Расовые и национальные различия.
Этническая принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для СП фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. И в конечном счете это не может не повлиять на внутреннюю структуру личности и на ее поведение в обществе.
В структуре личности Б.Г Ананьев выделяет первичные и вторичные личностные свойства. К первичным он относит – социальный статус, социальные роли, цели и ценностные ориентации. К вторичным - мотивация поведения, структура социального поведения, мировоззрение. И как результат интеграции первичных и вторичных свойств Ананьев выделяет характер и склонности.
Проанализировав структуру личности по Б.Г.Ананьеву нельзя не увидеть ее зависимость от этнической группы. Личность, живущая среди людей определенной нации (и сама являющаяся представителем данной нации) имеет свое мировоззрение об окружающей действительности характерной для данной нации. Перенимая от старшего поколения обычаи, традиции, ценности, нормы и «преломляя» их через свое сознание, личность действует, поступает согласно этим нормам, ценностям и правилам. Жизнедеятельность личности протекает в определенной группе, принадлежащей той или иной нации. В этой группе личность занимает определенный статус, выполняет те или иные социальные роли, у нее формируется определенная структура социального поведения характерного для этого общества. Принимая ценности, нормы, правила той или иной нации и поступая в определенных ситуациях подобным образом у личности формируется характер и склонности, на которые накладывает свой отпечаток окружающая среда и следовательно этническая группа.
3. Национальный характер.
Как синоним «психическому складу нации», употребляется понятие «национальный характер», «национальное самосознание» или просто «национальная психология». По поводу содержания национального характера ходят разнообразные споры. В конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и пр.) Что же касается сущности и природы национального характера, то здесь возникает много дискуссионных проблем: о соотношении национального характера и характера конкретных представителей данной национальной группы; о том, могут ли определенные черты характера быть исключительным достоянием одной национальной группы и полностью отсутствовать у другой. Национальный характер представляет собой не простое суммирование характеров людей входящих в этическую группу, а характер, который проявляется в тех случаях когда выступает группа целиком. В тоже время национальный характер нельзя абсолютизировать, т.к. 1) в реальных обществах л любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеры; 2)любая черта из выделенных в национальном характере различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации (поэтому речь идет не о наборе черт, а о степени их выраженности).
Основная сфера проявления национального характера это народное искусство и язык.
В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада как темперамент и способности (однако это мало изученная тема в этнопсихологии и СП). Исследования национального характера иногда мешают этнические стереотипы (обобщенное представление об определенной нации), предубеждения (длительное сохранение стереотипа перерастает в предубеждение) предрассудки (негативная установка на объект стереотипа).
В СП также исследуются и причины национального характера. В теории «народного духа» они были объяснены изначальной заданностью, в различных биологических концепциях – они объясняются на генетическом уровне; корни этих различий отыскивались также в антропологических, физических особенносях людей, в географических условиях их проживания и т.д. Но эти концепции не давали убедительных представлений о причинах национального характера. В данное время ученные видят причины национального характера в экономических, социальных и культурных условиях жизни народа.
Стереотипы – это мнение о другой группе, которое может быть точное, неточное, чрезмерно обобщенное, но содержащее зерно истины.
Предрассудок – негативная, неоправданная установка по отношению к группе и отдельным ее членам.
Чтобы упростить картины мира, мы постоянно обобщаем: немцы – педантичны и скрупулезны, цыгане – неграмотны, неаккуратны, ведут кочевой образ жизни, американцы – самоуверенны, склонны идеализировать себя и т.д.
Проблема со стереотипами возникает тогда, когда они слишком обобщены или явно неверны.
Чаще всего этнические стериотипв возникают из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям этнической группы, распространяются на всю группу. И как результат - складываются стереотипы этнических симпатий или антипатий.
Как же возникает стереотип? Человек, относящий себя к той или иной этнической группе, осознает особенности этой группы, не содержит в себе предубеждения против другой группы. Это продолжается до тех пор, пока идет констатация фактов (различий). Однако, от констатации очень легко перейти к оценке и тогда возможно искажение ее образа. У человека возникает такой психологический феномен как этноцентризм – склонность оценивать все окружающее с позиции своей этнической группы, которая представляется ему как эталон.
Когда стереотипы приобретают стойкую форму, они перерастают в предубеждения. Предубеждения – это стандартно негативно окрашенные эмоциональные образования.
Предрассудки – это негативная установка.
Предрассудок влечет за собой дискриминацию – негативное поведение по отношению к объекту предрассудка.
В социальной психологии более или менее исследованы расовые и гендерные предрассудки.
Так, расовые предрассудки были наиболее сильны во время второй мировой войны к евреям со стороны немцев или к неграм в США в 40 гг. В настоящее время расовые предрассудки являются «немодными». Можно ли говорить о том , что они полностью исчезли? Нет. Они все же еще возможны и возникают тогда, когда атмосфера для этого достаточно безопасна.
Гендерные предрассудки наиболее сильны, чем расовые и наиболее актуальны и в наше время.
Большинству женщин известны генденные предрассудки. Они убеждены, что дискриминация по половому признаку затрагивает большинство работающих женщин, что выражается в более низкой заработной плате, а также и низкой оплате традиционного женского труда – такого как уход за ребенком. Женщин считаю более эмоциональными, чем мужчин и поэтому такие профессии как хирург, пилоты, руководители и др. считаются не «женскими» профессиями. Причем это мнение как мужчин, так и женщин.
Т.об., можно сказать, что стереотипы менее стойкие представления, чем предубеждения и предрассудки. Они легко разрушаются при получении адекватной информации, что не скажешь о предрассудках. Но сила выше пересказанных феноменов неоспорима велика в системе взаимоотношений людей. Волей или неволей они склонны оставлять свой неизгладимый след на поведении людей. Часто они играют отрицательную роль и разрушают взаимодействия между людьми, ведут к конфликтам.