Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
Психолог в ходе проведения всех игр обращает внимание ребенка на изменение тактильных ощущений, побуждая его высказываться, сравнивать.
Психолог должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке. Психолог сначала показывает в песке все движения. Затем ребенок их повторяет. Дети выполняют упражнения вместе с взрослым — «рука в руке».
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель — снижение психофизического напряжения.
Психолог от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
1. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
2. Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
3. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной.
4. Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...». Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: тепло — холодно, приятно — неприятно, колючее, шершавое и т. д.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель — регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:
1. Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).
Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Детям постарше можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямкина поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель – развитие тактильной чувствительности, воображения.
1. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
2. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
5. «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Упражнение «Узоры на песке»
Цель— закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые / сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т. д. Инструкцию даем от имени Песочной феи: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников и т. д.»
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР-ЗАНЯТИЙ С МОКРЫМ ПЕСКОМ
Дополнительные условия организации занятий с мокрым песком:
1. У ребенка не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Ребенок для работы должен иметь клеенчатый передник.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки,
Ориентировочный этап
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Песочная фея: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
1. «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
2. «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившиеся цвет и запах мокрого песка.
Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Этап прикосновения и игр на поверхности мокрого песка
(Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.)
Песочная фея: «Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей».
Игры на этом этапе аналогичны играм, описанным выше в разделе «Организация игр-занятий с сухим песком». Дополнительно ребенку можно предложить игру «Норки-холмики», в которой он поочередно, затем всеми пальцами сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
Любые самостоятельные игры детей в песке, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок т. п.) до сложных сюжетно-ролевых игр обладают психопрофилактической ценностью.
Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например, предлагать выбирать только геометрические формы, только изображения животных и т. д.
Игра «Песочные строители»
Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф — только прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т. п. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».
Подобным образом взрослый дает задание ребенку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей или расселением игрушек по нарисованному взрослым плану.
Игра «Кто к нам приходил?
Цель — развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.
Упражнение «Узоры на песке» (вариант)
Цель — развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.-
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?»
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.
Игры и упражнения с погружением рук в песок.
Этапы игр на поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зависимости от желания детей.
Игра «Секретные задания кротов»
Цель — развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, углубление контакта.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так — взрослый взмахивает руками, складывает их "уточкой" и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей (по желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках детских пальцев). Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот».
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — «кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки».
Игра «Песочные прятки»
Цель — развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Первый вариант.
Песочная фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку— «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант.
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и нарисованных сказочных персонажей. Их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные, с четким изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображений.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Песочная фея: «В песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: "Раз, два, три, сказка, приходи". (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь, какая это сказка? » И так далее. Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.
Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Третий вариант: В песок закапываются «сокровища» - разноцветные камушки.
Заключительная игра в «Уроках волшебства»: Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир»
Цель — развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
Игры и упражнения для детей 6-11 лет. Дети 6-7 лет строят с помощью взрослого, детям старше 7 лет предлагается строить самостоятельно.
Первый урок волшебства «Лес, поляна и. их обитатели».
Цель — развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация.
Песочная фея: «Сегодня ты превращаешься в волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай (ребенок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво, интересно это нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи ихв свой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более 3-4).
Второй урок волшебства. «Море, река, озеро и их обитатели». Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должна соответствовать возрасту ребенка.
Третий урок волшебства, «Город и его жители, профессии и службы».
Четвертый урок волшебства. «Деревня и ее жители».
Пятыйурок волшебства. «Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами».
Цель — развитие воображения. Это занятие может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.
Фея предлагает отправиться в космическое путешествие. Ребенок сам выбирает маршрут. Строит космический мир самостоятельно.
Упражнение «Мы едем в гости...»
Цель—развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».
Песочная фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу, малыши отвечают — в верху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки). С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? »
Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке», закрепляющие знания о домашних животных и их жилье, «Плывем навстречу дельфинам», закрепляющие знания обитателях морей и рек и т. д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
(В таком варианте упражнения даются 5-7-летним детям, дети 8-11 лет могут знакомиться со странами и континентами.)
Занятия 8-12.(20 занятий для подростков) Проективные игры на песке. [7; с.55]
Цели:
1) снятие эмоционального напряжения
2) десенсибилизация страхов.
Этапы занятий:
1. Ритуал превращения в волшебника-создателя мира.
2. Выбор фигурок.
3. Строительство мира.
4. Рассказ о песочной стране, её жителях.
5. Чему учит волшебная страна?
6. Завершение.
7. Разбор игрушек из песочницы.
Варианты проективных игр очень разнообразны. Они могут быть ресурсными, например: «Страна счастья», «Страна силы», «Страна уверенности» и так далее. Можно построить и проиграть конфликт. Чтобы определить, есть ли у ребенка ресурсы для отработки конфликта, даются нейтральные инструкции: «Моя страна», «Волшебная страна», построение которой одновременно используется и для диагностики, и для коррекции.
