Информационно-поисковая система «Профессиография»
В 60-е гг. XX в., когда была поставлена задача создания системы профориентации и профконсультации для молодежи, психологи зафиксировали ситуацию организационного и информационного кризиса в области знаний о профессиях. Проявления кризиса состояли в том, что отсутствовала единая согласованная программа анализа профессий, сложно было сравнивать данные, накопленные разными исследователями, информация о профессиях была (рассеяна по разным источникам и трудно доступна не только для населения, но и для профконсультантов и специалистов-профессиографов. Объемы информации о профессиях требовали разработки классификации и технологий поиска (Галкина О. И. и др., 1971).
На решение задачи по сбору и упорядочению информации о профессиях были мобилизованы сотрудники отдела психологии Труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (г. Ленинград) под руководством Е. А. Климова. Итоги этой работы нашли отражение в книге «Информационно-поисковая система "Профессиография"» (ИПСП) (Л., 1972).
ИПСП предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Было охвачено огромное число профессий: от неквалифицированных видов труда до профессий, требующих высшего образования. Классификационные признаки профессий объединялись в пять групп:
1. общие сведения о профессии (название профессии, специальности, вида работы; принадлежность к отрасли народного хозяйства, распространенность, численность работников, средний заработок);
2. подготовка кадров (тип учебного заведения; длительность обучения; условия приема на учебу, уровень итоговой квалификации; перспективы профессионального роста);
3. типовые производственные показатели работы (виды труда; предмет и цели работы; тип используемых орудий; важнейшие обязанности работника; виды трудностей, ошибок, возможность аварий по вине работника; преобладающий тип деятельности по ее содержанию; формы организации труда и характер социальных связей в труде);
4. санитарно-гигиенические условия труда (профессиональные вредности, медицинские противопоказания);
5. психофизиологическая характеристика труда (120 признаков):
- сенсорные процессы и перцептивные действия;
- психические процессы по хранению, переработке информации, принятию решения — наблюдение, память, мышление, речевые функции;
- моторные компоненты деятельности;
- эмоциональный фон трудовой деятельности — особенности регуляции трудового поведения, характер нервно-психической напряженности;
- индивидуально-личностные качества — помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, уравновешенность, активность, волевые качества, трудолюбие, коммуникативность, гуманность.
Каждый признак оценивался по степени выраженности; при этом использовались градации: высокая и постоянная, высокая и периодическая, умеренная. В итоге каждая профессия могла быть представлена в виде графического профиля степени выраженности структурных компонентов профессиональной деятельности оцененных по девяти шкалам (по соотношению в труде процессов приема или отдачи информации; по преобладанию репродуктивных или поисковых компонентов; познавательных или двигательных компонентов; чувственных или логических составляющий мышления; координационно-точностных или силовых компонентов; свободного или лимитированного во времени режима работы; широких или узких социальных связей; по наличию или отсутствию в труде эмоционально-напряженных ситуаций; соотношению в деятельности устойчивых или изменчивых компонентов).
Была составлена компактная методика сбора, хранения и noиска информации о профессиях. При этом в качестве носителей! информации использовались карты с краевой перфорацией. Формализованные признаки профессии в рамках перечня дескрипторов (их присутствие или отсутствие) отмечались на краевой перфорации. В центре карты помещалось неформализуемое качественное содержание. База данных могла постоянно пополняться.
Информационно-поисковая система позволяла выяснить сведения о конкретной профессии (по ее названию), получить перечень (множество) профессий по заданному одному или нескольким признакам (если эти поисковые признаки были в перечет дескриптивных признаков) или группу профессий по заданным нескольким признакам. С помощью спиц, которые вставлялись в пронумерованные отверстия карты, и встряхивания блоков массива карт можно было выделить искомую группу профессий из собранного информационного массива. Например, в процессе профконсультирования выяснялось, что девушка любит срисовывать картинки, шить, читать книги, что у нее есть проблемы со здоровьем — плохой слух, ей трудно дается математика, особенно геометрия и стереометрия. Она хотела найти профессию, которую можно было бы получить в профтехучилище или техникуме, чтобы быстрее зарабатывать деньги, так как живет с бабушкой, без родителей. В беседе выделялся набор желательных признаков и признаков-ограничений (противопоказаний).
Поиск профессии или группы профессий проводился вручную, но собранная информационная база данных и, главное, логика, принципы формирования такого рода информации вполне соответствуют современным требованиям к упорядочению сведений для использования современных информационных технологий. Поэтому если какой-либо профориентационный центр района, города, региона захотел бы создать компьютерную систему поиска профессий, опыт создания профессиоведческой поисковой системы на перфокартах мог бы служить ее научно-методологической основой.