Правила ведения психологического консультирования

I. Правила ведения психологического консультирования:

1) психолог-консультант выстраивает гипотезы о сути проблемы клиента после получения достаточно полной информации о его лич­ности и жизни в ходе интервью;

2) психолог-консультант дает клиенту практические рекоменда­ции после оценки его индивидуальных поведенческих особенностей и выявления возможностей практической реализации клиентом реко­мендаций психолога;

3) при проведении психологического консультирования и по­становке психологического диагноза клиенту и его проблеме психо­лог-консультант не должен рассматривать клиента как объект бес­страстного изучения, манипуляции или экспериментирования с ним;

4) психолог-консультант не должен рассматривать клиента как подследственного, или пытаться его «переиграть»;

5) за редким исключением не должно быть личных воспомина­ний и исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть пси­холог-консультант и клиент не должны меняться ролями;

6) задача психолога-консультанта - понять клиента изнутри как своеобразную уникальную личность, отличную от личности психоло­га, а не подобную ему;

7) при толковании исповеди клиента психолог-консультант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположи-

тельной, гипотетической, а не безапелляционно-утвердительной фор­ме;

8) опровержение клиентом интерпретации психологом-консультантом исповеди первого не всегда достаточно как основание для отказа от такого толкования консультанта, так как опровержение или протест со стороны клиента по поводу заключений консультанта является чаще всего защитной реакцией и признаком того, что предложенное профессионалом толкование верное;

9) чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять выслушиванию исповеди клиента и корректнее формулировать свои выводы;

10) во время беседы с клиентом следует вести записи, чтобы за­тем вернуться к ним еще раз и отрефлексировать их; полезно вести и затем анализировать видеозаписи хода психологической консульта­ции, объясняя их необходимость клиенту тем, что он может лучше себя понять и успешнее решить свои проблемы, если увидит себя на

экране со стороны;

11) задача консультанта - помочь клиенту принять на себя от­ветственность за свою судьбу, обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я»;

12) задача психолога-консультанта на стадии исповеди - нена­вязчиво подвести клиента к осознанию и правильному решению сво­ей проблемы, принятию ответственности за свои поступки и за ко­нечный итог своей жизни;

13) профессия психолога-консультанта требует известного са­моотречения, временного отказа от собственной личности в процессе осуществления консультирования;

14) психолог-консультант - не советчик, его главная задача — помочь клиенту научиться принимать ответственные решения само­стоятельно.

I. Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к работе психолога-консультанта, отражена в кодексах профессиональной этики практических пси­хологов:

.

1) профессиональная деятельность психолога-консультанта ха­рактеризуется его особой ответственностью перед клиентом за реко­мендации, которые он предлагает клиенту;

2) практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы;

3) деятельность психолога-консультанта направлена на дости­жение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ка­ких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персо­нального (личностного) развития клиента;

4) свою работу психолог-консультант строит на основе безус­ловного уважения достоинства и неприкосновенности личности кли­ента; психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека;

5) в работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности); вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях;

6) психолог-консультант обязан ставить в известность коллег и членов своих профессиональных объединений о замечаемых им на­рушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиен­там;

7) психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие ус­луги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, ква­лификацию, знания и умения;

8) в своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным обще­научным стандартам;

9) обязательной составной частью работы психолога-консультанта постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений;

10) в случае вынужденного применения психологических мето­дик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не пол­ностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант

должен предупреждать об этом своих клиентов и быть весьма осто­рожным в своих выводах;

11) психолог-консультант не имеет права разглашать или пере­давать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах

консультирования;

12) психолог-консультант должен препятствовать использова­нию методов психологического консультирования и психологическо­го воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов»;

13) психолог-консультант не имеет права передавать некомпе­тентным лицам методы психологической работы с клиентами;

14) психологу-консультанту следует быть корректным, чтобы не вызвать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет

выполнить;

15) психолог-консультант несет личную ответственность за хра­нение в тайне информации, касающейся клиентов.