В начале занятия ребенку можно предложить превратиться в волшебника, обговорив предварительно, что отличает его от других персонажей (подчеркиваются его возможности и созидательная сила).
При строительстве страны совместно с родителем предлагаются варианты построения одной или разных стран. Для диагностики предлагается самим выбрать, сколько стран появиться в песочнице. (Здесь можно увидеть проявления сотрудничества между родителем и ребенком, ассимиляции или конфликтных отношений в семье).
При работе с подростками используются и реальные, и «сказочные» инструкции.
Например: «Я через 10 лет», «Волшебная страна исполненных желаний».
Для детей 3-5 лет используем пластмассовые игрушки разных размеров. Здесь мы даем возможность детям, уже получившим опыт игры с песком, играть более свободно, ограничивая только общими правилами работы с песком. Также предлагаем совместную игру с родителями.
Раздел 2. «Самочувствие»
Занятие 1. Тема «Мое настроение»
Цель: обучению осознанию своих эмоций.
1. Упражнение «Градусник» [22; с.100] Ребенок показывает на градуснике свое настроение: от – 10 до +10, 0 обозначает спокойствие. Для детей младше 6 лет не используем цифры.
2. Игра для детей 3-5 лет. «Какое настроение у куклы?» Предлагаем ситуации:1. кукла проснулась. Какое у нее настроение? 2.кукле надо самой одеваться. 3. кукла ложится спать. И т.д.
2. Упражнение «Угадай эмоцию». (3-8 лет)
Предлагаем детям разрезные лица в разном эмоциональном состоянии.(Игра с изображением клоуна). Предложить собрать и рассказать, почему клоун грустный, веселый, сердитый и т.д.
3. Беседа о хорошем и плохом настроении. С 3-5 лет используем кукол.
4. Игра-занятие «Песочный детский сад» (для этапа адаптации в детском саду, а также диагностики отношения к детскому саду, вариант для школьников «Песочная школа»).
В данной игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи. Какое настроение у ребенка на каждом этапе, что для него эмоционально сложно.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-детей в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку | игрушке ребенка.
Среди больших игрушек выбирается та, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя психолог несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Описание действий в игре с игрушкой «родители» и игрушкой «ребенок»:
Родители приводят малыша в песочный детский сад, где их! уже ждет Песочная фея-воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке / мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечный столик с посудкой, в спальне находится игрушечная кроватка, в туалете игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее сюжет игры развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации. Ведь его «песочный опыт» будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий, и как бы говорить ребенку: «Каждое утро ты идешь в детский сад, на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми, без родителей, ты можешь весело поиграть с другими детьми, воспитатель всегда поможет тебе, ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель, родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
Для школьного возраста обыгрываем ситуации урока, отношений с одноклассниками, учителем, тему выполнения домашних заданий.
В разделе «Самочувствие» любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию (по запросу родителя или ребенка) можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.
(7-8 лет) Работа с рисунком на тему настроения. (Тема зависит от проблемы ребенка)
Дополнительный материал.(5-11 лет)
1. Ритуал «входа» в сказку.
2. Построение в песке сказочной страны, изображение в ней разных ситуаций, в которых дети должны помочь разным персонажам. (Для разных возрастов, учитывая проблемы ребенка.)
3. Игра «Угадай настроение» - показ картинок и фотографий лиц в разном эмоциональном состоянии.(с 3 лет)
4. Танец «Мое настроение». (С детьми 3-6 лет взрослый помогает находить движения и темп. Исполнение танца может изображать разные настроения: «Утреннее настроение», «Праздник», «Идет дождик» и т.д. или настроение ребенка в данный момент.)
5. Ритуал «выхода» из страны.
Занятие 2. «Чувства и эмоции»
Цель: развитие умения адекватного выражения эмоционального состояния.
1. Упражнение «Чувства и эмоции. Рассказ про мальчика, который любил котенка, но однажды рассердился на него за то что он разбил вазу.
Обсуждение рассказа, вопрос ребенку, можем ли мы одновременно любить и сердиться. Ситуации из жизни ребенка. (3-5 лет)
Задание: нарисовать свои чувства при помощи красок. Изображение чувств (более глубоких и постоянных) и эмоций (изменчивых). Вырезать фигурку человека и «одежку» - эмоции. Придумывание ситуаций на тему разных эмоций.(с 5 по 11 лет)
2. Игра-драматизация для детей 3-5 лет. Ходим, изображая сказку, как медвежонок по лесу ходил: встречался с разными животными, на кого-то сердился, с кем-то радовался, в каких-то ситуациях чувствовал себя виноватым и так далее.
