Тема 5: Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка

Планы

семинарских (практических) занятий

по курсу «Детская практическая психология»

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

профиль: Начальное образование. Дошкольное образование

(форма обучения – очная, срок обучения – 5 лет, III курс 5 семестр)

Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.

Тема 1: Детская психология как отрасль психологической науки

План.

1. Становление детской практической психологии в России

2. Развитие практической психологии в 20-30-е гг. XX века

3. Развитие детской практической психологии в конце XX начале XXI века.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Особенности практической психологии как вида психологической практики.

2. Социальный заказ, психологическая помощь. Пользователи психологической информации.

II. Познакомиться с нормативными документами

Литература:

1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2010.- 272 с.

2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов / под. ред. Т.Д. Марцинковской – М.: Гардарики, 2007.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие 4-е изд. СПб.: Изд-во « Питер», 2006.

4. Методы практической социальной психологии: диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пос. для вузов / под. ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект-пресс,2004

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пос.: в 2-х кн. – М.: Владос, 2006.

Тема 2: Психологическая служба в образовательном учреждении

План.

1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы.

2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении.

3. Психологический кабинет. Психологический инструментарий.

4. Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога.

5. Профессиональные и личностные качества детского практического психолога. Профессиональные требования, права и обязанности.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Специфика дошкольной психологической службы и психологической службы школы.

2. Этические нормы практического психолога.

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2000.

3. Овчарова Р.В. Практическая психологич в начальной школе.- М.. 1996.

4. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

5. Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Л.А.Венгера. - М., 1995.

6. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.. 1998.

Тема 3: Модели профессиональной деятельности практического психолога

План.

1. Обобщенная модель профессиональной деятельности психолога, состоящая из 3-х единиц: теоретического содержания(концепция); прикладных средств(инструментарий); организованной системы действий(технологии).

2. Моноконцептуальная модель профессиональной деятельности.

3. Поликонцептуальная модель профессиональной деятельности.

4. Альтернативный вариант построения модели профессиональной деятельности (Н.В. Морозова, С.В. Кривцова и др.).

5. Концепция психологической службы И.В. Дубровиной.

6. Концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой.

7. «Профилактическая» концепция В.Э. Пахальяна.

8. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана.

9. «Мониторинговые» концепции психологической службы.

10. «Психотерапевтическая» концепция А.В. Шувалова.

Задание:

Проанализировать и сравнить модели профессиональной деятельности психолога образования. Выделить преимущества и недостатки каждой модели (письменно) (см. источник 2).

Литература:

1. Детский практический психолог / Под. ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М., 2001.

2. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М., 2009. – С. 57-65.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева. М., 2001.

Тема 4: Планирование работы психолога

План.

1. Подходы к планированию психологической работы в ОО.

2. Выделение этапов работы, их последовательности, определение объема времени на каждый этап, содержания работы по этапам, необходимых средств.

3. Годовой план работы психолога.

4. Планирование работы на месяц. Циклограмма деятельности психолога.

Задание:

Подбор статей их журналов «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Журнал практического психолога», «Дошкольное воспитание».

Литература:

1. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

2. Бурменская Г.В., Каробанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы развития детей. М.: МГУ,2002.

3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство: в 2 ч. М., 2004.

4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2001.

Тема 5: Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка

План.

1. Психическое и психологическое здоровье детей.

2. Оценка психического здоровья.

3. Объективные показатели психического здоровья. Субъективные критерии психического здоровья.

4. Возрастное соответствие психического развития детей.

5. Индивидуальные особенности психического развития детей.

6. Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Причины возникновения конфликтных отношений со сверстниками в детском возрасте.

2. Трудности общения ребенка со взрослым.

Литература:

1. Психологическая служба в современном образовании /Под. ред. И.В.Дубровиной. СПб.: Питер, 2009.

2. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.

3. Коломинский Л.Я., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика. Профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.

Тема 6: Классификация отклонений психического развития(4ч.)

План.

1. Отклонения психического развития, отклонения познавательного развития.

2. Отклонения в произвольной деятельности и поведении.

3. Отклонения в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

4. Отклонения основных компонентов развития личности дошкольников (мотивации, ценностных ориентаций, детской компетентности).

5. Акцентуации характера и особенности их проявления в детс­ком возрасте.

6. Бессознательные формы поведения как фактор возможных от­клонений в развитии ребенка.

7. Семья как фактор психического развития ребенка.

8. Задержка психического развития. Виды задержанного развития.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детском возрасте, способы коррекции

3. Тревожность: понятие, специфика проявления, методы работы психолога

4. Замкнутость ребенка

5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстра­тивность, уход от деятельности, пассивность, социальная деза­даптация)

6. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития

Литература:

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М., 2001.

2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. ред. С.Г. Шевченко. М., 2001.

4. Коломинский Л.Я., Паько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика. Профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.

5. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. СПб., 2003.

6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2003 (Серия «Справочники»).

Тема 7: Понятия «психологический запрос» и «психологический диагноз»

План.

1. Виды психологического запроса.

2. Анализ запроса и построение стратегии психологических воздействий.

3. Различные подходы к определению понятия «Психологический диагноз».

Задание:

I. Подбор статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» за последние 5 лет, краткое их содержание.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб пос. для студ. вузов. – 6-е изд.,пераб. И доп. – М.: Академический проект, 2001.

2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

3. Детский практический психолог / Под. ред. О.А. Шаграевой. С.А. Козловой. М., 2001.

Наши рекомендации