Доверие: понятие, виды и функции
В данном разделе мы изучим концепции разных авторов в определении темы доверия: определим термин доверия, опишем как возникает доверие, рассмотрим доверие в межличностном общении как один из видов доверия, и дадим классификацию функций доверия.
Многие авторы изучали проблему доверия, и давали различные определения данного термина, общего в этих понятиях является то, что доверие это процесс позитивного или оптимистического ожидания относительно другого человека. Рассмотрим подробнее определения понятия доверия авторов: Ф. Фукуяма, С. Робинсона Дж. Роттера.
1. Ф. Фукуяма определяет процесс доверия как возникающее в определенном обществе ожидание того, что члены данного общества честны, будут вести себя нормально, основываясь на культурных традициях, и этических ценностях.
2. С. Робинсон считает, что доверие это процесс когда «ожидания, предложения, либо вера в вероятность того что, бедующие действия других людей будут выполнены и не нанесут вред другим людям и не затронут интерес других людей».
3. Дж. Роттер, определил процесс доверия как «обобщённые ожидания относительно того насколько можно верить словам обещания, высказывания другого человека». Роттер, считал, что показатель доверия можно оценивать с точки зрения социума. И доказывал, что доверие всегда формируется в межличностном общении (взаимодействии).
Нужно отметить что, автор Д. Руссо считал, что доверие строиться как на взвешивании и расчете так и на эмоциональном отношении, а так же на их комбинировании:
1. Доверие которое строиться на взвешивании и расчете подразумевает в себе то, что человек ожидает от того кому он доверят, такого же даверия к себе, в обратном случае, его доверие принесет ему больше вреда, чем пользы.
2. Доверие которое основывается на эмоциональном отношении подразумевает, что ожидание основывается на опыте, чтобы за доверие не последовало злоупотребления. И доверие позитивно окрашено по отношению к субъекту доверия.
3. Институциональное доверие, данное процесс доверия подразумевает ожидание основанное на договоренности, на формальных нормах, на многолетней практике, созданию которых способствовало организационная культура, и которые подкрепляются оказанием доверия.
Следовательно, институциональному доверию и ожиданию надежности происходит облегченный переход от доверия, которое основанное на взвешивании и расчете, к доверию основанному на эмоциональных отношениях.
Таким обозом все основания для доверия взаимосвязаны. Межличностное доверие развивается постепенно и такому процессу чаще всего содействует третье лицо которому доверяют оба человека, поскольку данный процесс, процесс ожидания, связан с проявлением доверия. В доверие рассматривается как отношение двух людей или группы.
Выделяют два вида межличностного доверия: доверие между человеком и субъектом доверия и человеком и обществом. Данные виды межличностного доверия имеют общие черты, но так же они и отличаются по типам воздействия которые влияют на установление доверительных отношений.
1. Вид доверие между двумя людьми.
Доверительные отношения устанавливаются в то время когда между двух людей возникает готовность и способность начать и вести честный диалог. Во время диалога, на одной из его стадии он должен затронуть оценку уровня доверия, которое одна сторона испытывает к другой, и узнать, что лежит в основе данной оценки.
2. Вид доверия, доверие внутри профессиональной команды.
Создание доверия внутри команды является совершенно другим процессом не таким как описан в первом виде доверия, доверия между двумя людьми. Люди которые находятся в команде легче идут на риск, так как они чувствуют поддержу своей команды. Но анализ взаимоотношений между членами команды осложняет вопрос который связан установлением доверия. Для создания доверия в группе лучше всего начинать с анализа формирования самой группы. В первую очередь нужно проверить как подобранны участники команды, подразумевается, не только то на сколько люди в команде ладят между собой, а так же то на сколько они обладают профессиональными навыками, которые необходимы для решения профессиональных задач.
Лучше всего набор команды начинать с отбора членов по профессиональным качествам а так же последующему распределению обязанностей и ответственностей для того чтобы члены команды смогли полностью раскрыться в команде. В команде должно быть правильное распределение обязанностей, для того чтобы члены команды могли своевременно помочь другому члену по команде в освоении навыков для выполнения порученного ему задания. Если неправильно распределить обязанности тогда у людей возникнет неверие в собственные силы, что своевременно скажется на результатах работы.
Положительно сказывается на команде, для развития доверия, тот процесс когда для выполнения поставленных целей они совместно обсуждают план его выполнения. Данные разговоры так же развивают преданность членов команды общему делу. Если участники команды будут чувствовать свое равноценное влияние на общий процесс развития дела.