3. Этюд «Растет цветок»(с 3 лет – вместе с взрослым)
Ребенку предлагается сесть, обняв колени, изображая бутон цветка. Под музыку «бутон» раскрывается, тянется к солнцу.
Занятия 3-8 «Нестрашный страх»
Цели: снятие эмоционального напряжения, десенсибилизация страха.
1. Работа с рисунком «Кого или чего я боюсь?» [26; с.112]
Инструкция: «Нарисовать свой страх».(от 5 лет)
2. «Превращение страха»- изменение рисунка. (Его можно превратить в смешное существо или посадить в клетку, отправить на необитаемый остров). [26; с.112 ]
3. Упражнение «Магазин «Боюськи» [26; с.65] , (от 5 лет)
Игра в магазин, в котором продаются страхи – боюськи. Их можно нарисовать, слепить, выбрать из игрушек. Затем ребенок их «продает» взрослому.
4. Упражнение «Теневые куклы» [3; с.128],( с помощью взрослого с 3 лет, на 3-4 года заготовки «страхов» делаем заранее: типичных для этого возраста или конкретно по проблематике ребенка; С 5 лет куклы делаем вместе с ребенком, с 7 лет-самостоятельно).
Теневые куклы рисуются и вырезаются из черной бумаги, а затем при помощи лампы проецируются на экран. Разыгрывается представление.
5. Упражнение «Волшебное рисование» [3; с.154] Проводится с 3 лет с помощью родителей, с 7 до 11 ребенок может сам приготовить «волшебные» краски.
Для этого занятия необходимо приготовить толстый картон для рисования, приготовить «волшебные» краски (мука, соль, клей ПВА, растительное масло, гуашь). Рисунок выполняется руками. Тема рисунка выбирается самим ребенком. (Желательно проводить вместе с родителями).
6. Игра «Привидения» - настольная игра. Проводится по правилам, описанным в игре. (Для детей с 5 лет)
7. Разыгрывание в песочнице отрывка из книги А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (С 3 лет до 7)
(Эпизод, как Карлсон изображал лучшее в мире привидение). Отрывок читается ребенку или показывается на ноутбуке. Затем берем фигурки героев и строим в песочнице. Обсуждение: как Малышу эта история?
Занятие 8. Тема «Мир моих фантазий»
Цели: Развитие воображения как способа эмоциональной саморегуляции.
Построение песочной страны. ( 5-11лет)
1. Ритуал «входа» в сказку.
2. Построение на песке «Страны Фантазии», сочинение сказки-описания этой страны и событий, происходящих в ней.
3. Ритуал «выхода» из сказки.
Можно предложить ребенку написать эту сказку, а затем нарисовать иллюстрации к ней - создать небольшую книжку, которая затем может пополняться.
Для детей в возрасте 3-4 лет «Страну Фантазии» строит родитель и рассказывает о ней ребенку. Ребенок приносит свою игрушку из дома и поселяет в страну.
Психолог сочиняет сказку и строит ее вместе с ребенком.
Занятие 9. Тема «Путешествие в мир детства»
Цели: Развитие саморегуляции, развитие конструктивного взаимодействия в семье, развитие эмпатии к близким. Совместное занятие с родителями. (3-6 лет)
1. Работа с семейными фотографиями: рассказ родителя о значимом событии, связанной с фотографией. Для 3-5-летних детей родители приносят фотографии, где дети маленькие, и свои детские фотографии. Дети с 7 лет рассказывают о значимых событиях, запечатленных на фотографиях.
2. Построение родителем совместной с ребенком страны в песке. Тема «Мир детства». (Возраст 3-11лет) Детям старше 7 лет родители рассказывают о своем мире детства, играх, друзьях и т.д.
Занятие 10. Тема «Первое воспоминание»
Цели: Развитие осознавания эмоций, укрепление чувства общности в семье, защищенности, эмпатии к близким.
Совместное с родителем занятие для детей 3-4 лет.
1. Построение совместной страны в песке на тему: «Первое воспоминание». Сначала спрашиваем ребенка о том, что он помнит, а затем родитель начинает строить, дополняя воспоминания ребенка своими подробностями и деталями.
2. Рисование рисунков на эту тему. Проводится с 5 лет. Если воспоминание имеет негативный эмоциональный фон, работаем дальше с рисунком, изменяя его, пока не изменится эмоциональное состояние ребенка.
Раздел 4. «Азбука общения»
Занятия 1-2. «Я и ты»
Цель: развитие умения понимать другого человека, обучение способам конструктивного взаимодействия.
Упражнение «Совместное построение песочных картин». (Картины могут строиться вместе с одним из сиблингов, если проблема, заявленная родителями, в их взаимоотношениях.) С 3 до 5 лет занятие проводим с родителем или с более старшим братом и сестрой - на 3-5 лет.