Кодекс практического психолога имеет следующие компоненты: II. Правила взаимодействия практического психолога с оп­тантом:

а) аффилиативная направленность взаимодействия практическо­го психолога с оптантом, проявляющаяся в заинтересованности, до­верии, независимо от возраста и социального статуса, открытости, доброжелательности первого по отношению ко второму;

б) ориентация в проблеме оптанта как объективно существую­щей;

в) корректность и ответственность за выполнение психологом

профессиональных обязанностей;

III. Требования к личности практического психолога:

а) сохранение конфиденциальности полученной от оптанта пси­хологической информации;

б) помощь в защите прав и личного достоинства оптанта;

в) позиция равенства и сотрудничества с оптантом;

г) повышение теоретического уровня знаний в области психопе­дагогики для оптимизации языка межличностного взаимодействия с оптантом;

IV. Требования к профессиональным качествам практиче­ского психолога:

а) правила профессионального отношения;

б) качества, способствующие профессионально эффективной деятельности практического психолога: социально-психологическая компетентность, индивидуализированность мировосприятия, эмпа-тия, рефлексия, толерантность, эрудиция;

в) факторы, препятствующие эффективной реализации профес­сиональной деятельности практического психолога: низкий уровень мотивации труда, выраженности профессионально значимых качеств, ригидность и стереотипность в работе, самоутверждение посредством клиента, неадекватность оценки собственных профессиональных дей­ствий и их результатов.

Интервью как:

- исповедальная форма общения оптанта и практического пси­холога;

- получение практическим психологом адресной информации об оптанте;

— выяснение роли оптанта: клиент или заказчик;

- вариативный метод взаимодействия практического психолога с оптантом, направленный на оптимизацию решения проблемы по­следнего.

Интервью как форма социального заказа оптанта на работу практического психолога.

Виды социального заказа:

- нравственная задача, ее философская природа определения критериев добра и зла;

- социальная задача и система оценок взаимодействия оптанта с другими людьми в ней по типу «норма — правильно - неправильно»;

- этническая задача, приведение к соответствию системы оценок оптанта и других людей по типу «хорошо - плохо»;

- собственно психологическая задача, актуализирующая интерес к той или иной психологической информации.

Перемоделирование нравственных, этических и социальных за­дач в собственно психологическую задачу.

Отличие интервью от других методов работы практического

психолога:

- диалогичность взаимодействия в системе «оптант - консуль­тант»;

- четкая ограниченность времени и места проведения;

- отказ от постановки психологического диагноза;

— анализ индивидуализированной ситуации заказа клиента с це­лью развития большей пластичности и мобильности личности оптанта.

Совместное выстраивание предмета взаимодействия оптантом и клиентом; выбор в рамках переживаний или действий оптанта. Тема интервью, ее пластичность, вариативность и динамичность в ходе развертывания интервью. Контекст темы интервью как индивидуали­зированное видение персональной жизни. Восстановление контекста темы в рамках интервью: объективные данные о контексте, отноше­ние оптанта к контексту, роль и место оптанта в данном контексте.

Направленность деятельности практического психолога в рам­ках интервью:

- дифференциация содержания темы интервью и личных проек­ций практического психолога;

- четкое осознание практическим психологом темы заказа оп­танта, ее контекст и подтекст собственных действий;

- рефлексия на тему заказа оптанта и контекст ее появления. Модель процесса интервью, содержание стадий интервью:

1) стадия структурирования и достижения взаимопонимания и психоэмоционального комфорта;

2) стадия сбора информации о контексте темы заказа оптанта, выделения его проблемы и цели посещения психологической кон­сультации, идентификации его потенциальных возможностей;

3) стадия определения желаемого оптантом результата, его иде­ального образа, а также эффекта последствий совместной с практиче­ским психологом работы по выявленной проблеме;

4) стадия выработки альтернативных стереотипным моделям решений выявленной проблемы, снижение ригидности отреагирова-ния оптантом его проблемы;

5) стадия обобщения предыдущих этапов взаимодействия, ини­циация изменения у оптанта мыслительных, эмоциональных и пове­денческих реакций на проблему.

Цели стадий интервью:

1) установление с оптантом контакта и доверительных отноше­ний, предоставление практическим психологом информации о грани­цах его профессиональной деятельности;

2) определение цели прихода оптанта к практическому психоло­гу и видения им самим собственной проблемы, выявление потенци­альных возможностей решения проблемы самим оптантом;

3) определение личностного смысла прихода оптанта в психоло­гическую консультацию;

4) поиск альтернативных решений проблемы оптанта;

5) определение реальных планов оптанта по решению выявлен­ной и отрефлексированной совместно с практическим психологом проблемы оптанта.

Профессиональная позиция практического психолога в рамках интервью:

— простой и адекватный восприятию оптанта язык взаимодейст­вия, отсутствие оценочных суждений;

- ориентация на тему оптанта;

- нивелирование практическим психологом собственной точки зрения на проблему оптанта;

- краткость изложения первой психологической информации

оптанту о нем самом;

- соблюдение принципа обратной связи;

— внеэмоциональное взаимодействие психолога с оптантом;

— структурированное и дозированное изложение психологом су­ти проблем оптанта.

Наши рекомендации