Важно понимать, что люди должны прийти к консенсусу относительно того, как нужно работать вместе и каких отношений они жду в команде. Необходимо выработать у членов команды механизм который позволит члену команды чувствовать ответственность за выполнение как индивидуальных так и коллективных задач. Когда эти задачи обсуждаются заранее, то возникновение конфликтов значительно снижается, так же это способствует членам команды вести себя последовательно. В ходе обсуждения могут проявляться личные допущения или опасения, которое негативно влияют на достижение доверия.
В то время как команда создана и она приступила к работе, она должна разработать собственный стиль поведения, необходимый для создания доверия. Необходимо наладить информирование команды, ее членов о ходе работы, которое обязательно должно включать поощрение за выполненный, хороший труд, предложение о том как улучшить деятельность команды, и напомнить о том, что предполагается сделать, и о взятых обязанностях членов команды как отдельных так и всей команды.
В науке психологии, приводятся множество видов доверия, так как множество авторов изучали данную тему.
Разбирая виды доверия, нельзя было бы не упоминать автора Скрипкину Т.П которая длительное время изучала тему доверия и которой были выделены свои три вида доверия:
1. Доверие к миру.
2. Доверие к самому себе.
3. Доверие к другим людям.
Основой для формирования данных трех видов является, базальное доверие, первым кто описал базальное доверие был Э. Эриксон им было раскрыто данное доверие как доверие базисное, которое возникает на ранних стадиях развития личности, которое он приобретает в ходе взаимодействия (общения) с самыми близкими людьми окружающими ребенка, на протяжении всей жизни доверие человека видоизменяется и определяет такое свойство как доверчивость.
Рассмотрим каждый вид доверия более подробно.
1. Первый вид доверия, доверие к миру, оно изучало базовые установки личности, но психологические механизмы до настоящего времени не кем так и небыли изучены. Доверие к миру понимается, как специфический субъектный феномен, сущность которого состоит в том, чтобы отношения субъекта к различным объектам и событиям мира, которые заключаются в переживании актуальной значимости безопасности данных объектов или в событий мира для человека.
2. Второй вид доверия, это доверие к самому себе, в настоящее время данный вид доверия является самым изученным, Т.П. Скрипкина и её ученики определили данный вид доверия как рефлексивный, субъектный феномен личности, который позволяет человеку целостную позицию по отношению к себе, к миру, и благодаря данной позиции, человек может сам строить жизненную стратегию, Т. П. Скрипкиной было указано, что доверие личности к себе определяет его целостность и зрелость. Так же она утверждала, что доверие личности к себе самому было бы невозможно без доверия к миру, ведь иначе бы распалась вся система «человек-мир», которая в свою очередь может существовать только как целостная система. Если человек стремится обрести доверие к миру, тогда он действует в логике «сообразности», т.е. адаптивности. Но если человек стремится обрести доверие к себе самому, тогда он «выходит» за рамки ситуации, проявляя над-ситуативную активность. Таким образом, два данных типа доверия, доверия к себе и доверия к миру взаимосвязаны и находятся в состоянии равновесия, человек постоянно стремится к сочетанию этих видов доверия так как если одно из доверий, к себе или к миру, будет доминировать над вторым, то это однозначно приведет к дезадаптации личности и к его паталогическим последствиям.
3. Объектами доверия может выступать не только сам человек или события мира но и другой человек а так же социальное общество. Поскольку в данный работе мы изучаем доверие в межличностном общения, то 3 вид доверия для нас является самым значимым. В изучении доверия в межличностных отношениях говорится о социальных ролях, категориях, сетях и т.д. В таком случае идет речь деперсонифицированном доверии. Социологами и экономистами было выделено понятие «доверие системе» К.У. Хельман понимает под этим «веру людей в надлежащее функционирование общественной системы: всё имеет свой порядок, ведь не бывает выходов из системы из строя, существенных ее недостатков в функционировании соответственно регулярных и крупных потерь при этом, все остается в рамках ожидаемого»
Поскольку в каждом обществе есть функциональные системы, основанные на экономике, политике или праве, то это позволяет провести классификацию видов доверия: организационное доверие, управленческое доверие, экономическое доверие, политическое доверие, нравственное доверие, психологическое доверие и правовое доверие.
