Дошкольники «группы риска» (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность)
Дошкольники «группы риска» -это те дети, которые составляют крайнюю норму обычных детей. Дети «группы риска» имеют нарушения в поведении, но не относятся к детям с патологией развития.
Агрессивные - агрессивность- действия, целью которых является нанесение страданий и ущерба другим, демонстрация собственного превосходства в силе.
Вспыльчивые - вспыльчивость -это склонность ребенка по любому, даже незначительному поводу устраивать истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессия при этом не проявляется.
Пассивные — пассивность— пассивный ребенок не проявляет
активности, безучастный.
Гиперактивные - гиперактивность(синонимы: гипердинами-чсский синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью) -психологическое нарушение в виде чрезмерной невнимательности, импульсивности и повышенной двигательной активности, не соответствующей возрастной норме.
Психологическая помощь дошкольникам «группы риска» Агрессивный ребенок
Многим детям младшего возраста свойственна агрессивность. Выделяются две наиболее частые причины агрессии:1) боязнь быть I равмированными, обиженными, получить повреждения; 2) пережигая обида или душевная травма, нарушение социальных отношений ребенка и взрослых. Виды агрессии:физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам; вербальная агрессия (дети оскорбляются, дразнят, ругают других детей). Работа психологазаключается в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать коллективные игры, направленные на выработку терпимости и взаимовыручки. Вспыльчивый ребенок
Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому поводу впадать в истерику. Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Приступ вспыльчивости необходимо пытаться предупредить: отвлечь ребенка; покинуть его, оставив без аудитории; старших детей следует побуждать выражать свои чувства словами. Эффективны: тренинг мышечного расслабления, игры на саморегуляцию. Пассивный ребенок
Проблема пассивных детей заключается в том, что они слишком «тихие», причинами такого поведения нередко бывают неурядицы дома. Таким поведением ребенок изолируется в собственном мире. Проявлениям этого является посасывание пальца, раскачивание, выдергивание у себя волос или ресниц. Основные направления работыс такими детьми - помочь выразить свои переживания в более приемлемой форме, добиться его расположения и доверия, работа с родителями.
Гиперактивный ребенок
В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникающие в результате осложнения беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Основные признаки:отвлекаемость внимания и двигательная растор-моженность. Пик проявления гиперактивности 6-7 лет. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, ее нужно направлять и организовывать.
Работа педагога-психолога с одаренными детьми.
Диагностика и коррекция развития познавательных процессов
Детей дошкольного возраста
Под одаренностью понимаетсяболее высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. У одаренных детей высокий уровень развития способностей. Общие способности принято подразделять на две большие группы: умственные (интеллектуальные) и художественные. У одаренных детей высокая активность повышает интерес к той деятельности, которая связана с проявлениями данного вида способностей.
Содержание умственной одаренности включеныповышенная умственная активность, любознательность, желание решать разнообразные умственные задачи.
В содержание творческой одаренности входитвысокий уровень развития творческих способностей, основанный на развитии воображения.
Н. С. Лейтес определил три группы одаренности:
1) дети с ускоренным умственным развитием (высокий уровень развития интеллекта, умственная активность, насыщенная познавательная потребность);
2) дети с ранней умственной специализацией;
3) дети с отдельными признаками незаурядных способностей (необычная память на объекты, богатство воображения).
Н. С. Лейтес указал два важных свойства одаренных детей:активность и саморегуляция.
Для выявления одаренностиможно пользоваться тестами Торренса («Неполные фигуры», «Воображаемые небылицы», «Нарисуй пословицу», «Что на что похоже»).
С 1975 г. существует Всемирный советпо одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей.
Виды одаренности:
- дети с психомоторной одаренностью;
- дети с интеллектуальной одаренностью;
- академическая одаренность; — творческая одаренность;
- одаренность в сфере общения.
В структуру познавательных процессов входят: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Уровень развития их в дошкольном детстве у разных детей различен, поэтому появляется необходимость в определении методов диагностики, определении «нормального» уровня их развития, а также выделении методов и приемов коррекции.
