Какие классификации профессий существуют?

Мир профессий изменчив и многообразен. Психологам необходимо самим ориентироваться в нем, хотя бы для того, чтобы определить границы применимости закономерностей, найденных при изучении конкретных профессий. Для ориентации в мире профессий нужны классификации. Их может быть много, так как для их построения существуют самые разные основания.

Американский словарь названий профессий (DOT — «Dictionary of Occupational Titles»), впервые изданный в 1939 г., был составлен на основе многолетнего изучения видов труда. Первоначальный массив данных включал 54 тыс. описаний конкретных видов работ, которые затем подверглись систематизации. DOT периодически обновляется. В первом издании содержалось 18 тыс. названий профессий, в издании 1965 г. — 35 550. Такого рода классификации профессиональных занятий составляются во всех развитых странах. В нашей стране в «Общесоюзном классификаторе профессий» 1968 г. насчитывалось порядка 10 тыс. названий рабочих профессий и 5,5 тыс. названий должностей служащих и специалистов, всего порядка 15,5 тыс. наименований. Действующий в настоящее время Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) утвержден Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации 23 декабря 1996 г. С ним можно ознакомиться на сайте в Интернете (http://www.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okpdtr.html). Это официальный документ, предназначенный для расчета численности рабочих и служащих, состава персонала по различным категориям, учета условий труда, определения фондов заработной платы, планирования потребности в кадрах для отдельных предприятий, отраслей народного хозяйства и информации о трудовом населении регионов и страны в целом.

В 1957 г. принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. МСКП включает более 7 тыс. наименований профессий. Задача данной классификации состоит в обобщении статистических данных разных стран, построении международных программ, связанных с рабочей силой (с вопросами миграции населения, профтехобразования, анализа заработной платы, размещения рабочей силы и пр.). В этой классификации профессии группируются независимо от отраслей промышленности, главными критериями группировки здесь служат характер работы, используемые орудия и средства производства, используемое сырье, требуемое образование.

Полезной для психологов является классификация профессий по отраслям народного хозяйства. Эта классификация также многоцелевая, основу ее составляют экономические и технологические критерии (приложение 6). Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли, психолог может представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму.

Классификация профессий в целях гигиены и охраны труда необходима врачам для разработки мер профилактики и диагностики случаев профессиональной патологии. В 1913 г. на средства Московского земства врач-гигиенист С.М.Богословский опубликовал книгу «Система профессиональной классификации», включавшую семь разновидностей гигиенических группировок профессий (классификация населения, производств, промыслов, номенклатура производств и промыслов, классификация детальных профессий с кратким изложением их санитарно-гигиенических признаков, алфавитный список отдельных профессий, группировка профессий по частным санитарным признакам, классификация санитарных признаков). Классификация С.М.Богословского основывалась на результатах массового обследования фабрик и заводов Московской губернии, выполненного в 80-е гг. XIX в. под руководством Ф. Ф. Эрисмана.

В 70-е гг. XX в. в нашей стране была разработана классификация видов работ по степени тяжести, понимаемой как интегральный показатель степени неблагоприятного влияния на здоровье и функционального состояния всего многообразия факторов труда условий труда и трудовой нагрузки (Славина Э.С., Макушин В.Г., 1974).

Группировки профессий в целях подбора и рациональной расстановки кадров на отдельном предприятии или в отрасли составляются на основе аттестации трудовых постов (должностей). Примером такого рода исследования может служить работа Н.П.Анисимовой (1982).

В рамках истории труда, техники может быть разработана историческая классификация как группировка профессий в связи с историческими эпохами, уровнем развития технического прогресса, прогнозом будущих изменений в мире труда (Струмилин С. ГЯ 1921).

Классификация профессий может быть построена на основе психофизиологического подхода, критерием такой классификации оказывается требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Примером может быть классификация видов труда по степени необходимости творческих интеллектуальных функций в работе (или, напротив, по степени стереотипности выполняемых действий) (Струмилин С. Г., 1921). В принципе, могут быть построены группировки профессий по требованиям к мнемическим функциям, к психомоторной одаренности, типам интеллекта, особенностям профессионального общения и т.д.

Такого рода классификации предлагались в начале XX в. С. Пиорковский выделял группы профессий: низшие (неквалифицированный труд), средние (специализированные индустриальные профессии с требованиями к сенсомоторной сфере или к интеллекту, но в ограниченных пределах); высшие (требующий самостоятельных решений, развития организационных функций и общего интеллекта). Близкий вариант классификации предлагал и О.Липман, отличие его варианта заключалось в делении профессий высшей группы: на гностические (ученый); технические (инженер) и символизирующие (художник, поэт, музыкант) (Геллерштейн С.Г., 1926).

Известный отечественный экономист С. Г. Струмилин считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда. Он предлагал учитывать неприятности физического порядка (утомительности труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения); неприятности эстетического порядка (дисгармония ритма; световые и звуковые диссонансы, неприятные запахи и пр.); неприятности социального порядка (бесцельность, неинтересность работы; суета, плохая организация совместной деятельности; отсутствие взаимной поддержки в общей работе; оторванность от людей). Эти проявления негативных сторон профессий (как и разновидности профессиональных вредностей, исследуемых врачами-гигиенистами) предполагалось иметь в виду, определяя заработную плату работников, которая должна им компенсировать моральные издержки, вызванные негативными эмоциями (Струмилин С. Г., 1921). Следует заметить, что психологам не менее важно иметь классификацию факторов труда, которые могут стать содержанием мотивов труда, факторов привлекательности труда. Это особенно важно для задач профориентации. Такого рода классификация потенциальных мотивационных факторов представлена в работе А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелева (1987).

Наши рекомендации