В трудоспособном периоде онтогенеза
Акмеология (от греч. акте — высшая степень чего-либо + логия - буквально наука о вершинах) — это раздел возрастной психологии (или психологии развития), предметом ее изучения является период зрелости, в котором человек обычно достигает вершин развития (физического, духовного, психического, социально-профессионального) (Акмеология..., 2002). Экспериментальная акмеология эмпирически исследует закономерности изменения психики человека в период зрелости.
В психологии используют понятия «хронологический возраст», (определяемый количеством прожитых с момента рождения лет) и «психологический возраст» (оцениваемый уровнем развития психических функций и личностных образований данного человека по сравнению со средней нормой). Психологический возраст в этом понимании может опережать среднюю норму или запаздывать. В рамках психобиографического исследования личности на основе причинно-целевой концепции психологического времени (Кроник А.А., Ахмеров Р.А., 2003) психологический возраст (ПВ) устанавливается через соотношение:
ПВ = Реализованность замыслов • Возраст,
до которого человек надеется дожить.
Кроник А. А. вводит также коэффициент взрослости (KB), определяемый по формуле:
КВ = | Психологический возраст | · 100 |
Хронологический возраст |
Понятие «взрослость» имеет три составляющие: биологическая взрослость — определяется способностью человека к деторождению; социальная взрослость — соотносится с экономической независимостью, соответствием статуса, образа жизни человека принятым в социуме культурным нормам; психологическая взрослость — определяется личностной идентичностью, уровнем развития высших психических функций (интеллект, речь, память, эмоционально-волевая сфера, самосознание). Объединение показателей биологической, социальной и психологической взрослости позволяет судить о степени зрелости личности человека.
В начале XX в. период профессионализма представлялся психологам как период относительно устойчивый, в котором развитие психики если и происходит, то очень медленными темпами, незаметно. К концу XX в. подобное представление подверглось критике. В частности, в акмеологии исследовались феномены развития психических функций под влиянием возраста. При этом были установлены закономерные, типичные для большинства людей изменения психических функций. Так, острота зрения достигает максимума в 20 лет, позже идет ее постепенное снижение; острога слуха максимальна в 13 лет, у большинства людей наблюдается снижение остроты слуха (особенно в области высоких частот) после 20 лет. Физическая сила возрастает до 30 лет, но оптимума свойства психомоторики достигают в период юношества (Баттерворт Дж., Харрис М., 2000, с. 309).
В период зрелости, как показали исследования в школе Б. Г.Ананьева, продолжается развитие свойств внимания. Экспериментально установлено, что объем, переключение и избирательность внимания совершенствуются до 33 лет, после 34 лет функции внимания начинают снижаться. Однако такие свойства внимания, как устойчивость и концентрация, сохраняются без значимых изменений в норме на всем протяжении зрелого возраста, что объясняется постоянным использованием этих функций как важных в профессиональной деятельности большинства людей (Степанова Е.И., 2000, с. 55).
Процессы памяти в период зрелого возраста исследованы недостаточно. В большей мере изучены формы общей памяти, тогда как профессиональная память исследована слабо. В работах Я. И. Петрова экспериментально установлены наиболее яркие изменения с возрастом кратковременной памяти. Так, в период зрелости вербальная кратковременная слуховая и зрительная память достигает максимума к 30 годам, а затем устойчиво снижается (Степанова Е.И., 2000, с. 45). В работе Б.А.Ясько (2004), исследовавшей на материале профессионально важной информации профессиональную память успешных врачей (хирургов, реаниматологов, педиатров, терапевтов и стоматологов) со стажем работы более 15 лет, снижений памяти с возрастом не обнаружено. Я.И.Петров также обнаружил зависимость развития памяти от вида трудовой деятельности, выполняемой испытуемыми. Если в труде человеку приходится что-то запоминать, сохранять, воспроизводить, то такой труд стимулирует сохранение и развитие мнемических функций.
В период зрелости происходит дальнейшее развитие мышления человека. В частности, наибольшим изменениям подвергается образное мышление и практическое мышление, которое связано с выполняемой профессиональной деятельностью (Степанова Е. И., 2000). Е. И. Степановой и А. И. Канатовым экспериментально установлено, что в период зрелости отмечаются переходы в преобладании у человека разных форм мышления: то более развито образное, то логическое мышление. Тем самым подтвердилась идея Б.Г.Ананьева, что образное мышление не утрачивает своей роли с возрастом (Степанова Е. И., 2000). Развитие затрагивает и практическое мышление, осуществляющееся в самих действиях.
