Тема 4.2. Использование психодиагностической информации в работе психолога.
Ключевые термины:симптом, этиология, психологический диагноз, психологический прогноз, первичные и вторичные нарушения, оценочные шкалы, операциональная характеристика деятельности, когнитивная сфера, высшие психические функции, эмоционально-личностная сфера, аффект, мотивация, значимая деятельность, обучаемость, констатирующий вывод.
На основе полученных в результате диагностического обследования материалов психолог формулирует психологический диагноз, составляет психолого-педагогическую характеристику и пишет психологическое заключение. При формулировке психологического диагноза необходимо помнить следующее:
1. По содержанию диагноз должен включать три уровня (по Л.С. Выготскому):
• симптоматический, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, то есть своего рода ответ на вопрос: «Какой этот объект, в чем его особенности?»;
• этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей, но и вызывающие их причины, то есть — «почему объект такой?»;
• типологический — определяющий место и значение полученных данных в целостной, динамичной картине, то есть «что значит сейчас, и что это будет значить в будущем для объекта диагностики?»
2. Формулировка диагноза должна носить предположительный характер: «на основании полученных данных можно предположить. ..». Это позволяет критически относиться к результатам диагностики, не воспринимать их как приговор, что особенно важно, если речь идёт о выявленных отклонениях в развитии или негативных состояниях объекта. «.. .Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыков».
3. Диагноз должен заканчиваться рекомендациями, соответствующими целям диагностики, то есть должен давать ответ на вопрос о том, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строиться на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечается путь развития». Для более точного прогноза Л.С.Выготский рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.
Принято выделять 2 типа диагноза:
1.Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В таком случае данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например, при определении патологии развития) или с критерием.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путём соотнесения с критерием.
Развёрнутый психологический диагноз предполагает:
Ø Изучение общего уровня психического развития человека;
Ø Исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;
Ø Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем;
Ø Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;
Ø Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.
Следующий вопрос, на котором хотелось бы остановиться, это сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту. Первое, что необходимо сделать, это подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия. При решении психодиагностической задачи психолог должен ориентироваться на её содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом.
При передаче психологической информации необходимо стремиться получить от клиента обратную связь. Это поможет определить отношение клиента к информации и к психологу как источнику этой информации. С этой цель можно попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.
Одним из главных моментов передачи информации является её безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он должен показать отличие социальной или этической задачи от психологической, которую решает психолог.
Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обследования являются психометрические данные, выраженные в определённых шкалах , баллах и других метрических величинах. В этом случае индивидуальные показатели можно представить как точку на шкале возможных результатов. В этом случае клиент получает критерии оценки своих результатов, а оценочные действия он может провести сам. Однако для психолога важно сформировать адекватное восприятие информации. Для этого можно, например, ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Необходимо сделать всё, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации. Особенно важно контролировать распространение оценочной психодиагностической информации среди детей и подростков.
Конечным этапом психодиагностики является написание психологического заключения и составление характеристики на обследуемого.