Психолого-педагогическая характеристика.

Характеристики рекомендуется составлять на основе протоколов и таблицы по результатам обследования ребёнка с указанием уровней его развития. Они могут определить реальное положение каждого ребенка среди сверстников, некоторые пути индивидуальных программ коррекции неудачно сложившихся к данному моменту взаимоотношений между детьми. При этом надо помнить, что как низкие, так и высокие показатели отражают ценностную ориентацию на определенные качества детей, сформированную в данной группе, что хотя она чаще всего и совпадает с общими ценными ориентациями, однако может быть и весьма далека от них.

Составляя характеристику, выделяют только один, но наиболее существенный для данной работы параметр - это социально-психологическое положение ребенка в группе (хотя материала для более разносторонней характеристики имеется достаточно в тех же протоколах).

Характеристика должна быть краткой, четкой, чтобы воспитателю удобно было пользоваться ею в работе с воспитанниками и его родителями, которых необходимо не только знакомить с ней, но и активно подключать к коррекции взаимоотношений ребенка с другими детьми.

Основой характеристики служат материалы психологического наблюдения за его поведением, общением и разными видами деятельности (игровой, художественной, учебной, трудовой). На основе применения различных методов детской психологии: беседы, эксперимента, анализа продуктов деятельности, социометрии, тестов, проективных методов и др. Психолого-педагогическая характеристика отражает особенности психического развития личности и позволяет при составлении составить психологический портрет ребёнка или возрастной группы в целом. Она свободно по форме и не требует визирования административных лиц, поскольку речь идёт об индивидуальных особенностях развития ребёнка: особенностях познавательной и эмоционально-личностной сфер, психофизиологических ньюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и т.д. Кроме того, при изучении ребёнка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности и познавательной активности, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий.

При этом учитываются условия его семейного воспитания и системы взаимоотношений со взрослыми. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребёнка, его поступками, высказываниями, результатами их углублённого изучения. В её содержание включается также анализ особенностей взаимоотношений ребёнка со сверстниками. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребёнка, полученные из бесед с родителями, педагогами, медицинским персоналом.

Характеристика организационной стороны психической деятельности отражает способы регуляции ребенком собственной деятельности и содержит ответы на вопросы о том:

- может ли он ставить цели познавательной деятельности, принимать их и удерживать до конца осуществления задачи;

- есть ли возможность предварительного планирования предстоящей деятельности;

- осуществляется ли и как упреждающий, текущий, последующий) контроль за ходом решения задачи;

- насколько правильно ребенок оценивает свою деятельность;

- способен ли он осуществлять перенос с ранее усвоенных на вновь усваиваемые способы познавательных задач;

- может ли он варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность в их решении;

- насколько ребенок способен проявлять умственное напряжение при трудностях и неудачах;

- как использует помощь, и в какой помощи больше нуждается.

Характеристика исполнительной (операционной) стороны психической деятельности отражает процессы, способы, операции, с помощью которых осуществляется психическая деятельность и прежде всего - мышление и речь как высшие ступени этой деятельности. Особое внимание при этом уделяется характеристике операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.

Заключительная часть характеристики излагается чётко, лаконично, обоснованно, чтобы данной характеристикой было удобно пользоваться в работе с ребёнком.

Примерная схема написания психолого-педагогической характеристики:

1. Фамилия, имя ребёнка.

2. Дата и место рождения, домашний адрес.

3. Сведения, полученные от родителей:

- состояние здоровья;

- традиции и привычки, сложившиеся дома;

- питание;

- реакция на запреты и наказание;

- состав семьи;

- материальные условия;

- как ребёнка называют дома.

4. Развитие познавательных процессов.

5. Физиологические особенности развития.

6.Умения и знания в разных видах деятельности:

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи;

- сенсорное развитие;

- логика;

- навыки самообслуживание;

- физическое развитие, крупная и мелкая моторика;

- игровая деятельность.

7. Воспитанность нравственная, эстетическая.

8. Взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.

9. Познавательная активность.

10. Индивидуальные особенности ребёнка.

11. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Психологическое заключение является основным рабочим инструментом психолога. Цель психологического заключения состоит в оценке актуального состояния ребёнка на момент итогового обследования, в сравнении с его психологическим статусом (особенностями развития, поведением и т.д.). В рамках итогового заключения должны быть отмечены выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребёнка. Если с ребёнком проводилась психокоррекционная работа, то в документе кратко представляется её содержание, продолжительность и результат. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства испытуемого, т.е. черты, показатели которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. Заключение должно содержать прогноз- предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка (при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет). При формулировке прогноза воспользуйтесь описанием факторов риска и благоприятных факторов развития детей и подростков (Абрамова Г.С.).

В содержание заключения включают все доступные психологу-диагносту данные, как тестовые, так и полученные из других источников. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок о процессе психического развития применительно к конкретному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику, количественную и качественную динамику развития, и специализации диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правил написания. Важно, чтобы оно соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Если испытуемый - ребенок, подросток, то целесообразно составить заключение, адресованное учителям, родителям. Если испытуемый - взрослый человек, заключение может быть составлено для него. Учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатры – заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций.

В своём заключении психолог должен отразить показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение должно содержать анализ соответствия полученных данных возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических мероприятий или развивающих программ.

Психологические заключения могут быть представлены по следующим видам работы:

-индивидуальной психодиагностике;

-групповой психодиагностике;

- индивидуальной развивающей или коррекционной работе;

- групповой развивающей или коррекционной работе.

Основные требования к психологическому заключению.

1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

5. Заключение должно содержать психологический диагноз и вероятностный прогноз развития.

6. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:

- состояние респондента;

- характер контакта испытуемого с психологом;

- нестандартные условия тестирования

Т.о., в структуру психологического заключения могут входить следующие блоки:

1. Общие характеристики возрастного развития на основе описания особенностей психофизического, психофизиологического развития, адаптационного и двигательного комплексов.

2. Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.

3. Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной и ценностной сфер.

4. Коммуникативное развитие на основе харатеристик средств и позиций общения и конфликтности.

5. Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности( для дошкольников отдельным блоком фиксируется готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости).

Далее идут блоки констатирующего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

1.Особенности развития.

2. Проблемы развития.

3. Вероятностный прогноз развития.

4. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка.

Примерные схемы написания психологического заключения.

Вариант написания психологического заключения, предлагаемый Е.А.Калягиной.

1. Ф.И.О. обследуемого, социальное положение.

2. Анамнестические данные (медицинские, социально-бытовые, педагогические характеристики).

3. Общая характеристика возрастного развития:

- физическое развитие,

- внешний вид,

- реакция на обследование.

4. Познавательное развитие:

- мышление,

- умственная работоспособность и темпы учебной деятельности.

5. Личностное развитие:

- черты личности,

- эмоциональное состояние,

- особенности мотивационной сферы.

6. Система отношений к миру и самому себе:

- отношения со сверстниками,

- отношения со взрослыми (родители, педагоги),

- отношение к значимой деятельности,

- отношение к себе.

7. Особенности развития.

8. Проблемы развития.

9. Прогноз развития.

10. Рекомендации.

Психологическое заключение может быть написано также по предлагаемой ниже схеме.

Общий раздел

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные.

4. Описание внешности и поведение ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).

5. Сформированность регуляторных функций .

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.

Специальная часть

1.Психологический диагноз.

2. Вероятный прогноз развития.

3.Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общий разделзаключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) - всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.

Специальная частьзаключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.

Ещё один вариант написания психологического заключения выглядит следующим образом:

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О, должность, место работы, рабочий телефон).

3. Диагносты (Ф.И.О, должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описать по следующей схеме:

  Название шкалы Автор теста, название теста Исследуемая функция Фактор, влияющий на результат
         

6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (Например: вербальный интеллект, осведомленность, речевое развитие, общая оценка).

7. Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждую группу,

б) интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам,

в) рекомендации по результатам исследования

СХЕМА УЧЕТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Ф.И.О. тестированного Результаты выполнения диагностического задания Заключение
       

В заключение следует ещё раз обратить внимание на то, что психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. В итоге процесс сравнения данных, полученных при проведении разных разделов обследования должен привести к выделению основного дефекта, квалификации его и выяснению причинной взаимосвязи между первичными и вторичными нарушениями. Одновременно в результате сравнения итогов выполнения по сериям разнородных проб необходимо выявить психофизиологические факторы, лежащие в основе нарушения, а также механизм нарушения и степень его выраженности. Заключение в каждом отдельном случае должно отвечать на конкретные вопросы, поставленные в исследовании.

Наши рекомендации