Внимание ребенка качественно меняется в период дошкольного возраста. Главными особенностями внимания являются состояние концентрации и умение самоконтроля. Выделяются такие качества внимания как познавательного процесса: продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Для диагностикиперечисленных характеристик предлагаются различные методические приемы:
- методика «Кубики Кооса» (цель-обслед- пространств. ориентации, сообразит-ти, внимания, особен-й констр-го праксиса. Содержание: составление фигур из кубиков по заданному образцу. Стимуль-ный материал: набор деревянных или пластмассовых одинаково раскрашенных кубиков, размером 3*3, 10 рисунков, разнообразных по форме и цвету фигур, кото-е могут быть составлены из кубиков);
- методика Пьерона — Рузера (цель-выявить особен-ти произв-го внимания, его объем, устойчивость, исслед-е особ-й констр-го праксиса, усвоения нового способа действий. Содержание: в верзних 4-х фигурах необх-мо поставит различные знаки и предложить испыт-му расставить знаки во всех остальных фигурах бланка. Стимульный материал: спец-й бланк, содержащий 10 рядов геометрич-х фигур);
- методика «Запомни и расставь точки» (цель- оценивается объем внимания реб-а. Содержание:Показывать карточки, на кот-х нарисованы точки, предлагается запомнить, а затем нарисовать в пустых клеточках. Стимульный материал:лист с точками, предварит-но разрезанный на 8 малых квадратов, складывающихся в стопку).
Для коррекции вниманияможно использовать: игровые приемы («Что изменилось», «Игры на выдержку» и т. д.).
Восприятие и ощущение- это первая ступень познания и творчества. Виды восприятия:1) простых объектов (формы, цвета, величины, пространства, времени, движения); 2) сложных объектов (иллюстрации, текстов, отношений, природы, сложных движений, музыки). Для диагностикиможно использовать методики: «Подбери нужный цвет», «Разложи по величине». Для коррекцииприменяют
игры: «Узнай фигуру на ощупь», «Сложи рисунок из фигур», «Черные и белые» и т. д.
Память- это основа психической жизни, основа жизни человека. Для диагностикииспользуют: методику опосредованного запоминания (цель-выявить хар-р логич, ассоциат. памяти, особ-ти мышления. Содержание: зачитывать слова испыт-му, а он должен подобрать к слову соотв-ю картинку, чтобы потом вспомнит слово), методику «Пиктограммы»(придумать связи между словом и изображ-ем), «Воспроизведение рассказа»-изуч-е особ-й смысловой(логич.)памяти. Для коррекцииможно применять игры, задания и упражнения для развития памяти: «Рассеянный крокодил», «Игра в слова», «Запомни».
Воображениеразличается творческое и воссоздающее. Творческое воображение хронологически развивается позже. Аналитико-синтетическая деятельность воображения реализуется с помощью нескольких механизмов: агглютинация, гиперболизация, акцентуация, схематизация, типизация. Для диагностикииспользуют различные гесты: «Составление изображений объектов», игровой тест «Три слова», упражнение «Домашние животные» и т. д. Для коррекциииспользуются игры: «Рисунок в несколько рук», «Неоконченный рассказ».
Мышление.Особенности развития мышления в дошкольном детстве: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Для диагностикииспользуют тесты интеллекта(«Исключение»-способ-ть к обобщению и отвлеченности, «Противоположности»). Для коррекциииспользуются игры: «Съедобное — несъедобное», «Кто наблюдательнее»
и т. п.
Речь— могучий фактор психического развития человека. Она влияет на формирование содержания и самосознания, чувств, воли, характера, взглядов человека.
Функции речи:
- в общении: коммуникация, экспрессия;
- в мышлении: сигнализация, обобщение.
Существует стандарт количества активного словаря ребенка и специфика качества речи в каждом периоде дошкольного детства. На развитие речи ребенка раннего возраста колоссальное влияние оказывает игрушка.
7. 4. Гуманистическая психология о психическом развитии ребенка: концепция развития ребенка в работах Карла Роджерса
Гуманистическая психология возникла в США в 40-е гг. Основные идеи и положения гуманистической психологии были сформиро-
ваны такими учеными-гуманистами, как Г. Олпорт, К. Роджерс,
А. Маслоу.
Гуманистическая психология— это психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
Карл Роджерс(1924-1987) разработал теорию, получившую название феноменальной психологии,а также основанный на этой теории психотерапевтический метод клиент-центрированной терапии.
Феноменологическая концепция К. Роджерса содержит следующие основные идеи:
1) признание ценности и уникальностичеловеческой личности;
2) утверждение уникальности опыта,возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле»;
3) введение понятия конгруэнтности,то есть степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью;
4) высокая конгруэнтность как путь к позитивному личностному развитию, низкая конгруэнтность как причина внутренних конфликтов и проблем, а также тревожности, что в результате формирует и направляет личность по невротическому типу развития;
5) самоактуализациякак контакт со своей индивидуальностью - главная потребность, движущая сила жизни человека, однако отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации;
6) понимание самооценкикак важнейшего компонента личности,в котором выражается сущность человека и который, помимо качества адекватности, обладает качеством гибкости, то есть способности меняться в зависимости от ситуации;
7) формирование самооценкипод влиянием личного опыта человека.