Таким образом, основание для типологии выступает как субъект так и объект доверия. Иногда объект и субъект доверия могут не идентифицироваться. К такому виду относится институциональное и генерализованное доверие (доверие которое осуществляется на уровне всего общества). В зависимости от точки зрения различают еще два вида доверия.
1. Которое испытывается субъектом к другим людям.
2. Воспринимаемое субъектом доверие со стороны различных людей и группы.
Т. П. Скрипкиной было использовано термины для их обозначения «Я-доверие» и «Мне-доверие» Влияние этих видов доверия на взаимоотношения партнеров и на поведение субъекта так до сих пор и небело изучено, и представляет перспективное направление исследования.
Функции доверия.
Основными функциями доверия является познание, обмен, и взаимодействие. Когда человек начинает доверять, но начинает рассчитывать на получение блага. Авторы А. Б. Купрейченко и С.П. Тобхарова в 2009 году изучили, что доверие играет значимую роль в регуляции жизни общества, людей и социальных групп.
Роль доверия заключается в германизации отношений человека, как с самим собой так и с обществом в целом, так же роль доверия заключается в обеспечении существования и взаимодействия, оно регулирует межличностные и групповые отношения. Как было указанно автором Луманом в 1979 году, доверять значит принимать будущее, переносить его в настоящее и действовать так, как будто оно определённо. Именно поэтому в современном мире процесс доверия становиться механизмом снижения сложности.
Проанализировав отрицательные функции доверия, можно отметить, что излишнее доверие является причиной снижения безопасности субъекта, но если у человека доверие очень низкое, то осложняется взаимодействие с другими людьми, затрудняется познание мира, и в итоге замедляет развитие личности.
К основным функциям доверия относится следующее:
1. Познания себя и познание мира; которое обеспечивает развитие общества, моральных основ и социальных норм сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, согласия.
2. Развитие и воспроизводство социальных отношений и социальной структуры.
3. Развитие чувства безопасности, а так же защищённость внутри общества.
4. Создается чувство целостности и коллективного субъекта деятельности.
5. Самоопределённость субъекта.
6. Развитие, защита, воспроизводство пространства Я-концепции личтности.
7. Уравновешивание социального взаимодействия.
8. Обеспечение эмоционального комфорта.
9. Психологическое облегчение, которое достигается путем саморазвития.
10. Снижение стресса и напряженности.
11. Развитие чувства психологического комфорта в условии доверительных отношений.
12. Происходит облегчение взаимопомощи, а так же развивается мотивация взаимодействия.
Так же к основным функциям, добавляются функции инструментальные или другими словами служебные.
1. Развитие коммуникации и взаимодействия.
2. Редукция сложных отношений к степени выраженности доверия.
3. Групповая идентификация а так же дифференциация.
4. Перцептивная функция.
5. Предсказательной функции.
6. Стабилизирующей функции.
7. Компенсаторная функция, которая возникает в ситуациях напряжения.
8. Комплементарная функция.
Доверие субъекта определяется соблюдением нравственных норм, т.е уровнем готовности соблюдения данных норм и его мотивов. Но существуют, такие типы поведение которых, в сложных ситуация либо вообще не зависит, либо мало зависит от доверия.
Автором А. Б. Купрейченко было отмечено, что сложным в изучении доверия было наличие тесной взаимосвязи с отношениями и условностями их автономности. Убеждение, что эмоции и поступки вращающих как доверие так и недоверие в отношении определённого одного объекта. Предположительно в отношении одного и того же объекта, возможны его оценки по таким критериям как: единство, надежность, а так же недоверия по критерию предсказуемости.
Один и тот же объект может вызывать как доверие, так и недоверие, например в профессиональной сфере объект вызывает доверие, но в сфере информации, может вызывать недоверие.
Обобщив разнообразные функции, приведенные разными авторами, можно эти функции сгруппировать, и сделать это следующим образом:
1. Личностные, к данной функции относится: когнитивная, экзистенциональная, гармонизация, социализация, мотивация, оценочность, социальная безопасность, соц. релаксация, референтность, аутентичность, коммуникативность, селективность и ассертивность.
2. Организационные функции, к данным функциям относится: интеграция, соц. адаптация, координация, эмоциональная идентичность, соц-психологическая и групповая мотивация, рессурсная и соц. эффективность.
3. Общественные функции, к данным функциям относится: конституативность, регуляция, конструктивность, толерантность, транслирующая, легитимация, корпоративность, системно-технологичность.