет комплексный характер и реализуется по двум основным направлениям.
1. Осуществление систематической и согласованной работы психолога и других должностных лиц профилактического плана по своевременному выявлению воинов, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном психологическом сопровождении, созданию благоприятных условий для жизнедеятельности военнослужащих, предупреждающих их психологическую и физиче-
Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 137
скую перегрузки, негативные проявления НПН и последствия кризисных состояний (неспециализированная психологическая помощь).
2. Непосредственное применение психологом специальных процедур по оказанию психологической помощи конкретным военнослужащим (коллективам) методами психологического консультирования, психокоррекции, психореабилитации, психологического обучения и просвещения (специализированная психологическая помощь).
Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальными работниками, юристом и др.). Психологическая профилактика и психогигиена предполагают:
а) своевременное выявление таких индивидуальных особенностей военнослу
жащего, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его
психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;
б) предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в свя
зи с возрастными, социализационными кризисами (психическое расстройство —
общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает ос
нование для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);
в) оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых
для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка ком
фортности среды, анализ режимов деятельности и отдыха, выявление ситуаций
и условий воинской деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологи
ческое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания)
и т. д.
Согласно классификации ВОЗ, выделяют следующие разновидности профилактики:
1)первичная (включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств);
2)вторичная (содержит мероприятия, препятствующие неблагоприятной динамике уже возникших заболеваний);
3) третичная (способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания и его рецидивов). .
К основным мерам по профилактике психических срывов и заболеваний у военнослужащих относят:
• внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыслей, суждений, предложений и т. д., недопущение в их адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости и т. п.;
• изучение и знание реальной обстановки в семьях военнослужащих, проходящих службу по контракту, оказание им всесторонней помощи в разрешении бытовых, финансовых, психологических и других проблем, а также семейных конфликтов;
• рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;
Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время
• анализ и оптимизация эргономических условий деятельности военнослужащих, исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок военнослужащих;
• равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначении нарядов физического состояния и психологического самочувствия воинов;
• постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделениях, запросов, настроений военнослужащих; создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах — атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
• создание условий для проявления творческих способностей военнослужащих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;
• обмен письмами с родителями военнослужащих, установка в воинской части междугородного телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими, прием военнослужащих по личным вопросам;
• разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции {проводит лично психолог);
• выявление наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости чаще всего оказывается неадекватным;
• изучение ситуаций военно-профессиональной деятельности, ведущих к повышенным негативным переживаниям и состояниям военнослужащих, способствующих ошибкам, авариям, несчастным случаям, конфликтам между военнослужащими и т. д:
В руководящих документах по организации психологической работы в ВС РФ установлена персональная ответственность должностных лиц, наряду с командирами (начальниками) всех степеней, за следующее (Приказ МО РФ № 440 от 25.09.1998 г.):
а) за выявление суицидальных намерений, организацию и осуществление мероп
риятий по недопущению самоубийств (ответственны органы воспитательной
работы, медицинской службы, органов службы войск и безопасности воен
ной службы);
б) за противодействие распространению алкоголя и наркотиков (органы служ
бы войск и безопасности военной службы, органы воспитательной работы,
медицинской службы);
в) за выявление лиц, предрасположенных к расстройствам личности, алкоголиз
му, наркомании (органы воспитательной работы, медицинской службы);
г) за выявление лиц с психическими заболеваниями (органы медицинской службы).
Особое внимание обращается на выполнение командирами и начальниками
рекомендаций психологов и врачей в отношении военнослужащих с низким уровнем психического здоровья, на организацию каждодневной профилактической работы с ними. Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар
Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 139
являются наличие у военнослужащего психического расстройства и заключение врача-психиатра о необходимости обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление прокурора или определение суда. Недопустимо угрожать военнослужащим отправкой в психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.
В случае отсутствия у военнослужащего психического заболевания, но при предрасположенности к личностным расстройствам дальнейшую работу с ним осуществляет психолог или психоневролог совместно с врачом воинской части.
Пристального внимания психолога и других должностных лиц требуют военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН). Нервно-психическая неустойчивость не равнозначна психическому заболеванию, является временным, обратимым явлением. Ее можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь.
Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН, являются:
• слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней;
• психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старослужащими;
• грубость и педагогические ошибки командиров;
• особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие ненадежность адаптационных и компенсаторных механизмов;
• психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и в воинском подразделении;
• факт разлуки с семьей, близкими людьми, неблагоприятные известия из дома и др.
Важное место в комплексном решении проблемы сохранения психического здоровья военнослужащих занимает деятельность психолога и других должностных лиц по проектированию и оптимизации профессиональной среды.Решение данной задачи связано с созданием в воинской части таких условий, которые бы обеспечивали эффективную и безаварийную работу военнослужащих и рабочего персонала — служащих, гражданских лиц, а также предупреждение различного рода профессионально-психологических расстройств и деформаций личности работающих специалистов.
П |
од профессиональной средойпонимается совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологические, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и социальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.).
Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной). Данные факторы, различаясь по интенсивности и продолжительности своего воздействия, могут быть объединены в несколько групп:
• физические (громкость, запах, температура, объем помещения, освещенность
и т. п.);
140_________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время
• технические (надежность и эргономическое соответствие оборудования, техники, рабочего места);
• социально -ролевые (нормативные ограничения, возможность проявления инициативы, ролевые позиции и ожидания, совместимость членов воинского коллектива и др.);
• особенности задачи (степень сложности, новизны, монотонность работы, наличие необходимой информации, высокий темп действий, дефицит времени и т. д.);
• структурные (групповая или индивидуальная изоляция, автономность, функциональный, матричный или линейный тип построения организации, количество иерархических уровней управления и т. п.);
• личностные (профессиональная подготовленность и опыт работы, свойства нервной системы, особенности темперамента и характера человека, функциональное состояние).
Взаимодействие внешних и внутренних факторов может вызывать самые различные неблагоприятные последствия как для самого человека, так и для окружающих его людей. Различаясь но степени потенциального ущерба для человека и организации в целом (воинской части), данные факторы делятся на опасные, воздействие которых приводит к травмам, гибели человека, нарушениям в его психике, авариям, и вредные, воздействие которых ведет к негативным психическим состояниям и профессиональным заболеваниям.
Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая состояние психической напряженности.
Напряженность— это состояние психической активности, неадаптивности человека, вызванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий. Такое состояние возникает тогда, когда военнослужащему необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудностей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования.
Напряженность, сохраняющаяся у человека в течение длительного времени, может, в свою очередь, вызывать различные негативные состояния. Вероятность негативной динамики психических состояний возрастает тогда, когда у человека не сформированы навыки адекватной оценки критических ситуаций, а в личном опыте отсутствуют варианты их преодоления. Кроме этого, более подвержены таким состояниям люди с повышенным уровнем тревожности, невротичности, ригидности.
Вызываемые вследствие психической напряженности негативные состояния являются, с одной стороны, «древней» реакцией человека на ситуации угрозы его биологическому и социальному существованию (тревога, испуг и т. п.), а с другой стороны, психофизиологическим ответом организма на завышенные требования среды к расходованию его энергетических ресурсов. Функционально данные состояния предполагают комплекс ответных реакций защитного характера.
Действие на человека различных негативных факторов профессиональной среды зачастую вызывает состояние стресса.
Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 141
Под стрессомпонимается неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку.
Реакции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, называются общим адаптационным синдромом, характеризующимся следующими особенностями.
Во-первых, это относительная независимость реакции от характера вызвавшего ее стимула (т. е. причиной стресса могут быть самые разные события и обстоятельства, например постоянный шум в помещении, негативные жизненные события, чрезмерные физические нагрузки и т. п.).
Во-вторых, все стрессоры вызывают неспецифическую физиологическую реакцию, когда вследствие активизации гормональных систем в кровь поступают адреналин, норадреналин, в результате чего значительно возрастает частота сердечных сокращений и дыхания, поднимается кровяное давление, возрастает интенсивность циркуляции крови в скелетных мышцах, уменьшается энергетический запас в печени.
В-третьих, длительные нагрузки ведут к стойкой адаптации организма к изменившимся условиям, в то же время чрезмерные по силе и длительности нагрузки (перегрузки) ведут к срыву работы адаптационной системы и появлению в организме под действием избытка гормонов различных нарушений и заболеваний (сердечная недостаточность, гастрит, головные боли, спазм сосудов, диабет и др.).
В преодолении стресса большое значение имеют оценка события самим человеком и наличие у него адекватных путей и способов преодоления создавшейся ситуации. Таким образом, каждое затруднение, с которым сталкивается военнослужащий, является стрессовым в том случае, если оно оценивается негативно или если нет адекватной стратегии его преодоления, т. е. требования ситуации превышают возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической.
Для преодоления стресса важно знать, где заключается источник хронического дисбаланса — во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возможностях человека, которые слишком ограничены. В связи с этим работа по преодолению стрессовых состояний должна вестись по двум направлениям: по пути изменения ситуации (через уменьшение числа стрессоров и их интенсивности) и изменения человека — изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения.
Негативным явлением в профессиональной жизни военнослужащего могут быть профессиональные кризисы.
1 Кризис— это состояние длительного личностного дисбаланса, которое является резуль-1 татом сильного по степени воздействия или неожиданного события.
Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмоциональных реакциях и т. п.
Профессиональные кризисы могут происходить на фоне возрастных кризисов, имеющих объективный характер, и социализациоиных кризисов, связанных с переходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых социальных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает
142________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время
достаточно сложную для человека проблему, когда для поиска ее решения зачастую не хватает собственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нарушенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога.
При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям. Имеющие острую или хроническую форму профессиональные болезни вызывают временную или полную утрату трудоспособности человека. На вероятность их возникновения и характер влияют не только особенности личности военнослужащего, но и особенности его военно-профессиональной деятельности. Например, у людей, занятых в социальной сфере (а к ним относятся практически все командные и воспитательные должности), предполагающей высокую интенсивность общения с окружающими, высокую эмоциональную выкладываемость, зачастую развивается так называемый «синдром сгорания», выражающийся в стремлении ограничить круг и число контактов, притупленности чувств, повышенной конфликтности и т. п. Вследствие «вживания» в образ других людей, преимущественного восприятия их с профессиональных позиций может развиваться односторонняя социальная перцепция.
Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы войскового психолога и должностных лиц воинской части на решении определенных задач.
1. Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по формированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функций и т. п.
2. Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различн