Способы представления профессиограммы и психограммы

Профессиограмма обычно составляется в виде текстового описания. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо таблицы или в форме «аналитического графика» (Толчинский А.А., 1932). Конструктивный способ представления профессиографических материалов разработан Е. М. Ивановой (1992), которая упорядочила процесс психологической интерпретации трудовых действий работника. В приложении 3 приводится образец такого рода анализа цикла действий оператора пэйджинговой связи, в ходе которого вычленяются предполагаемые ПВК, требуемые для успешного выполнения каждого действия. Психограмма профессионала может быть также представлена в форме диаграммы (прямоугольной или круговой, как предлагал А.Ф.Лазурский), на которой в количественной форме отображаются требования к ПВК для конкретной профессии (табл. 3).

Попытаемся на примере выделить профессионально важные качества бортпроводника пассажирского авиалайнера и наладчика станков-автоматов на основе описаний профессий, составленных для профориентации школьников (приложения 4, 5). В табл. 3 представлены оценки ПВК предполагаемых успешных работников по данным профессиям.

Правила присвоения баллов при оценке ПВК. По опыту оценки требований профессий к субъекту труда, выработанному в службах занятости США (Укке Ю.В., 1972, с. 176), выделяют четыре уровня необходимого развития ПВК (способностей) и обозначают их в порядке нарастания:

1 балл — несущественность данной особенности для успеха работы;

2 балла — малая или средняя степень важности и ее связь только с некоторыми элементами профессиональной деятельности;

3 балла - важность данной особенности для ряда элементов работы или большинства из них, или для самых существенных;

4 балла — очень высокая степень необходимости данной особенности для успеха работы.

Комментарий по поводу данных табл. 3. Бортпроводнику в процессе общения с пассажирами необходимо на слух воспринимать чужую речь и визуально отслеживать поведение пассажиров, а наладчику станков полезно иметь не только чуткий слух (чтобы по звуку ориентироваться в качестве работы станка), хорошее зрение, но и тонкую осязательную чувствительность.

Таблица 3. Психограммы бортпроводника и наладчика станков-автоматов

Название ПВК Оценка уровня развития ПВК в баллах
1. Зрительное восприятие     Б Н
2. Слуховое восприятие     БН  
3. Осязательное восприятие Б   Н  
4. Память (мнемические действия)     БН  
5. Воображение (имажинитивные действия)   Б Н  
6. Технический интеллект   Б   Н
7. Словесно-логический интеллект   БН    
8. Социальный интеллект, организаторские способности Н     Б
9. Общительность (интерперсональные действия) Н   Б  
10. Устная речь (интерперсональные действия) Н   Б Н
11. Внимательность (действия внешнего контроля)     Б    
12. Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)     БН  
13. Психомоторика (двигательные действия)   Б   Н

Примечание. Б — оценка ПВК бортпроводника; Н — наладчика станков-автоматов.

Последняя важна для определения на ощупь «чистоты поверхности» обработанных деталей. Низкая оценка (1 балл) отражает тот факт, что профессиональные задачи могут быть успешно выполнены даже при низком уровне развития данных качеств, способностей, психических функций. Так, вероятно, можно быть успешным бортпроводником при неразвитой осязательной чувствительности и среднем техническом интеллекте, ибо он не выполняет задач и действий, требующих оперирования пространственными представлениями.

В принципе, наладчик станков — высококлассный специалист, может быть человеком застенчивым, избегающим шумных компаний, плохо ориентирующимся в людях, неточно прогнозирующим их поведение. В реальности каждая из 13 позиций может быта многократно детализирована. Так, в службе занятости США используют 40 — 50 показателей оценки психических качеств работников (Укке Ю.В., 1972). Но для начала полезно отвлечься от деталей и научиться в объективно заданной профессиональной деятельности вычленять обеспечивающие ее блоки внутренних психических функций по наличию в труде работника соответствующих задач и связанных с ними действий.

Очевидно, что наши профессионалы заняты выполнением разных по содержанию задач, осуществляют разные действия, требующие особых знаний, умений и способностей. Для успеха работы бортпроводнику важны такие ПВК, как общительность, эмпатия (способность адекватно понять эмоциональное состояние другого человека и выразить ему действенное сочувствие), высокая культура устной речи, социальный и вербальный интеллект, вербальная и визуальная память. Успешному наладчику станков полезен несколько другой набор ПВК: высокоразвитый технический интеллект, воображение (комбинирование зрительных образов, представлений), память (на знания в области технологии резания металла, устройства станков), точно дозированные, хорошо координированные движения рук, тонкое осязание и развитое чувство времени. Способность сохранять душевное равновесие в стрессовых ситуациях, подвижная нервная система, хороший слух и зрение, наблюдательность важны представителям обеих профессий.

Наши рекомендации