Роль конфликта в системе факторов, влияющих на функционирование организации. Способы разрешения конфликтов. Техника прогнозирования потенциальных конфликтов при организационных нововведениях.
всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами лицами или группами по поводу различия их интересов.
Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам.
2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.
3. Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения.
4. Различия в способах достижения целей.
5. Неудовлетворительная коммуникация. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта.
6. Различия в психологических особенностях.
На сегодняшний день в мире существует три способа разрешения конфликтов: АРБИТРАЦИЯ, МЕДИАЦИЯ и НЕГОЦИАЦИЯ. При арбитрации в процедуре разрешения конфликта присутствует третье лицо, наделённое полномочиями принимать решения о правомерности и приоритетах интересов сторон, участвующих в конфликте, и на основании этого выносить решения. Медиация - это способ, в котором тоже используется третье лицо - но это скорее посредник между сторонами; он организует пространство для переговоров и осуществляет контакт с ними (с сохранением всех правил конфиденциальности). К согласию (обоюдному) приходят обе стороны в процессе исследования конфликта и прояснения истинных интересов сторон.
Негоциация - в некоторых чертах включает в себя предыдущие способы, но наиболее близка к компоромиссу, так как включает в себя элемент торговли. То есть, какая-то из сторон за что-то доплачивает или что-то компенсирует другой стороне.
Техника прогнозирования потенциальных конфликтов при организационных нововведениях
В начале занятия ведущий обращается к группе с инструкцией следующего типа: «Представьте себе, что организация получает выгодный заказ. Для его выполнения необходимо «вписать» его в текущую деятельность предприятия, ускорить окончание ряда других договоров, высвободить часть людей и мощностей и т. д. Любой тип перемен в организации вызывает проблемы и напряжения. Как вам кажется, какие проблемы могут возникать в подобных ситуациях?» Выслушав два-три ответа, ведущий предлагает группе в течение 10 мин методом «мозгового штурма» составить возможный перечень возникающих организационных проблем. Запись ведется ведущим. После этого перечень корректируется: ведущий зачитывает по очереди каждую из названных проблем, а группа решает, реальна ли эта проблема и остается ли она в списке проблем. Процедура не предлагает групповой дискуссии и не должна занимать много времени. Оставляемые в перечне проблемы записываются на доске или на большом листе бумаги.
Затем участникам предлагается следующие задание: «Давайте проанализируем «человеческие» аспекты этих организационных проблем. Попробуем сделать прогноз: как эти организационные проблемы могут проявиться в отношениях людей. Далее, предложите свои рекомендации по устранению или смягчению негативных последствий, возможных напряжений или конфликтов при условии, что разработку вариантов лучше вести группами от 2 до 4 человек. По истечении обозначенного времени (зависящего от общей продолжительности занятия и числа сформулированных проблем) по каждой из анализируемых проблем выступают по очереди представители групп со своими рекомендациями. На их основе формируется общее мнение.