Создание благоприятной психологической атмосферы для исповеди клиента.

Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время исповеди.

Приемы предоставления вербальной и невербальной под­держек.

Зеркализация- прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений («зеркализировать» можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи клиента).

Перифраза- краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время исповеди клиента и предназначенная для про­яснения, уточнения смысла того, что говорит клиент, например, словами: «Итак, ...», «Вы сказали...», «Правильно ли я Вас понял, Вы сказали...», повтором последних слов клиента в вопросительной форме с ожиданием от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов.

Обобщение— прием, который напоминает перифразу, но отно­сится к целому высказыванию клиента, состоящему из нескольких суждений или предложений, где обобщение представляет собой сво-

бодную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что Вы сказали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?» « Если я Вас пра­вильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему...

Так ли это?».

Прием эмоциональной поддержки клиента,когда психолог-консультант выслушивает клиента, стараясь в определенные моменты исповеди внешне выражать поддержку того, что говорит клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента через выражение клиенту сочувствия, сопе­реживания, удовлетворения тем, что он говорит.

Прием постановки перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов «Что?» — «Как?» - «Каким образом?» — «За­чем?» - «Почему?»с целью уточнения мыслей клиента, а также ко­гда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.

Овладение и использование в разговоре с клиентом особен­ностей его языка(слов, фраз, выражений и речевых оборотов, часто используемые клиентом). В результате между клиентом и психологом-консультантом возникает психологическая общность и большее взаи­мопонимание. Клиент бессознательно начинает воспринимать психо­лога-консультанта как психологически близкого к нему человека.

В случае забывания клиентом фактов следует воспользоваться процедурами активизации мышления и памяти клиента,в резуль­тате применения которых активизируются когнитивные процессы клиента (память и мышление), связанные с обсуждаемой проблемой и поиском ее оптимального практического решения. К процедуре акти­визации мышления могут быть отнесены такие приемы, как под­тверждение психологом-консультантом точки зрения клиента, выра­жение положительного отношения к его сообщению, оказание клиен-

ту практической помощи при затруднении в правильном оформлении высказывания, заполнение психологом-консультантом вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед кли­ентом наводящих вопросов, стимулирующих память и мышление.

Процедура подкрепления: слушая клиента, психолог-консультант время от времени словами, жестами, мимикой, пантоми­микой и другими доступными экстра- и паралингвистическими сред­ствами выражает согласие с-тем, что говорит клиент, одобряет, под­держивает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли кли­ента состоит в том, что консультант вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать.

Рекомендательный этап.Психолог-консультант вырабатывает практические рекомендации по решению проблемы клиента, они уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях.

На четвертом этапе проведения психологического консультиро­вания могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Они связаны с доведением до сознания клиента сове­тов и практических рекомендаций психолога-консультанта. Цель со- , ответствующих процедур — в достижении максимально полного и глубокого понимания клиентом выводов и решений, к которым при­ходит психолог-консультант, а также в мотивации клиента на выпол­нение этих решений.

Убеждение — это процедура, основанная на логически безупреч­но аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику

доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную

для клиента.

Разъяснение - это процедура, включающая в себя развернутое изложение и объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта, с целью стимулиро­вать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти во­просы обстоятельные ответы.

Поиск взаимоприемлемого решения: в процессе проведения пси­хологического консультирования возникает ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предло­жение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Уточнение деталей связано с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических

рекомендаций.

Правила интерпретации исповеди клиента

1. Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после исповеди клиента сделать паузу в общении с ним.

2. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпре­тации исповеди клиента не были упущены существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сде­ланы выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказа­лось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом.

3. Предлагая клиенту свою интерпретацию его проблемы, пси­холог-консультант должен дать единую, но не единственную (в тео­ретическом плане) трактовку данной проблемы.

Контрольный этап.На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролиро­ваться и оцениваться реализация клиентом полученных им практиче­ских советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут об­суждать дополнительные вопросы по выполнению выработанных ре­комендаций. В конце этапа психолог-консультант и клиент договари­ваются друг с другом о необходимости следующей встречи.

На пятом, заключительном, этапепсихологического консуль­тирования применяются процедуры четвертого этапа, но они касают­ся оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в решаемости его проблемы и готовности после завершения консульта­ции приступить к практическому ее решению. Применяются приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирова­ния.

Завершающий этап психологического консультирования включаетв себя подведение итогов консультации и расставание с клиентом. Подведение итогов содержит краткое повторение резуль­татов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработан­ных рекомендаций по решению проблемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предложены ему и в письменной форме.

В практике работы для успешного проведения психологическо­го консультирования важна продуманная процедура расставания с клиентомпо завершении консультации

Наши рекомендации