Профессиограмма наладчика станков-автоматов

В условиях автоматизированного производства участие рабочего в тех­нологическом процессе становится иным, чем прежде. Детали обрабаты­ваются на станках-автоматах без вмешательства человека. При обслужи­вании автоматического оборудования станочников заменяют наладчики и автоматчики, которые совмещают функции станочника и наладчика. Их основная задача — наладка станков для обработки изделий опреде­ленного вида. Кроме того, в процессе работы станков требуется их под-наладка, так как станки постепенно разлаживаются (например, в связи со стиранием режущего инструмента, ослаблением креплений и пр.). Стан­ки-автоматы имеют очень сложное устройство, поэтому их обслужива­ние также более трудное, нежели наладка и работа на традиционных металлорежущих машинах. Поэтому их настройка и поиск неисправно­стей — задачи сложные, требующие технического, практического мыш­ления, сообразительности.

Особенно сложным является обнаружение неисправностей в элект­рических схемах управления станком. Наладчик должен хорошо знать и помнить устройство машин и механизмов, с которыми ему приходится иметь дело. Ему необходимо разбираться не только в механике станка, но и в его электрическом, гидравлическом и пневматическом оборудо­вании. Но основу компетенции наладчика составляет слесарно-ремонтная квалификация. Хороший наладчик — как правило, человек, которо­му интересны машины, механизмы, вообще технические устройства. Ин­терес и любознательность в этой области делают работу наладчика зах­ватывающе интересной, дающей возможность заниматься творческими задачами, делать для себя постоянные, пусть маленькие, открытия.

Неполадки в работе станков встречаются с разной частотой. Напри­мер, затупление резца — регулярно возобновляющаяся ситуация, требу­ющая вмешательства. Но встречаются резцы из недоброкачественного металла или неправильно заточенные, в этом случае неполадка произойдет неожиданно. Наладчик изучает и запоминает признаки неполадок разно­го рода, проверяет свои догадки, производя нужные действия по их ус­транению. Если неисправность осталась (например, не выдерживается при обработке на станке заданный размер детали), поиск продолжается, так как причины брака могут быть разными (неправильная установка резца, плохое качество резца, неправильная установка детали и др.). Иногда требуется резко изменить направление поиска, скажем, искать причину брака не в станке и процессе обработки детали, а в настройке и качестве измерительного инструмента.

Следует учесть, что время поиска неисправности наладчика лимити­ровано, при обнаружении неисправности наладчику бывает трудно сра­зу оценить и ее причину, и затраты времени на устранение. Если не работает станок или вся линия станков простаивает, участок производ­ства несет большие потери. Поэтому ситуация устранения неисправно­сти, нарушающая нормальный режим труда, — это ситуация экстремальная для наладчика. Ему необходимо в этих ситуациях сохранять хлад­нокровие и не паниковать. Наладчику помогает умение правильно пла­нировать свою работу (устанавливать очередность наладки при несколь­ких неисправных станках, исходя из сравнительного объема работы, сроч­ности). За каждым наладчиком может быть закреплено до нескольких десятков станков. Чем раньше наладчик обнаружит неисправность, тем легче ее устранить и меньше будет нанесено вреда, поэтому наладчик не только внимательно осматривает станки, но и старается предвидеть воз­можные неполадки (по едва уловимым признакам). Необходимость регу­лярной поднастройки станков также можно предвидеть.

Мастерство наладчика состоит и в том, чтобы предвидеть будущие и быстро устранять имеющиеся неполадки. Признаки неполадок могут быть разные — необычный звук работающего станка, отличный от нормаль­ного, видимое глазом биение детали в станке, пространственное поло­жение деталей и узлов, наличие посторонних предметов, неправильные параметры готовых деталей при их выборочном измерении, остановка станка, визуальные сигналы неисправности на пульте управления стан­ком и пр. Занимаясь одним станком, наладчик одновременно не упуска­ет из виду и другие станки, прислушиваясь и присматриваясь к сигналам неисправности в их работе. Наладчику важно ориентироваться во време­ни, прогнозируя потребность в регулярных подналадках на разных стан­ках. Качество наладочных работ во многом определяется точностью дей­ствий работника. Но кроме ловкости, полезной при необходимости про­никать в малодоступные места станка, нужна и физическая выносли­вость (приходится с усилием завертывать болты, перемещать тяжелые части станка при сборке и разборке). При этом наладчику следует сохра­нять осторожность, чтобы не пораниться в процессе ремонтных работ, и при наблюдении за работающими машинами. Небрежность и торопли­вость противопоказаны наладчику. Высококлассный наладчик — человек ответственный, аккуратный, предпочитающий ставить на первое место профилактические работы, проверять весь станок, а не только некото­рые его параметры и узлы, такая тактика позволяет обеспечить долго­временную бесперебойную работу станка. Высококлассный рабочий-на­ладчик может повысить свою квалификацию в техникумах и институтах, где готовят инженеров-технологов, механиков и конструкторов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Наши рекомендации