Чаще всего развитие самооценки ребенка, его «самости» происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию. Другие дети не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок больше нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих называется условием ценности,и оно становится препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного «Я» человека, его истинного признания, заменяя его тем образом, который приятен другим.
Идеи К. Роджерсао том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока,который в своих книгах писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.
7. 5. Отечественная педология: развитие и проблемы
Начало педологического движения в России связано с открытием в 1904 г. при основанной А. П. Нечаевым лаборатории экспериментальной педагогической психологиипедологических курсов для учителей, родителей. Курсы возглавил Н. Е. Румянцев, научное руководство осуществлял А. П. Нечаев. Проблемам теории педологии как науки посвящены монографические исследования и учебники Л. С. Выготского, М. Я. Басова, П. П. Блонского, А. Б. Залкинда и др. В 1928-1932 гг. выходил журнал «Педология» (отв. ред. А. Б. Зал-кинд).
В России педологиякак наука имела свои достоинства и положительные стороны, важнейшей из которых было построение научной деятельности на 4 важных принципах:
1) отказ от изучения ребенка по частям, когда один аспект индивида выясняет физиология, другой - невропатология и так далее; цель педологов - синтезировать разносторонние знания о ребенке;
2) опора на генетический принцип, который состоит в том, что ребенок есть существо развивающееся, поэтому понять его можно только в динамике;
3) принятие в расчет социального контекста;
4) практическое применение полученных в педологии знаний для позитивного изменения ребенка.
С самого начала педологию отличала направленность на практическое решение задач, стоящих перед школой. Педология ставила перед собой цель представить синтез материалов о ребенке и о детском коллективе, которые были бы использованы для нужд социалистического воспитания в применении к основным целям коммунистической педагогики. В России развернулась работа по созданию сети педологических учреждений.
Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.) педология была запрещена. Причиной такого поворота в развитии педологии явилась изменившаяся социально-политическая обстановка в СССР с началом сталинской эпохи в истории России. Жесткую критику вызывала и педология: отсутствие квалифицированных специалистов-педологов, механистичность в подходе, отсутствие четкого ясного предмета, доминирующая ориентация на тесты, приводящая к внесению в разряд слабоумных детей с педагогической запущенностью или задержкой психического развития.
Работы педологов и психологов, связанных с педологией (М. Я. Басова, Л. С. Выготского, П. П. Блонского и др.), были под-нергнуты разгромной критике, изъяты из библиотек и из научного оборота. Их возвращение в фонд российской науки началось с 60-х гг. XX в.
7. 6. Теория развития личности Курта Левина
Немецкий психолог-гештальтист Курт Левин(1890-1947) направил свой научный интерес на изучение проблем личности, утверждая, что любая человеческая активностьимеет в своей основе и регулируется намерением или потребностью.
Свою теорию личности К. Левин называл теорией психологического поля.По К. Левину, протекание деятельности целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает как факторы внешней(окружение), так и внутренней ситуации(субъект).
Основные тезисы теории:
1) анализ поведения должен исходить из данной ситуации, то есть понимания феноменов,которые окружают субъекта и являются его полем;
2) в основе любого поведения лежат некоторые силы, воздействующие на человека таким образом, что формируют в нем напряжение, требующие разрядки; эти силы понимаются как потребности,которые могут быть как биологическими, так и социальными, или квазипотребностями, а разрядка напряжения, вызванного этими силами, приводит к удовлетворению потребности;
3) психологическое поле индивида всегда имеет положительно и отрицательно заряженные феномены, или вещи, и эти заряды обусловлены отношением феномена к потребности;
4) в структуре личности наблюдается иерархическая связь потребностейдруг с другом и их активное взаимодействие, что дает возможность человеку делать свое поведение более гибким;
5) деятельность ребенка определяет не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение,предметы, существующие только в сознании ребенка; наличие таких идеальных мотивов дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, «встать над полем», что обуславливает его волевое поведение.
7. 7. Идея развития в гешталыппсихологии: вклад М. Вертгеймера, В. Келлера и К. Коффки в детскую психологию
Гештальтпсихологическое направление возникло в нач. 20-х гг. XX в. в Германии. Ее создание связано с именами Макса Вертгеймера(1880-1943), Вольфганга Келера(1887-1967), Курта Коффки(1890-1947).