Строительство волшебных стран совместно со взрослым. (Психолог и ребенок или родитель и ребенок строят свои страны в песке, после этого происходит взаимодействие жителей двух стран).Во взаимодействии важно подчеркнуть и сходство, и различие. У каждого есть своя индивидуальность, и в то же время есть то, что помогает нам находить общий язык, дружить. Обращаем внимание ребенка на границы государств и то, как важно уважение к другой территории, правилам и обычаям, учим конструктивному взаимодействию.
Занятие 3. «Язык жестов»
Цель: развитие навыков невербального общения.
1. Упражнение «Выключенный звук» [22; с.114] Игра с 3 лет – для 3-4 лет берутся простые, хорошо знакомые детям действия. По очереди взрослый и ребенок выполняют молча действия, а другой должен их отгадать.
2. Упражнение «Подарок» (с 3 лет до11)
Инструкция: «Мы сейчас подарим друг другу подарки в воображении. Для этого жестами нужно показать его, а другой должен догадаться, что это».
3. Совместный рисунок. [22; с.115] Проводится с 6 лет.
Выполняется на одном листе А3. Рисуют ребенок и родитель или психолог с ребенком. Во время рисования нельзя разговаривать. После рисования идет обсуждение, как было рисовать, понимали ли друг друга, какие были эмоции, что помогало понимать друг друга.
4. Игра «Зеркало» (с 3 лет) Взрослый и ребенок встают друг напротив друга. Один выполняет действия, другой их копирует.
5. Игра на тактильное взаимодействие: один подставляет ладошку, другой использует ее как площадку для пальчиков - что-то показывает: «шагает», «танцует» и т.д. (с 3 лет)
Занятие 4. «Мы все такие разные»
Цель: повышение самооценки ребенка.
1. Упражнение «Ладошки» [16; с.104] (с 3 лет)
Оставить отпечатки ладошек на песке, а потом создать какую-нибудь картину из этого отпечатка. Обращаем внимание ребенка, какие разные получаются отпечатки.
Вариант – нарисовать, обведя ладонь на листе.(с 3 лет)
2. Упражнения «Следы на песке» и «Песочный круг» [16; с.103] (с 3 лет)
(Выше описанные упражнения с дополнением, какие следы мы оставляем в жизни, когда общаемся с другими людьми, делаем что-нибудь: для детей с 6 лет)
3. Упражнение для детей от 3 до 7 лет. Подбираем фигурки сказочных персонажей или зверей, просим ребенка показать, как он двигается, говорит, какой он по характеру, что он любит.
4. Игра для детей от 5-6 лет. Используем наборы семей из разных стран и континентов. Можно построить разные страны в песочнице, можно использовать домики для кукол или на столе. Предложить построить разные государства. Обсуждение, в чем наши отличия и в чем похожесть. Также можем использовать набор с фигурками инвалидов. Рассказать о них, о том, как им важны внимание и помощь других людей.
Занятие 5-6 «Конфликт»
Цель: научение способам конструктивного взаимодействия в конфликте.
1. Упр. «Игра в ситуации». Ребенку предлагаются различные ситуации конфликтов и вопрос, как из них выйти.(с 5 лет)
2. Упр. «Злая фея». Разыгрываются в песке сказочные ситуации конфликтов с участием злой феи, Бабы Яги, дракона и т.п. [16; с.36] (с 3 лет) Можно начать сказку и предложить помочь принцессе, жителям царства, для самых маленьких выбираем куклы, пупсиков. Ребенок должен сам найти выход из ситуации. По окончании можно обсудить, что помогло ребенку справится, какие качества потребовались герою.
Занятие 7-11. «Моя семья».
Цель: развитие конструктивного общения в семье.
1. Рисунок «Моя семья» (с 4-5 лет); «Моя семья в образе животных», «Моя семья в образе растений»; «Моя семья в образе сказочных героев».(не менее 2 занятий)
2. Построение на песке картины «Моя семья» (с 5 лет); для детей 3-4 лет просим поселить фигурки, изображающие членов семьи, в кукольный домик, предложить расселить их в свои комнаты, далее предложить игру на взаимодействие членов семьи. Можно провести 2-3 занятия.
3. Упражнение «Построение генеалогического дерева» (5-11 лет)
На большом листе предлагаем ребенку нарисовать дерево, приклеиваем на него кружочки с именами или фотографиями. Расспрашиваем, что ребенок знает о дедушках и бабушках, и других родственниках.
4. Занятие с родителями: построение на песке картины «Моя семья»(3-11 лет)
Этапы построения картины в песке. [4, с.91]
1. Ритуал превращения в волшебников.
2. Выбор фигурок.
3. Построение.
4. Рассказ о картине.
5. Разбор страны.