Классификации методов по Й.Шванцаре
Области применения
- изучение сплоченности или разобщенности коллектива;
- по принципу симпатии или антипатии определение лиц, имеющих формальное и неформальное лидерское влияние на членов коллектива;
- определение внутри основной группы обособленных подгрупп, выявление их лидеров.
Результаты - для оптимизации работы коллектива, реструктуризации группы с целью увеличения ее производительности и эффективной работы как группы в целом, так и отдельных ее сотрудников.
Исследование проводится на любых группах лиц - дошкольники, главное условие - наличие опыта общения и взаимодействия между собой.
Перед началом эксперимента формируются критерии социометрического выбора.
Критерии - деятельность, для выполнения которой испытуемому предлагается отвергать или выбирать одного или нескольких участников группы. Критерий формируется в виде вопросов к тесту. Все критерии по содержанию - формальные и неформальные.
- Формальные - измеряют отношения в совместной работе, для выполнения которой и существует исследуемая группа.
- Неформальные - исследуют эмоционально-личностную связь участников группы, выявляют предпочтения в неформальном взаимодействии.
По ориентации критерии разделяют на позитивные («С кем вам больше нравится работать?») и негативные («С кем не хотелось бы пересекаться на работе?»).
Задача - привести в соответствие макро- и микроструктуры.
Цель - исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения. Термин «социометрия»- «социальное измерение» - для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности. Социометрия отличается от анкетного опроса и интервью тем, что вопросы касаются эмоциональной сферы отношений людей.
3.Основные этические проблемы, связанные с практическим использованием психодиагностики
ПРОБЛЕМЫ:
-для правильного примения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников требуется относительно длительный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка
-также должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность.
-психолог должен знать границы компетентности и ограниченность своих методов, а также '
-не использовать технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях.
1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики.
2. Использование диагностических методик. Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию.
3. Обеспечение тайны результатов обследования.
4. Конфиденциальность. Как и проблема сохранения тайны: Основной вопрос ставится так: "Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?"
5. Сообщение результатов обследования. Психологи много размышляют о том, как сообщать результаты обследования в форме содержательной и пригодной для использования.
Методика Рене Жиля
для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка, выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. является визуально-вербальным, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий, в среднем выполняется ребенком за 15-30 минут.
Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
1. отношение к матери;
2. отношение к отцу;
3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
4. отношение к братьям и сестрам;
5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
6. отношение к другу (подруге);
7. отношение к учителю (воспитателю).
Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
8. любознательность;
9. стремление к общению в больших группах детей;
10. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
11. конфликтность, агрессивность;
12. реакция на фрустрацию;
13. стремление к уединению
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
от 4 до 12 лет.
(как он проходит нужно прочитать - и пересказать).
4. Клиническая психодиагностика. История возникновения и развития
1. Практический психолог должен использовать методические средства, которые давали бы ему наиболее полную картину индивидуальных особенностей человека.
цель психологического консультирования - в выявлении причины конкретного психологического явления (или его нарушения) и оказании соответствующей помощи. Поэтому использование клинической диагностики, направленной на анализ единичного случая, представляется наиболее уместным.
создание методов обследования человека на стыке дисциплин — медицины, психиатрии, психологии, психотерапии.
В конце XIX века Вундтом была разработана методология психологического эксперимента. В своих основах она была глубже, чем существовавшая система и техника психологических ответов, так как опиралась на законченные представления о психических процессах и принципах их исследования.
Методология Вундта характеризовалась требованием длительного и точного эксперимента, направленного на изучение отдельной психической функции. Чем большей изолированности в исследовании психической функции удавалось достичь, тем выше оценивалось качество эксперимента.
В этот же период Зоммер вводит в клиническую диагностику психологический эксперимент, который устанавливает, что исследование определенных психических функций больного в значительной степени облегчает постановку диагноза заболевания. Клиническая диагностика в России имела свою историю. В Ж. Бехтерев считал обязательным, чтобы методы, применяющиеся в клинике, были предварительно испытаны на большом количестве психически нормальных лиц разного возраста и уровня образования. Это давало возможность обратиться к качественным особенностям изменений психических процессов и позволяло проводить сравнительные сопоставления результатов здоровых испытуемых к людей с различными психическими нарушениями.
А.Ф. Лазурский ввел в клиническую диагностику новый методический прием («естественный эксперимент»), при котором испытуемый не подозревает, что на нем производят опыт, и анализируемый психический процесс реализуется в естественной форме. Постепенно экспериментальные науки стали выходить за рамки изучения отдельных психических функций и изменений в них и начали обращаться к особенностям личности, давая ее общую характеристику или оценивая отдельные стороны.