Основные идеи Вертгеймера и Коффки:
1) главная установка гештальт-психологии— принцип целостности в понимании явлений и феноменов сознания и психики;
2) принцип целостностипозволяет рассматривать сознание с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов);
3) процесс психического развития- это рост и дифференциация гештальтов;
4) ведущим психическим процессом,который определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие;
5) процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса - созревание и обучение;в процессе развития обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости; тем не менее обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как и сам процесс созревания не ускоряет обучения;
6) основные законы восприятия:свойства восприятия ребенка формируются постепенно, с вызреванием гештальтов, так же развивается и восприятие цвета.
Основные положения Келера:
1) в интеллектуальном развитии происходит переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации;
2) мышление описывается как процесс решения задачи,который осуществляется через структурирование поля; это означает, что те элементы поля, которые ранее не имели между собой никакой свя-
зи, начинают объединяться для решения поставленной проблемы или задачи;
3) условием структурирования, имеющего целью отказ от привычных стереотипов, является так называемый инсайт- внезапное озарение;
4) несмотря на понимание мышления как целостного процесса, все же в его протекании можно выделить ряд последовательных этапов:
- постановка задачи, или проблемной ситуации;
- группировка и структурирование отдельных частей поляна основе поставленной задачи, обнаружение структуры путем ин-сайта (структура понимается как совокупность шагов по достижению поставленной цели);
- нахождение путей выполненияпоставленной задачи или цели в соответствии с этой структурой;
5) таким образом, инсайт,то есть осознание всей структуры деятельности по решению поставленной задачи, является ключевымдля понимания мышления; более того, в процессе инсайта, происходящего мгновенно, прошлый опыт решительно не играет никакой роли.
7. 8. Концепция развития ребенка в работах последователей Ж. Пиаже: А. Валлона, Л. Кольберга, Дж, Брунера
Анри Валлон(1879-1962) считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий,в основе которой лежит структурная перестройка психики, при этом перестраиваются не только отдельные психические процессы, но личность ребенка в целом.
А. Валлон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в генезисе психической жизни появляются ранее всего остального, и ребенок способен к психической жизни только благодаря
эмоциям,так как именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением.
Последовательные стадии детства (по А. Валлону):
1) импульсивная стадия(до 6 мес.) - стадия рефлексов;
2) эмоциональная стадия(6-10 мес.) - накопление репертуара эмоций, позволяющих ребенку устанавливать контакты с людьми, влиять на их поведение;
3) начало практического мышления(10-14 мес.) - узнавание звуков, слов, жестов, выражение своих желаний жестами и словами;
4) проективная стадия(14 мес.-З г.) - развитие независимости ребенка благодаря овладению ходьбой, речью, ребенок способен исследовать и воздействовать на объекты;
5) персоналистская стадия(3-6 лет) включает три периода:
— период противопоставления (в 3 года) - ребенок начинает испытывать потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит его ко многим конфликтам;
- период нарциссизма (в 4 года) - ребенок проявляет усиленный интерес к самому себе, стремится выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности;
- период подражания (в 5 лет) - ребенок проявляет внимание к людям, к миру, испытывает привязанность к людям; ребенок подражает и усваивает роли, придумывает себе героя;
6) учебная стадия(6-12 лет) - ребенок поворачивается к внешнему миру, осваивает знания о вещах, их свойствах; мышление становится более объективным, формируются умственные операции;
7) на стадии полового созреваниявнимание подростка сосредоточивается на своей особе и своих потребностях, он узнает себя как средоточение различных возможностей, утверждает свою независимость и оригинальность.
Леонарт Кольбергразработал теорию развития нравственности у детей. По Кольбергу, развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности имеют свою градацию.
1. Преднравственный уровень(до 10 лет) включает две стадии.
На первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (гетерономная мораль),суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (автономная мораль).
2. Конвенциональный уровень(с 10 до 13 лет) — ориентация на принципы других людей и на законы.
На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
3. Постконвенциональный уровень(с 13 лет) - человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.
На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека.
На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.
Л. Кольберг предполагал, что смена стадий нравственного развития связана собщими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций.
Согласно концепции Джерома Брунера,познание носит чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и особенно через дви-
гательную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действительности— решающее в детские годы жизни. К этому первому способу отображения мира очень быстро добавляется следующий способ — так называемое иконическое отображение,когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов. Такое представление мира с помощью мысленных образов служит первым шагом к символическому представлению и характерно для школьного возраста. В течение подросткового и юношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место понятиям — символическим отображениям предметов.Стимулом для такого перехода к символическому представлению служит в основном речь. Дж. Брунер подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов.