Кокшарова Наталья Алексеевна
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Буланашская школа-интернат»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
За межаттестационный период
С 2005 по 2010 годы
Составитель:
Кокшарова Наталья Алексеевна
Должность:
Директор
Специальность:
Педагог-психолог
- Артёмовский, 2010 г. –
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Аналитическая часть……………………………………………………….. 6
1.1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период……... 6
1.2.Создание психологического пространства в школе-интернат…………..
1.3. Блок диагностических методик …………………………………….……. 7
1.4. Мониторинг развития учащихся в условиях школьного обучения……. 10
1.5. Организация психокоррекционной и развивающей работы
с учащимися……………………………………………………………………. 12-15
1.6. Сопровождение социально-значимых проектов учреждения…………. 15
1.7. Анализ результатов………………………………………………………… 15
2. Проектная часть……………………………………………………………... 16
3. Заключение…………………………………………………………………... 17
4. Литература…………………………………………………………………… 18-19
Приложения
Введение.
Стоит лишь верить в человека больше,
чем это обыкновенно бывает,
чтобы вызвать наружу
все лучшие стороны его характера.
С. Смайлс.
Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учреждении для детей-сирот? Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений школы. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в школе, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации учащихся. Есть и другие точки зрения.
Я считаю, что целью школьной психологической службы является создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. В этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья из которой ребенка изъяли и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением ( главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней жизни в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять соответствующие его возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие – это:
· наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
· возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
· наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
· сформированность основных возрастных новообразований;
· возможность полноценного функционирования.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе школьного психолога.
В качестве главных критериевпсихологического здоровья можно выделить следующие:
· позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
· высокий уровень развития рефлексии;
· наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
· успешное прохождение возрастных кризисов;
· адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2005 по 2010 г.г.) ряд задач:
· создание условий для организации психологической службы в школе;
· изучение и внедрение в практику новых диагностических методик;
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития;
· создание социально-психологических условий для развития личности
детей и их успешного обучения и воспитания;
· создание специальных социально-психологических условий для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии.
Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка результатов деятельности за период с 2005 по 2010 годы, а также условий, при которых были получены результаты.
Задачи отчёта:
1. Выделение основных направлений моей деятельности.
2. Анализ полученных результатов.
3. Установление причинно-следственных связей между результатами и условиями их получения.
4. Выявление противоречий.
5. Проектирование путей решения этих противоречий в будущем.
6. Самооценка эффективности собственной деятельности.
Аналитическая часть.
С учащимися.
Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами диагностики. Главный принцип, лежащий в основе содержательного наполнения в организации психокоррекционной и развивающей работы с учащимися – это целостность. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребёнка. Работать надо со всей личностью в целом, во всём разнообразии познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.
Коррекционно-развивающая работа может быть как индивидуальная, так и групповая. Одним из главных преимуществ групповой работы является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема – единственная в своём роде. Там, за стёклами кабинета, - счастливые и беззаботные люди, не ведающие, как ему тяжело. Оказавшись в группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Он обязательно встречает в группе людей с такими проблемами, по сравнению с которыми его собственные – это просто «цветочки», а люди с такими проблемами живут, действуют и не теряют оптимизма. Следующее важное преимущество группового воздействия состоит в том, что группа может отразить общество в миниатюре, а значит, делает какие-то скрытые факторы открытыми, очевидными. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это даёт участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.
Я использовала как групповую, так и индивидуальную коррекционно-развивающую работу с учащимися. Это зависело от индивидуальных особенностей и выявленных негативных тенденций в развитии учащихся. Ниже показана схема содержания и форм работы с учащимися, нуждающимися в коррекционной помощи.
|
|
|
Далее я подобрала и использовала для коррекции авторские коррекционно-развивающие программы (см. Таблицу 4).
Таблица 4
№ п/п | Название программы | Цели и задачи |
1. | Адаптационные занятия с первоклассниками (автор – Тукачёва С.И.) | Создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. |
2. | Программа помощи детям с нарушениями развития личности (автор – Овчарова Р.В.) | Помочь ребёнку поверить в собственные силы, развить его творческие способности, избавить от страхов. |
3. | Психологическая коррекция агрессивного поведения детей (автор – Смирнова Т.П.) | Обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом; снижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки. |
4. | Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания (автор – Овчарова Р.В.) | Развитие различных структур самосознания детей. |
5. | Курс развития творческого мышления («ИМАТОН») | Сформированность элементов творческого мышления (индивидуальные особенности интеллектуального развития). |
Анализ результатов.
Мониторинг развития воспитанников проводился на базе ГОУ СО «Буланашская школа-интернат» с 2006 по 2010 годы (так как новые дети не поступали). Результаты данного мониторинга можно увидеть в виде гистограмм (см. Приложения).
По результатам проведённого мониторинга я постаралась выявить основные причины неблагоприятного психологического состояния здоровья детей. Это следующие причины:
1. Особенности характера и темперамента (холерики и меланхолики более склонны к развитию у них негативных тенденций в психологическом здоровье).
2. Неблагоприятная обстановка в семье (асоциальная семья) или приемная семья, которая отказалась от ребенка, а так же семья, которую посещает ребенок, где родительские функции выполняют люди одного пола (например, женщины особенно, если воспитанник мальчик).
3. Неблагополучное состояние физического здоровья детей.