МЕТОДИКИ ЛИРИ:
Методика диагностики межличностных отношений . Компактности и информативности, также пользуется методика Лири. исследует представления личности о себе. При этом его возможно использовать для оценки представлений как о реальном «Я», так и об идеальном. Также возможно использование для оценки других, если необходимо выяснить видение одного индивида в глазах другого. В процессе диагностики выделяется доминирующий тип отношения индивида к окружающим. Речь идет о двух ключевых факторах, определяющих межличностные отношения: 1) доминирование – подчинение; 2) дружелюбие - агрессивность. биполярные шкалы (например, горячий-холодный, сильный-слабый и др.) с фиксированным количеством делений на каждой из них. Схема Т. Лири - чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
5. Методы клинической психодиагностики. Заключение по результатам проведения клинической психодиагностики.
Метод– широкий класс методик. Метод определяется родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.
Наблюдение. Старейшим методом психодиагностики является метод наблюдения. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Наблюдение – это научно целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. В нашей стране в 20-е гг. ХХ в. наблюдение широко использовалось в работах М. Я. Басова при изучении поведения детей - методика психологических («фотографических») наблюдений.
Опрос - метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Позволяет собрать большой фактический материал о мнениях, оценках, отношениях опрашиваемых к тому или иному объекту, о своем внутреннем психическом состоянии. Опрос может быть устным (интервью, беседа) и письменным (анкета), стандартизированным и не-стандартизированным (свободным), индивидуальным и групповым, однократным и многократным.
Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Является одним из самых субъективных, так как исследователь получает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия.
Интервью – опрос, проводимый по определенному плану, предполагающий прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). Интервью – это метод получения информации о свойствах личности.
Анкетирование – заочный письменный опрос. Анкеты («открытые» или «закрытые») для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Ф. Гальтон.
Контент-анализ (англ. content – «содержание») – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов. Этот метод используется преимущественно для анализа содержания материалов средств массовой информации, а также текстов интервью, ответов на открытые вопросы анкет и т.д. Контент-анализ дает возможность выявить отдельные характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. Он применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения.
Тест – стандартизированная процедура, направленная на выявление и измерение индивидуально-психологических различий. Процедура тестирования - в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Стандартизованный процесс. К тесту всегда есть ключ (стандартный ответ), прилагается способ обработки и интерпретация результатов.
Заключение
Не существует стандартной единой формы или правила написания любых психодиагностических заключений. Как содержание, так и стиль заключения может и должны меняться в зависимости от целей диагностики, ситуации, теоретических установок и уровня подготовленности специалиста.
Особенно важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит (рекомендации, консультации). Избегать специальной терминологии.
Должны быть отражены отличительные черты индивида (показатели отклоняющиеся от средней нормы).
ФИО, указываются основные социальные характеристики испытуемого ·
Цель исследования: например, определение уровня интеллектуального развития; исследование познавательной и эмоционально-личностной сферы в аспекте дифференциальной диагностики; исследование аттенционно-мнестических и когнитивных процессов для уточнение степени интеллектуального снижения изучение особенностей эмоционального реагирования и т.д.
Использованные методики: ·
Поведение во время обследования (результаты клинико-психологического исследования):
Результаты экспериментально-психологического исследования:
1 вариант: Описание результатов по каждой методике с примерами, с выходом к обобщающей характеристике.
2 вариант: Описание особенностей соответствующей изучаемой психической сферы с привлечением результатов выполнения методик с примерами.
Последовательность представления результатов соответствует таковой при проведении обследования.
Особенности сенсомоторной сферы
Особенности аттентивных (аттенционных) процессов (т.е. внимание)
Особенности мнестических процессов (т.е. память)
Особенности когнитивных процессов (т.е. мыслительной сферы)
Особенности эмоционально-волевой сферы
Особенности личностной сферы (характерологическое описание)
Заключение должно быть кратким и содержательным. Должно отвечать целям исследования и задачам, поставленным перед психологом лечащим врачом.
Методика «УСК» Роттера
в основу определения уровня субъективного контроля личности положены 2 предпосылки:
Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Цель методики: изучение уровня субъективного контроля.
Инстукция: вам предлагается ряд утверждений. Последовательно прочитайте их и выразите свое отношение к каждому пункту, используя семибальную шкалу от –3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). Баллы занесите в бланк ответов.
