В трудоспособном периоде онтогенеза

Акмеология (от греч. акте — высшая степень чего-либо + логия - буквально наука о вершинах) — это раздел возрастной психоло­гии (или психологии развития), предметом ее изучения является период зрелости, в котором человек обычно достигает вершин развития (физического, духовного, психического, социально-профессионального) (Акмеология..., 2002). Экспериментальная акмеология эмпирически исследует закономерности изменения психики человека в период зрелости.

В психологии используют понятия «хронологический возраст», (определяемый количеством прожитых с момента рождения лет) и «психологический возраст» (оцениваемый уровнем развития пси­хических функций и личностных образований данного человека по сравнению со средней нормой). Психологический возраст в этом понимании может опережать среднюю норму или запаздывать. В рамках психобиографического исследования личности на осно­ве причинно-целевой концепции психологического времени (Кроник А.А., Ахмеров Р.А., 2003) психологический возраст (ПВ) устанавливается через соотношение:

ПВ = Реализованность замыслов • Возраст,

до которого человек надеется дожить.

Кроник А. А. вводит также коэффициент взрослости (KB), оп­ределяемый по формуле:

КВ = Психологический возраст · 100
Хронологический возраст

Понятие «взрослость» имеет три составляющие: биологическая взрослость — определяется способностью человека к деторожде­нию; социальная взрослость — соотносится с экономической независимостью, соответствием статуса, образа жизни человека при­нятым в социуме культурным нормам; психологическая взрослость — определяется личностной идентичностью, уровнем развития выс­ших психических функций (интеллект, речь, память, эмоциональ­но-волевая сфера, самосознание). Объединение показателей биологической, социальной и психологической взрослости позволя­ет судить о степени зрелости личности человека.

В начале XX в. период профессионализма представлялся психологам как период относительно устойчивый, в котором развитие психики если и происходит, то очень медленными темпами, незаметно. К концу XX в. подобное представление подверглось кри­тике. В частности, в акмеологии исследовались феномены разви­тия психических функций под влиянием возраста. При этом были установлены закономерные, типичные для большинства людей изменения психических функций. Так, острота зрения достигает максимума в 20 лет, позже идет ее постепенное снижение; остро­га слуха максимальна в 13 лет, у большинства людей наблюдается снижение остроты слуха (особенно в области высоких частот) после 20 лет. Физическая сила возрастает до 30 лет, но оптимума свой­ства психомоторики достигают в период юношества (Баттерворт Дж., Харрис М., 2000, с. 309).

В период зрелости, как показали исследования в школе Б. Г.Ананьева, продолжается развитие свойств внимания. Экспе­риментально установлено, что объем, переключение и избира­тельность внимания совершенствуются до 33 лет, после 34 лет функции внимания начинают снижаться. Однако такие свойства внимания, как устойчивость и концентрация, сохраняются без значимых изменений в норме на всем протяжении зрелого возра­ста, что объясняется постоянным использованием этих функций как важных в профессиональной деятельности большинства лю­дей (Степанова Е.И., 2000, с. 55).

Процессы памяти в период зрелого возраста исследованы недостаточно. В большей мере изучены формы общей памяти, тогда как профессиональная память исследована слабо. В работах Я. И. Петрова экспериментально установлены наиболее яркие изменения с возрастом кратковременной памяти. Так, в период зре­лости вербальная кратковременная слуховая и зрительная память достигает максимума к 30 годам, а затем устойчиво снижается (Степанова Е.И., 2000, с. 45). В работе Б.А.Ясько (2004), исследо­вавшей на материале профессионально важной информации про­фессиональную память успешных врачей (хирургов, реанимато­логов, педиатров, терапевтов и стоматологов) со стажем работы более 15 лет, снижений памяти с возрастом не обнаружено. Я.И.Петров также обнаружил зависимость развития памяти от вида трудовой деятельности, выполняемой испытуемыми. Если в труде человеку приходится что-то запоминать, сохранять, вос­производить, то такой труд стимулирует сохранение и развитие мнемических функций.

В период зрелости происходит дальнейшее развитие мышле­ния человека. В частности, наибольшим изменениям подвергает­ся образное мышление и практическое мышление, которое свя­зано с выполняемой профессиональной деятельностью (Степа­нова Е. И., 2000). Е. И. Степановой и А. И. Канатовым эксперимен­тально установлено, что в период зрелости отмечаются переходы в преобладании у человека разных форм мышления: то более раз­вито образное, то логическое мышление. Тем самым подтверди­лась идея Б.Г.Ананьева, что образное мышление не утрачивает своей роли с возрастом (Степанова Е. И., 2000). Развитие затраги­вает и практическое мышление, осуществляющееся в самих дей­ствиях.

