Диагностика психического развития ребенка от 18 месяцев до двух лет
Функции/ Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Конструирование. Используйте те же кубики в количестве 10 штук | Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из восьми кубиков, а после показа— построить поезд без трубы | Конструирование башни не вызывает у детей с ЗПР существенных трудностей |
Восприятие формы. Используйте доску Сегена (с отверстиями для трех геометрических фигур) | Ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). | Ребенок с ЗПР принимает задание, но затрудняется в правильном соотнесении фигур. |
Восприятие величины (тест с пирамидкой | При небольших подсказках ребенок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом размера | Затруднено соотнесение колец по величине |
Бытовые навыки | Двухлетний ребенок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, «кормит» и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, | При выполнении всех этих действий у ребенка с ЗПР могут наблюдаться некоординированные движения, в результате чего все действия выполняются в замедленном темпе |
Двигательная сфера (крупная моторика) | Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; | Наблюдаются скованные движения, что затрудняет овладение координированными движениями |
Тонкая моторика | В два года ребенок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий | Затруднено изображение линий, особенно круглых. При изображении вертикальных линий отмечаются некоторые стереотипии |
Память | Двухлетний ребенок может запомнить и повторить примерно четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить | Способен повторить отдельные действия, но простые по инструкции. Например, встать. Двухсложные действия (возьми и принеси) выполнять затрудняется |
Словарный запас. Покажите ребенку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» | Двухлетний ребенок называет от 2 до 5 предметов правильно | Название предметов, как правило, затруднено |
Узнавание изображений на картинке. Рассматривая с ребенком книжку, покажите ему картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье» и т. д. | Ребенок двух лет может правильно указать на 5 картинок | Существенных трудностей это задание у детей с ЗПР не вызывает, но объем узнанных предметов может быть меньше |
Называние изображений. Показывайте ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машинку, стол, корабль, поезд, автобус, самолет, носки, ботинки, лимон, грушу, арбуз, мальчика, девочку, тетю, дядю, | Три-четыре картинки ребенок называет правильно | Дети с ЗПР затрудняются в названии предметов |
Понимание речи взрослого. Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т. д. | Двухлетний ребенок выполняет три-четыре простых инструкции | Затруднено понимание и выполнение простых инструкций. Это очень характерно для детей с ЗПР, что указывает на недоразвитие регулирующей функции речи. |
В процессе выполнения тестовых заданий необходимо обратить внимание на особенности эмоциональных и поведенческих реакции ребенка.
Если ребенок проявляет:
• склонность к уединению, то есть уходит от контакта с психологом;
• чрезмерную отвлекаемость;
• избыточное качание всего тела (бессмысленные раскачивания);
• постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, особенно с матерью;
• частое раздражение, трудно поддающееся успокоению;
• нарушение сна и бодрствования;
то наличие этих радикалов указывает на вероятность интеллектуальных и эмоциональных нарушений у ребенка и задержку психического развития.