Правила ведения психологического консультирования
I. Правила ведения психологического консультирования:
1) психолог-консультант выстраивает гипотезы о сути проблемы клиента после получения достаточно полной информации о его личности и жизни в ходе интервью;
2) психолог-консультант дает клиенту практические рекомендации после оценки его индивидуальных поведенческих особенностей и выявления возможностей практической реализации клиентом рекомендаций психолога;
3) при проведении психологического консультирования и постановке психологического диагноза клиенту и его проблеме психолог-консультант не должен рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения, манипуляции или экспериментирования с ним;
4) психолог-консультант не должен рассматривать клиента как подследственного, или пытаться его «переиграть»;
5) за редким исключением не должно быть личных воспоминаний и исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент не должны меняться ролями;
6) задача психолога-консультанта - понять клиента изнутри как своеобразную уникальную личность, отличную от личности психолога, а не подобную ему;
7) при толковании исповеди клиента психолог-консультант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположи-
тельной, гипотетической, а не безапелляционно-утвердительной форме;
8) опровержение клиентом интерпретации психологом-консультантом исповеди первого не всегда достаточно как основание для отказа от такого толкования консультанта, так как опровержение или протест со стороны клиента по поводу заключений консультанта является чаще всего защитной реакцией и признаком того, что предложенное профессионалом толкование верное;
9) чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять выслушиванию исповеди клиента и корректнее формулировать свои выводы;
10) во время беседы с клиентом следует вести записи, чтобы затем вернуться к ним еще раз и отрефлексировать их; полезно вести и затем анализировать видеозаписи хода психологической консультации, объясняя их необходимость клиенту тем, что он может лучше себя понять и успешнее решить свои проблемы, если увидит себя на
экране со стороны;
11) задача консультанта - помочь клиенту принять на себя ответственность за свою судьбу, обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я»;
12) задача психолога-консультанта на стадии исповеди - ненавязчиво подвести клиента к осознанию и правильному решению своей проблемы, принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни;
13) профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности в процессе осуществления консультирования;
14) психолог-консультант - не советчик, его главная задача — помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.
I. Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к работе психолога-консультанта, отражена в кодексах профессиональной этики практических психологов:
.
1) профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за рекомендации, которые он предлагает клиенту;
2) практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы;
3) деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента;
4) свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента; психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека;
5) в работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности); вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях;
6) психолог-консультант обязан ставить в известность коллег и членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам;
7) психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения;
8) в своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам;
9) обязательной составной частью работы психолога-консультанта постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений;
10) в случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант
должен предупреждать об этом своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах;
11) психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах
консультирования;
12) психолог-консультант должен препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов»;
13) психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами;
14) психологу-консультанту следует быть корректным, чтобы не вызвать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет
выполнить;
15) психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.
Кодекс практического психолога имеет следующие компоненты: II. Правила взаимодействия практического психолога с оптантом:
а) аффилиативная направленность взаимодействия практического психолога с оптантом, проявляющаяся в заинтересованности, доверии, независимо от возраста и социального статуса, открытости, доброжелательности первого по отношению ко второму;
б) ориентация в проблеме оптанта как объективно существующей;
в) корректность и ответственность за выполнение психологом
профессиональных обязанностей;
III. Требования к личности практического психолога:
а) сохранение конфиденциальности полученной от оптанта психологической информации;
б) помощь в защите прав и личного достоинства оптанта;
в) позиция равенства и сотрудничества с оптантом;
г) повышение теоретического уровня знаний в области психопедагогики для оптимизации языка межличностного взаимодействия с оптантом;
IV. Требования к профессиональным качествам практического психолога:
а) правила профессионального отношения;
б) качества, способствующие профессионально эффективной деятельности практического психолога: социально-психологическая компетентность, индивидуализированность мировосприятия, эмпа-тия, рефлексия, толерантность, эрудиция;
в) факторы, препятствующие эффективной реализации профессиональной деятельности практического психолога: низкий уровень мотивации труда, выраженности профессионально значимых качеств, ригидность и стереотипность в работе, самоутверждение посредством клиента, неадекватность оценки собственных профессиональных действий и их результатов.
Интервью как:
- исповедальная форма общения оптанта и практического психолога;
- получение практическим психологом адресной информации об оптанте;
— выяснение роли оптанта: клиент или заказчик;
- вариативный метод взаимодействия практического психолога с оптантом, направленный на оптимизацию решения проблемы последнего.
Интервью как форма социального заказа оптанта на работу практического психолога.
Виды социального заказа:
- нравственная задача, ее философская природа определения критериев добра и зла;
- социальная задача и система оценок взаимодействия оптанта с другими людьми в ней по типу «норма — правильно - неправильно»;
- этническая задача, приведение к соответствию системы оценок оптанта и других людей по типу «хорошо - плохо»;
- собственно психологическая задача, актуализирующая интерес к той или иной психологической информации.
Перемоделирование нравственных, этических и социальных задач в собственно психологическую задачу.
Отличие интервью от других методов работы практического
психолога:
- диалогичность взаимодействия в системе «оптант - консультант»;
- четкая ограниченность времени и места проведения;
- отказ от постановки психологического диагноза;
— анализ индивидуализированной ситуации заказа клиента с целью развития большей пластичности и мобильности личности оптанта.
Совместное выстраивание предмета взаимодействия оптантом и клиентом; выбор в рамках переживаний или действий оптанта. Тема интервью, ее пластичность, вариативность и динамичность в ходе развертывания интервью. Контекст темы интервью как индивидуализированное видение персональной жизни. Восстановление контекста темы в рамках интервью: объективные данные о контексте, отношение оптанта к контексту, роль и место оптанта в данном контексте.
Направленность деятельности практического психолога в рамках интервью:
- дифференциация содержания темы интервью и личных проекций практического психолога;
- четкое осознание практическим психологом темы заказа оптанта, ее контекст и подтекст собственных действий;
- рефлексия на тему заказа оптанта и контекст ее появления. Модель процесса интервью, содержание стадий интервью:
1) стадия структурирования и достижения взаимопонимания и психоэмоционального комфорта;
2) стадия сбора информации о контексте темы заказа оптанта, выделения его проблемы и цели посещения психологической консультации, идентификации его потенциальных возможностей;
3) стадия определения желаемого оптантом результата, его идеального образа, а также эффекта последствий совместной с практическим психологом работы по выявленной проблеме;
4) стадия выработки альтернативных стереотипным моделям решений выявленной проблемы, снижение ригидности отреагирова-ния оптантом его проблемы;
5) стадия обобщения предыдущих этапов взаимодействия, инициация изменения у оптанта мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций на проблему.
Цели стадий интервью:
1) установление с оптантом контакта и доверительных отношений, предоставление практическим психологом информации о границах его профессиональной деятельности;
2) определение цели прихода оптанта к практическому психологу и видения им самим собственной проблемы, выявление потенциальных возможностей решения проблемы самим оптантом;
3) определение личностного смысла прихода оптанта в психологическую консультацию;
4) поиск альтернативных решений проблемы оптанта;
5) определение реальных планов оптанта по решению выявленной и отрефлексированной совместно с практическим психологом проблемы оптанта.
Профессиональная позиция практического психолога в рамках интервью:
— простой и адекватный восприятию оптанта язык взаимодействия, отсутствие оценочных суждений;
- ориентация на тему оптанта;
- нивелирование практическим психологом собственной точки зрения на проблему оптанта;
- краткость изложения первой психологической информации
оптанту о нем самом;
- соблюдение принципа обратной связи;
— внеэмоциональное взаимодействие психолога с оптантом;
— структурированное и дозированное изложение психологом сути проблем оптанта.