Зарубежные ученые выделяют в интеллектуальных способнос­тях две формы: интеллект текучий и кристаллизованный. Текучий интеллект (название метафорическое) связан со способностями познавать новое, со скоростью запоминания, с индуктивными рассуждениями, с восприятием пространственных отношений и образов. Этот тип интеллекта отражает интегративные возможно­сти центральной нервной системы. Поэтому данный вид интел­лекта, как установлено в опытах, увеличивается до конца юношеского возраста, а в период зрелости — постоянно и устойчиво снижается (Horn, 1982; цит. по: Крайг Г., 2000, с. 770).

Кристаллизованный интеллект — это способность устанавли­вать отношения, связи, формулировать суждения, решать про­блемы на основе не столько формализованных вербальных зна­ний, сколько накопленного собственного практического опыта. Эта форма практического интеллекта может оцениваться с помо­щью заданий, затрагивающих реальный профессиональный опыт, запас особо важных для жизни и работы слов. Данная форма ин­теллекта с возрастом в период зрелости и в более поздние перио­ды жизни (в норме) только увеличивается (Neugarten, 1976; цит. по: Крайг Г., 2000, с. 770; Стернберг Р. и др., 2002). Роберт Стернберг считает практический интеллект основой житейской мудрости, которая также не деградирует, но накапливается у большин­ства людей без выраженной патологии мозга с возрастом.

У женщин после 45 — 50 лет наступает климактерический период, сопровождающийся гормональной перестройкой организ­ма, и с этим может быть связано снижение нервно-психической устойчивости, раздражительность, обидчивость, которые не всем удается сдерживать во время работы.

Таким образом, опыт отечественных и зарубежных психоло­гов свидетельствует, что в период профессионализма у субъекта труда неизбежно возникают противоречия, трудности, необхо­димые замещения и компенсации слабых сторон функционирования, обусловленные изменением внутренних ресурсов челове­ка, его способностей и возможностей по мере приближения к периоду поздней зрелости и старости. Американские психологи П. Балтес и М. Балтес (1990) предполагают, что сохранение про­дуктивной деятельности у людей пожилого возраста обеспечива­ется механизмами избирательной оптимизации и компенсации способностей. Избирательная оптимизация проявляется в сокра­щении разнообразия видов деятельности, когда остаются как ак­туальные лишь самые сохранные и субъективно значимые, а ком­пенсация способностей — в замене утраченных качеств новыми способами, стратегиями (цит. по: Баттерворт Дж.Харрис, М, 2000).

Российский врач-профпатолог, основатель Ленинградского института по изучению профессиональных заболеваний Нико­лай Абрамович Вигдорчик (1874— 1954), высказывал сходные идеи в работе «Компенсаторное профессиональное приспособление» (1934). Он обобщил опыт многолетнего наблюдения способов адап­тации работающих людей к требованиям профессии, когда в ре­зультате травмы, болезни, возрастных функциональных ограни­чений оказывались суженными внутренние возможности людей и для сохранения работы они вырабатывали индивидуальные при­емы преодоления дефекта. Н. А. Вигдорчик представлял весь про­цесс профессиональной жизни человека как колебания уровня возможностей его организма, всей личности по отношению к тре­бованиям труда. Внутренние возможности человека (его общая трудоспособность), в начале труда адекватные требованиям про­фессии (состояние компенсации), могут снижаться под влиянием возрастных изменений, а также болезненных состояний, травм, при этом развивается состояние декомпенсации. Человек, желаю­щий оставаться трудоспособным, мобилизует свои ресурсы, осо­знанно (или не вполне осознанно) формирует способы компен­сации и замещения нарушенных функций, преодолевая деком­пенсацию. В результате у него формируется вторичная компенса­ция, которая может вновь быть утеряна. Н. А. Вигдорчик разделяет понятие «процесс приспособления», отражающий этап преодо­ления человеком возникших дефектов работоспособности в данной профессии (при этом продуктивность труда его снижена), и достигнутое состояние приспособленности, или состояние ком­пенсации (относительно устойчивое состояние высокой профес­сиональной работоспособности). В целом весь трудоспособный период онтогенеза представляет собой борьбу человека за свое место в общественной трудовой жизни — вплоть до формирова­ния необратимой декомпенсации старости или инвалидности.

Наши рекомендации