Зарубежные ученые выделяют в интеллектуальных способностях две формы: интеллект текучий и кристаллизованный. Текучий интеллект (название метафорическое) связан со способностями познавать новое, со скоростью запоминания, с индуктивными рассуждениями, с восприятием пространственных отношений и образов. Этот тип интеллекта отражает интегративные возможности центральной нервной системы. Поэтому данный вид интеллекта, как установлено в опытах, увеличивается до конца юношеского возраста, а в период зрелости — постоянно и устойчиво снижается (Horn, 1982; цит. по: Крайг Г., 2000, с. 770).
Кристаллизованный интеллект — это способность устанавливать отношения, связи, формулировать суждения, решать проблемы на основе не столько формализованных вербальных знаний, сколько накопленного собственного практического опыта. Эта форма практического интеллекта может оцениваться с помощью заданий, затрагивающих реальный профессиональный опыт, запас особо важных для жизни и работы слов. Данная форма интеллекта с возрастом в период зрелости и в более поздние периоды жизни (в норме) только увеличивается (Neugarten, 1976; цит. по: Крайг Г., 2000, с. 770; Стернберг Р. и др., 2002). Роберт Стернберг считает практический интеллект основой житейской мудрости, которая также не деградирует, но накапливается у большинства людей без выраженной патологии мозга с возрастом.
У женщин после 45 — 50 лет наступает климактерический период, сопровождающийся гормональной перестройкой организма, и с этим может быть связано снижение нервно-психической устойчивости, раздражительность, обидчивость, которые не всем удается сдерживать во время работы.
Таким образом, опыт отечественных и зарубежных психологов свидетельствует, что в период профессионализма у субъекта труда неизбежно возникают противоречия, трудности, необходимые замещения и компенсации слабых сторон функционирования, обусловленные изменением внутренних ресурсов человека, его способностей и возможностей по мере приближения к периоду поздней зрелости и старости. Американские психологи П. Балтес и М. Балтес (1990) предполагают, что сохранение продуктивной деятельности у людей пожилого возраста обеспечивается механизмами избирательной оптимизации и компенсации способностей. Избирательная оптимизация проявляется в сокращении разнообразия видов деятельности, когда остаются как актуальные лишь самые сохранные и субъективно значимые, а компенсация способностей — в замене утраченных качеств новыми способами, стратегиями (цит. по: Баттерворт Дж.Харрис, М, 2000).
Российский врач-профпатолог, основатель Ленинградского института по изучению профессиональных заболеваний Николай Абрамович Вигдорчик (1874— 1954), высказывал сходные идеи в работе «Компенсаторное профессиональное приспособление» (1934). Он обобщил опыт многолетнего наблюдения способов адаптации работающих людей к требованиям профессии, когда в результате травмы, болезни, возрастных функциональных ограничений оказывались суженными внутренние возможности людей и для сохранения работы они вырабатывали индивидуальные приемы преодоления дефекта. Н. А. Вигдорчик представлял весь процесс профессиональной жизни человека как колебания уровня возможностей его организма, всей личности по отношению к требованиям труда. Внутренние возможности человека (его общая трудоспособность), в начале труда адекватные требованиям профессии (состояние компенсации), могут снижаться под влиянием возрастных изменений, а также болезненных состояний, травм, при этом развивается состояние декомпенсации. Человек, желающий оставаться трудоспособным, мобилизует свои ресурсы, осознанно (или не вполне осознанно) формирует способы компенсации и замещения нарушенных функций, преодолевая декомпенсацию. В результате у него формируется вторичная компенсация, которая может вновь быть утеряна. Н. А. Вигдорчик разделяет понятие «процесс приспособления», отражающий этап преодоления человеком возникших дефектов работоспособности в данной профессии (при этом продуктивность труда его снижена), и достигнутое состояние приспособленности, или состояние компенсации (относительно устойчивое состояние высокой профессиональной работоспособности). В целом весь трудоспособный период онтогенеза представляет собой борьбу человека за свое место в общественной трудовой жизни — вплоть до формирования необратимой декомпенсации старости или инвалидности.