6.Экспериментальная психология и дифференциальная психология как источник психологической диагностики.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50-70-е гг. XIX в. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:
естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»).Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона (1822-1911). Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.
Методика Басса-Дарки
для изучения агрессии.75, +/- Обработка методики Басса-Дарки не представляет большого труда. Вопросы сформулированы так, что они относятся лишь к одной форме агрессии. Кроме того, результаты методики Басса-Дарки несложно интерпретировать еще и потому, что влияние общественного одобрения того или иного ответа максимально ослаблено.
Индекс агрессии = физическая + косвенная + раздражение + вербальная агрессия бьюсарказмомбесишьсука
Индекс враждебности = обида + подозрительность
7)Патопсихологический экперимент: основные принципы построения
происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений.
Принципы
· моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой в труде, учении, общении. Вычленяются основные психические акты и действия, организуется, выполнение этих действий в искусственных условиях. (интеллект. процесс - запоминании текста – естественность. А эксперимент с прочитай/запомни/воспроизведи)
· направленность на качественный анализ психической деятельности больных.
· точной и объективной регистрации фактов - основа всех экспериментальных приемов. Недопустимо сводить эксперимент к свободной беседе, ограничиваться субъективной интерпретацией экспериментальных данных.
правила организации ППЭ:
= должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учебе, общении;
= необходимо обнаружить структуру и нарушенных, и сохранных форм психической Д.
=построение эксперимента должно учитывать возможность поиска решений самим больным, позволять патопсихологу вмешиваться в деятельность больного для выяснения того, как он воспринимает помощь, может ли ею воспользоваться;
= направить на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;
= актуализировать умственную Д больного, личностное отношение к эксперименту.
Шкала депрессии Зунге, Жмурова
· Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний, Жмуров, в 1988
Цель:выявление тяжести депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии) на момент обследования. Возраст: подростки, молодежь, взрослые.
Инструкция. Прочитайте каждую группу высказываний (всего их 44). Подберите вариант ответа, подходящий для вас, — 0, 1, 2 или 3. Пометьте выбранный ответ галочкой справа.
Обработка
Ответ a b c d
Балл 0 1 2 3
• 1-9 – депрессия отсутствует либо незначительна;
• 10-24 – депрессия минимальна;
• 25-44 – легкая депрессия;
• 45-67 – умеренная депрессия;
• 68-87 – выраженная депрессия;
• 88 и более – глубокая депрессия.
· Зунге:
Цель: дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, скрининг-диагностика при массовых исследованиях - предварительная, доврачебная диагностика.
20 факторов (вопросов) - определяют 4 уровня депрессии. 10 позитивно сформулированных и 10 негативно сформулированных вопросов. Каждый вопрос оценивается по шкале от 1 - 4 («никогда», «иногда», «часто», «постоянно»). 4 диапазона:
- 20–49 — нормальное состояние;
- 50–59 — лёгкая депрессия;
- 60–69 — умеренная депрессия;
- 70 и выше — тяжелая депрессия.
Полное тестирование с обработкой - 20-30 минут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
УД = ∑пр. + ∑обр., где ∑пр – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям ∑обр – сумма цифр «обратных», зачеркнутым высказываниям
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Долго не задумывайтесь, правильных или неправильных ответов нет»
8)Психологический диагноз и психологический прогноз
Психологический диагноз (от греч. – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет (ПД) – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Выяснение причин и следствий проявлений, обнаруживающихся в поведении.
Симптоматический уровень диагностики - диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский: данный диагноз не является научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
этиологический диагноз, учитывающий наличие определенных особенностей (симптомов) и причины их возникновения.
типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. С. Выготского: диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом.
Психологический прогноз – вид оказания психологической помощи, сообщением результатов психологического обследования и разработки рекомендаций, конкретное суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.
При формулировании психологического прогноза - ориентироваться на типологию личности - более грамотно составить психологический прогноз. Обязательно сообщение клиенту вероятностный характер прогноза.
Прогноз = результатов теста + общих установок клиента + других аспектов. Необходимыми качествами ПП по Л. С. Выготскому+:
· Развернутость,
· Дифференцированный характер,
· Полнота содержания,
· Разбивка на отдельные возрастные этапы.
Условно-вариантный прогноз развития ребенка - в его основе несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:
· Сохранение неблагоприятных условий развития,
· Ослабление неблагоприятных условий развития,
· Усугубление неблагоприятных условий развития.
