И механизмы обучения и научения. Соотношение обучения
Научения и развития
Психология обучения— раздел педагогической психологии, который изучает закономерности процесса обучения.
Обучение- образовательный процесс, инициирующий целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического и социокультурного опыта ребенку в специально организованных условиях ДОУ, школы, вуза, осуществляемый педагогом, научение, це--ленаправленное учение, осуществляемое обучаемым.
Научение— самое общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком. Научение как результат обучения. Виды научения: викарное, действенное и вербальное.
Учение- активность субъекта как деятельность и фактор психического развития, ведущий к системным изменениям личности человека. В научении важна активизация механизмов знаково-символического структурирования и смыслообразования, социализации формы общественного управления образовательными системами ценностного формирования и самоопределения личности, присвоения общественных норм, правил и ценностей управления по каналам
прямых и обратных связей; нейрогуморальных механизмов выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности (концентрации и иррадиации возбуждения и торможения, доминанты), с точки зрения физиологии; механизмов формирования логического мышления, выработки обобщенных механизмов (логического упорядочивания учебного материала, оптимизации организации учебного процесса).
Развитие- прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, речевые, личностные, поведенческие, деятельностные изменения личности.
Обучение- условие, основа и средство психического и личностного развития.
Соотношение обучения и развития:развитие = обучение (Дж. Уотсон, У. Джеймс, К. Коффка); обучение идет перед или за развитием в зонах ближайшего и актуального развития. (Л. С. Выготский); развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже).
Свойства развития:необратимость, направленность и закономерность.
Движущие силы психического развития:противоречия между потребностями и обстоятельствами, возрастающими способностями и старыми формами деятельности, новыми потребности и возможностями их удовлетворения, новыми требованиями деятельности и несформированными умениями (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Социальная ситуация развития(Л. С. Выготский) - отношение ребенка к социальной действительности и реализация этого отношения через конкретные виды ведущей деятельности; система отношений ребенка и социальной среды, определяющей содержание и направленность процесса развития.
Условия обучения и научения:социальная среда, обучающая среда, биогенетические факторы, оптимальные методики, учет критических и литических периодов развития личности ребенка.
Различные подходы к определению учения:
Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейнучение рассматривали как процесс приобретения з'наний, умений и навыков.
П. Я. Гальперинопределяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий.
А. Н. Леонтьевучение рассматривал как тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени, но в ее русле формируется также сама личность ученика, более частичные виды деятельности.
К. К. Платоновопределял учение как «вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность».
Различные подходы к определению научения
Научение - устойчивое целесообразное из физической и психической деятельности поведение, которое протекает благодаря предшествующей деятельности (или поведению). Вызывается непосредственно физиологическими функциями организма (Л. Б. Ительсон).
Научение «...является самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли)» (И. А. Зимняя).Это «результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности» (К. К. Платонов).
В зарубежной психологии термин «научение» употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии его принято использовать применительно к животным. Аналог той деятельности, которую мы называем учением у человека, у животных называем научением (Н. Ф. Талызина). Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности (Р. С. Немов).
Основные направления разработки проблемы обучения и развития:
1. Выявление действий, при которых обучение становится развивающим.
2. Определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей. Решающее значение придается изменению содержания обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Условия повышения эффективности усвоения —изменение способов умственной деятельности (Н. А. Менчинская, Д. И. Богоявленский, Е. И. Кабанова-Миллер).
Исследование воздействия разных методов обучения на развитие личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, Ляудис В. Я.).Развивающий эффект обучения посредством усовершенствования обучения (Л. В. Занков).Исследование влияния поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).Исследование роли проблемного обучения (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин).
Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития
У. Джеймс, Ж. Пиаже, 3. Фрейд:
- психологическое развитие как самостоятельный, независимый процесс, который имеет свои собственные внутренние закономерности;
— развитие ребенка как процесс, подчиненный природным законам и протекающий по мере созревания;
- обучение и развитие как два независимых друг от друга процесса;
- обучение оказывает влияние лишь на внешние особенности развития, несколько ускоряет или задерживает сроки появления его закономерных стадий, не изменяя их последовательности и психологических особенностей.
Б. Г. Ананьев:
- психическое развитие как результирующая определенного взаимодействия природно-наследственных, социальных и воспитательных факторов;
- обучение и воспитание выполняют роль регуляторов связей между психологическими функциями и свойствами личности, управляют их коррелятивными зависимостями, имеющими свои характеристики и уровни.
П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов:
- психическое развитие - процесс, имеющий конкретно-историческую социальную природу;
- воспитание и обучение выступают как всеобщая и необходимая форма психического развития детей;
- стадии интеллектуального развития и их психологические особенности в конечном счете определяются системой организации и способами передачи индивиду общественно-исторического опыта; все формы и особенности мыслительной деятельности имеют объективные общественно задаваемые образцы, которые усваиваются человеком в процессе общения;
- выявление действий, при которых обучение становится развивающим;
- определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей; решающее значение придается изменению содержания обучения Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым.
5. 3. Периодизации психического развития в онтогенезе