Учитывая все эти причины, можно строить дальше коррекционную работу.
Проектная часть.
Сегодня практическая психология становится востребованной специальностью. А, значит, требования к специалистам предъявляются очень высокие. Цели и задачи, которые психолог ставит перед собой, должны соответствовать современным течениям. Особое внимание в следующий межаттестационный период я должна уделить выполнению следующих задач:
1. Расширить спектр диагностических методик.
2. Подобрать и адаптировать новые коррекционные программы.
3. Повышать квалификацию за счёт различных психологических курсов и изучения литературы.
4. Продолжить работу по улучшению психологического здоровья младших школьников.
Заключение.
В своём аналитическом отчёте я представила анализ результатов своей деятельности как педагога-психолога в межаттестационный период с 2005 по 2010 годы.
В результате выполнения мной намеченных действий можно констатировать следующее:
1. мной создан кабинет психологических консультаций, и сенсорная комната.
2. сформирован диагностический блок для обследования различных нарушений у детей и их родителей (методики фирмы «ИМАТОН»; научно-производственной фирмы «Амалтея» и др.);
3. разработаны модули (или составляющие) учебного и воспитательного процесса, по которым проведены диагностические и исследовательские мероприятия;
4. разработаны и проведены коррекционные и развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей;
5. также снизилось количество детей с эмоциональными нарушениями.
Литература.
1. Александрова А.Я. Неврозы детей младшего школьного возраста - М.- СПб.: Диля, 2001. - 96с. - (Как вырастить здорового ребенка).
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Ось - 89, 2001.-272с. - (Практическая психология).
3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. -4-е изд., перераб. -М.: ИЦ «Академия», 2000. - 248с.
4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-пресс, 2001. - 197с.
7. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.- 159с: ил.
7. Дубровина И.В. Как избежать нарушений и срывов в развитии ребенка. -
М.: ТЦ 2Сфера», 2000. - 123с. - (Практическая психология).
8. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М.: Новая
школа, 2000. - 160с. - (Школа для всех).
9. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого- педагогического исследования. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 126с: ил.
10.Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся. -
Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2000. - 36с.:ил.
11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - 3-е изд., доп. и
перераб. - М.: Ось-89, 2001. - 96с 18.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М.:
Педагогическое общество России, 2001. - 160с: ил.
13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. - 5-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 456с. 14.0вчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ
«Сфера», 1999.-240с.
15. 24.0вчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера»,
2002. - 480с.
16.0вчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ
«Сфера», 2001.-448с.
17.0сипова А.А. Введение в психическую психокоррекцию: групповые методы
работы. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 240с. - (Библиотека школьного психолога).
18. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 80с.
|
|
|
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Буланашская школа-интернат»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
За межаттестационный период
С 2005 по 2010 годы
Составитель:
Кокшарова Наталья Алексеевна
Должность:
Директор
Специальность:
Педагог-психолог
- Артёмовский, 2010 г. –
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Аналитическая часть……………………………………………………….. 6
1.1. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период……... 6
1.2.Создание психологического пространства в школе-интернат…………..
1.3. Блок диагностических методик …………………………………….……. 7
1.4. Мониторинг развития учащихся в условиях школьного обучения……. 10
1.5. Организация психокоррекционной и развивающей работы
с учащимися……………………………………………………………………. 12-15
1.6. Сопровождение социально-значимых проектов учреждения…………. 15
1.7. Анализ результатов………………………………………………………… 15
2. Проектная часть……………………………………………………………... 16
3. Заключение…………………………………………………………………... 17
4. Литература…………………………………………………………………… 18-19
Приложения
Введение.
Стоит лишь верить в человека больше,
чем это обыкновенно бывает,
чтобы вызвать наружу
все лучшие стороны его характера.
С. Смайлс.
Понимание школьной психологической деятельности начинается с ответа на важнейший вопрос: в чём заключается суть работы школьного психолога, а самое главное психолога в учреждении для детей-сирот? Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений школы. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в школе, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации учащихся. Есть и другие точки зрения.
Я считаю, что целью школьной психологической службы является создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. В этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья из которой ребенка изъяли и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением ( главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней жизни в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек сможет успешно выполнять соответствующие его возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие – это:
· наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
· возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
· наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
· сформированность основных возрастных новообразований;
· возможность полноценного функционирования.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе школьного психолога.
В качестве главных критериевпсихологического здоровья можно выделить следующие:
· позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
· высокий уровень развития рефлексии;
· наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
· успешное прохождение возрастных кризисов;
· адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2005 по 2010 г.г.) ряд задач:
· создание условий для организации психологической службы в школе;
· изучение и внедрение в практику новых диагностических методик;
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития;
· создание социально-психологических условий для развития личности
детей и их успешного обучения и воспитания;
· создание специальных социально-психологических условий для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии.
Цель аналитического отчёта: самоанализ и самооценка результатов деятельности за период с 2005 по 2010 годы, а также условий, при которых были получены результаты.
Задачи отчёта:
1. Выделение основных направлений моей деятельности.
2. Анализ полученных результатов.
3. Установление причинно-следственных связей между результатами и условиями их получения.
4. Выявление противоречий.
5. Проектирование путей решения этих противоречий в будущем.
6. Самооценка эффективности собственной деятельности.
Аналитическая часть.