Показатели психического развития ребенка по Гезеллу
Возраст | Моторное развитие | Речевое развитие | Приспособительное поведение | Индивидуально-социальное поведение |
Ступень одного месяца | Когда берут младенца на руки, поднимает время от времени голову. Положенный плашмя на животик, делает движения ползания. Лежа на животе, поднимает головку. Лежа на животе, поворачивает голову в сторону | Обращает внимание на звуки. Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли, голода | Фиксирует взглядом окно и крупные предметы. Останавливает взгляд на движущихся предметах, если они достаточной величины. Видит красное (яркое) кольцо, но не задерживает на нем взгляд. Удерживает кольцо, положенное в руку | Поднимая ребенка, психолог чувствует известную мышечную активность с его стороны. Ребенок обнаруживает взглядом избирательное отношение к человеческому лицу |
Ступень двух месяцев | Взятый на руки, держит голову в течение короткого времени. Если держать младенца на весу спиной вниз, поднимает голову. Положенный ничком, немного приподнимает грудь над поверхностью стола. Лежа на спине, выбрасывает руки прямо вверх | Прислушивается к человеческому голосу. Когда взрослый близко наклоняется к младенцу, на его лице появляются определенные реакции. Располагает несколькими интонациями | Следит глазами за движущейся фигурой. Задерживается взглядом на покачивающемся на веревочке красном кольце | Поворачивает голову и держит ее в определенном положении, заслышав человеческий голос. При поднимании на руки наблюдается мышечное напряжение в плечевой области. Бьет ножками в ванне при купании или производит ножками движения отталкивания |
Возраст | Моторное развитие | Речевое развитие | Приспособительное поведение | Индивидуально-социальное поведение |
Ступень трех месяцев | Взятый на руки, хорошо фиксирует голову. Переворачивается со спины на бок. Положенный ничком, приподнимается, опираясь на ручки | Отвечает улыбкой при заговаривании с ним. Выражает чувство удовольствия определенной интонацией | Следит глазами за движущимся карандашом. При наблюдении свободно поворачивает голову. Прикасается на разные лады к кольцу. Лежа на спине, изучает окружающую обстановку | Выражает изумление и осознает внезапный переход к новой ситуации. Успокаивается под влиянием голоса или музыки. Предвкушает кормление, открыв рот, или приходит в состояние возбуждения. Одной ручкой перебирает пальчики на другой |
Ступень четырех месяцев | Хорошо держит голову, когда его носят или укачивают. Лежа на спине, приподнимает голову и плечи, как бы пытаясь сесть. Сидит обложенный подушками. Ручки не сжаты все время в кулак, часто раскрываются | Громко смеется. В ответ на появление взрослого подает голос. Спонтанное гуление | Лежа на спине, зажимает между ручками качающееся кольцо. Смотрит на дюймовый кубик на столе. Поворачивает голову, прослеживая взором исчезающий предмет | Разглядывает собственную руку при игре. Примитивная игра с погремушкой. Шлепание ручкой по воде, лежа в ванной. Напрягает тельце, когда видит, что его собираются поднять |
Возраст | Моторное развитие | Речевое развитие | Приспособительное поведение | Индивидуально-социальное поведение |
Ступень пяти месяцев | Поворачивается со спинки на животик. Сидит при поддержке. Попадая ручкой на кубик, может приподнять его со стола или руки взрослого | Поворачивает голову на голос и на звон колокольчика. Проявляет нетерпение в интонации. Выражает определенной интонацией нетерпение, когда у него забирают понравившуюся вещь | Лежа на спине, поднимает выпавшую погремушку. Тянется к листу бумаги. Зрительный контроль над схватыванием и манипулированием | Активно играет погремушкой. Повторно возвращается к ней взглядом. Играет во время купания |
Ступень шести месяцев | Усаженный в слегка наклонном положении, сидит некоторое время без поддержки. Зажимает предмет с помощью одновременного сгибания всех пальцев. Удерживает некоторое время два кубика, по одному в каждой руке | Отчетливо произносит отдельные слова. Узнает близких людей. Визжит и гулит от удовольствия | Проявляет активный интерес к предметам. Поднимает кубик со стола. Смотрит на новый предмет, лежащий на столе | Стучит ложкой и шлепает ладонью по столу во время игры. Различает своих и чужих |
Ступень семи месяцев | Тенденция пользоваться одной (правой) рукой. Легко поворачивает руку вокруг своей оси. Достает шарик с помощью сгребания или складывания руки «горстью». Без труда поднимает кубик со стола | Выражает удовлетворение при достижении предмета | Настойчиво тянется к отдаленному кубику. Поднимает перевернутую чашку. Длительно вертит кольцо в руках. Когда ложка падает, короткое время ищет ее взглядом | Использует для игры листок бумаги. Использует для игры веревочку. Увидев свое отражение в зеркале, наклоняется к зеркалу, протягивает ручки |
Ступень восьми месяцев | Сидит короткое время без поддержки. Самостоятельно садится. Берет шарик, используя хватательные движения | Лепечет при виде знакомого лица. Речь приобретает характер междометий | Ищет взглядом упавший предмет. Поднимает перевернутую чашку, пользуясь ручкой. С интересом ощупывает ручкой колокольчик | Активно отвечает на заигрывание. Улыбается своему отражению в зеркале и бьет по нему рукой. Выпавший рожок сам подносит ко рту. Получает удовольствие от полученного шума при бросании предмета |
Ступень девяти месяцев | Самостоятельно сидит. При захватывании кубика противопоставляет большой палец. Положенный ничком, передвигается | Говорит двусложное слово (мама, дядя и т. п.). Прислушивается при произнесении новых или знакомых слов | Вкладывает предметы в отверстие. Притягивает за веревочку кольцо. Следит глазами, когда перед ним чертят штрихи на бумаге | Принимает участие в ритмической игре. Машет ручкой при прощании. Использует чашку и кубик для комбинированной игры |
Ступень десяти месяцев | Сам становится на ножки. Хватает шарик точными пинцетообразными движениями | Начинает подражать услышанным звукам. Определенным образом реагирует на знакомое слово | Удерживает два кубика, не отказывается от третьего. Подражая психологу, начинает делать штрихи на бумаге. Ощупывает пальцем отверстие на доске для вкладышей. Поднимает чашку ручкой. Отыскивает прикрытый салфеткой предмет | Ведет игру со своим отражением в зеркале. Раскачивает кольцо на веревочке |
Ступень двенадцати месяцев | Ходит с посторонней помощью. Стоя на ножках, может опуститься в сидячее положение. Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге | Говорит два-три слова. Выполняет простейшие словесные поручения. Кладет кубик по требованию в чашку или на чашку | Чертит вслед за психологом штрихи или вертит в подражание погремушкой. Вкладывает палочку или форму в соответствующее отверстие. Знает, что нужно потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо. Высвобождает кубик, завернутый в бумагу | Держит чашку при питье. Задерживает по требованию выполнение действия. Повторяет номер, вызвавший смех |
Представленная схема имеет несомненное практическое значение, так как в ней автор не только отражает этапы развития младенца, но и предлагает отдельные тесты для их диагностики.
Для адекватной психодиагностической оценки психолог должен ориентироваться не только на возрастные этапы развития психических функций, но и на качественные особенности развития этих функций и их взаимодействия по мере взросления ребенка в течение первого года жизни.