Шкалы тревожности Тейлора, Филлипса, Спилберга(гера)
Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора 1953 г.
50 утверждений, ответы «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора (MMPI). Выбор пунктов для теста - на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование 15-30 мин. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.
адаптации Т. А. Немчинова и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративности, неискренности склонность давать социально желательные ответы. Выше 6 баллов – врет. При индивидуальном и групповом обследовании, способны решать теоретические и практические задачи, могут быть включены в батарею других тестов. Сумма по шкале тревоги.
Инструкция: Распределите карточки на две группы в зависимости от согласия или несогласия с утверждением.
· Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Цель - в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест 58 вопросов, могут зачитываться или в письменном виде. Ответ Да/ Нет.
Инструкция: “Сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и “+”, если согласны, или “-”, - не согласны”.
Обработка выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. (58-й ответил “Да”, в ключе соответствует “-”, то) Ответы, не совпадающие с ключом - проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. больше 50 % - повышенной тревожности; больше 75 % – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности.
§ 1. Общая тревожность в школе | |
§ 2. Переживание социального стресса | |
§ 3. Фрустрация потребности в достижение успеха | |
§ 4. Страх самовыражения | |
§ 5. Страх ситуации проверки знаний | |
§ 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | |
§ 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | |
§ 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника.
· Шкала тревоги Спилбергера - информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Показатель в диапазоне от 20 до 80 баллов. чем выше итоговый показатель - выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать оценки тревожности:
до 30 баллов – низкая,
31 - 44 балла - умеренная;
45 и более - высокая.
9)Классификация психодиагностических методов
Виды.
1. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,
2. Явным и скрытым,
3. Непосредственным и опосредованным,
4. Включенным (открытым и закрытым) и невключенным,
5. Прямым и косвенным,
6. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).
Методика рисуночной фрустрации С. Рознцвейга, вариант «Вербальный фрустрационный тест» Собчик
· Розенцвейг - для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к важной цели.
Стимул: 24 схематических контурных рисунков, изображены два – более человека, занятые незаконченным разговором.
Ситуации на рис. - 2 основные группы.
· Ситуации «препятствия». Препятствие, персонаж или предмет сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
· Ситуации «обвинения». Субъект при этом - объект обвинения. Таких ситуаций 8.
Между группами – связь - ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был фрустрирован. Испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
«отвечая за другого»,испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные реакции выхода из конфликтных ситуаций. Отмечается общее время опыта.
в индивидуальном, так и в групповом исполнении. В индивидуальном - используется прием: просят прочесть вслух написанные ответы - особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа. Могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Каждый из полученных ответов оценивается по двум критериям:
ü по направлению реакции (агрессии)
ü по типу реакции.
По направлению реакции:
Экстрапунитивные : осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, разрешения ситуации требуют от другого лица.
Интропунитивные : реакция направлена на себя, с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.
Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, нет обвинение окружающих или самого себя.
По типу реакции:
Препятственно-доминантные . «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
Самозащитные . «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
Необходимо-упорствующие. «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.
Выявить такие тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.
Методика не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.
· Собчик. вербального фрустрационного теста (ВФТ)
следующих посылок:
Стимульный материал: гипотетическими ситуациями, на которые испытуемому необходимо дать ответы в свободной форме. Области межличностного взаимодействия как отношения со значимыми близкими людьми (отец, мать, жена, муж, дочь, сын), сферу делового взаимодействия, бытового общения.
1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную позицию.
2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.
3. Сила реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.
Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответы высказывания (Что бы я сказал?), но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.
Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом - перевес баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых контактов определяется наиболее низкими баллами, то максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это - уличные контакты. Высокая агрессивность - в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.
11)Опрос и интервью как виды психодиагностики
· Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения психолога и пациента
Типы опросов:
1) интервьюирование;
2) анкетирование.
Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог стремится получить информацию от (респондента) или группы лиц.
Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
а) индивидуальное интервью, целью - изучение личностных особенностей респондентов:
– клинические – выявление акцентуаций
– глубинные – выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти
– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах
б) групповое интервью - способ сбора инфы о мнениях, настроениях группы
в) массовые интервью - диагностики массовых социально-психологических явлений
2) по степени формализации:
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, одинаковы для всех опрашиваемых, минимум ошибок при формулировании вопросов. Недостаток – в «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым.
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью, вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимущество - возможность задавать дополнительные вопросы. Недостаток - трудность сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на ос