Типология характеров. Классификация теорий

1. Конституционные теории, связывающие особенности харак­тера с внешним видом человека, с его конституцией (Э. Кречмер, У. Шелдон и др.).

2. Акцентуальные теории, связывающие особенности характера с его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт ха­рактера и их совокупностей, представляющей крайние варианты пси­хической нормы, пограничные с психопатией (К. Леонгард, А. Е. Лич-ко и др.).

3. Социальная типология характеров, в основе которой — отноше­ние человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Э. Фромм).

Типы характеров по К. Леонгарду:

1) демонстративный тип (люди с наличием способности очень сильно выражать свои эмоции, более сильно, чем они переживают их в данный момент — демонстрировать их);

2) педантичный тип (способность у данного типа людей к вы­теснению низкая, негативные образы долго задерживаются в их соз­нании, в процессе принятия решений педантичная личность долго ко­леблется и после тщательного обдумывания);

3) застревающий тип (для данного типа людей характерна дол­гая задержка сильных чувств — аффектов: ярости, страха, гнева);

4) возбудимый тип (люди данного типа часто выражают недо­вольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсив­ным поступкам, без учета последствий);

5) гипертимный тип (данный тип характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность мимики, жестов, пан­томимики, оптимизм, инициативность, тяжелая переносимость жест­кой дисциплины, монотонной деятельности);

6) дистимный тип (для данного типа людей характерна низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое на­строение, серьезность, обостренное чувство справедливости; индиви­дуализм);

7) циклоидный тип (данному типу свойственны частые перио­дические смены настроения; в период душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, в период спада - с дистимной);

8) тревожный тип (данный тип характеризует низкая контакт­ность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, самокри­тичность, исполнительность);

9) эмотивный тип (для данного типа людей характерно общение в узком кругу избранных, обидчивость, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность);

10) экзальтированный тип (данному типу свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость, альтруистичность, подверженность сиюминутным настроениям);

11) экстравертированный тип (данный тип характеризует высо­кая контактность, открытость для любой информации, подвержен­ность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков);

12) интровертированный тип (для данного типа людей характер­ны низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию, упрямство, ригидность мышления).

1. 13. Память как психический процесс. Психологические теориимеханизмов памяти. Понятие о воображении, его видах, формах,процессах. Воображение и мышление

Память- познавательный процесс, обеспечивающий запомина­ние, сохранение и последующее воспроизведение человеком его соб­ственного опыта. Память лежит в основе способностей человека, яв­ляется условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Изучением данного психического процесса занима­лись А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, И. П. Павлов. Теории памяти:

1. Ассоциативная теория памяти (разрабатывалась в XVII в. Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером). В основе данной теории лежит понятие ассоциации (связи между отдельными физиче­скими феноменами), и память понимается как сложная система крат­ковременных и долговременных более или менее устойчивых ассо­циаций.

2. Гештальттеория памяти (разрабатывалась в конце XIX в. М. Вертгеймером, В. Келером, К. Левиным.). Исходным понятием в русле данной теории, которым объяснялись феномены памяти, яви­лась изначально целостная организация - гештальт. В данной теории подчеркивалось: структурирование материала, доведение его до це­лостности, организация в систему при запоминании и воспроизведе­нии, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти.

3. Смысловая концепция памяти. Представители данной теории (А. Бине, К. Бюллер) утверждали, что работа соответствующих про­цессов находится в зависимости от наличия или отсутствия смысло­вых связей, объединяющих материал в смысловые структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигалось смы­словое содержание материала.

4. Психоаналитическая теория памяти. Последователями данной теории (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) была выявлена роль положи­тельных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоми­нании и забывании материала, были обнаружены и описаны психоло­гические механизмы подсознательного забывания, связанные с моти­вами и мотивациями.

В отечественной психологии развитие и изучение памяти было связано с общей психологической теорией деятельности, в контексте которой память выступает как особый вид психической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемических задач: запоминанию, воспроизве­дению и хранению информации (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов).

Классификация видов памяти:

1 основание - деление видов памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

- двигательная память- это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений и их систем;

— эмоциональная память— память на пережитые чувства и эмоциональные состояния;

- образная память- память на представления, на картины при­роды и жизни, а также на запахи, звуки, вкусы (соответственно об­разная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязатель­ную, обонятельную, вкусовую);

— словесно-логическая память— это запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и понятий;

2 основание - деление видов памяти по характеру целей дея­тельности:

- произвольная память- запоминание и воспроизведение, в котором имеется специальная цель что-либо запомнить или припом­нить, а сам процесс запоминания или припоминания требует опреде­ленных волевых усилий;

- непроизвольная память- запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или при­помнить;

3 основание - деление памяти по продолжительности закрепле­ния и сохранения материала:

- мгновенная памятьсвязана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации (длительность — 0,1-0,5 с);

— кратковременная память- память, при которой осуществля­ется хранение материала в течение короткого промежутка времени (длительность — до 20 с);

- оперативная память- память, рассчитанная на хранение ин­формации в течение определенного, заранее заданного срока (от не­скольких секунд до нескольких дней);

- долговременная память- память, способная хранить инфор­мацию в течение практически не ограниченного срока;

- генетическая память- память, при которой информация хранится в генотипе и передается по наследству.

Процессы памяти

1. Запоминание— процесс, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

2. Воспроизведение- процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в опера­тивную. Процесс воспроизведения может характеризоваться различ­ной степенью трудности протекания: от автоматического узнавания до трудного припоминания забытого.

В связи с этим выделяют различные виды воспроизведения:

- узнавание - восприятие какого-либо объекта в условиях по-' вторного восприятия;

- собственно воспроизведение, в отличие от узнавания осущест­вляется без повторного восприятия того объекта, который воспроиз­водится;

— припоминание — воспроизведение, при котором необходимо делать активные поиски, преодолевая определенные трудности;

- воспоминание - воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве.

3. Сохранение— сложный динамический процесс, который со­вершается в условиях определенным образом организованного ус­воения и включает многообразные процессы переработки информа­ции.

4. Забывание - процесс вытеснения информации из сознания. Различают следующие виды забывания:

- полное - забывание, при котором объект не только не воспро­изводится, но и не узнается;

- частичное - забывание, при котором объект воспроизводится с ошибками или узнается;

- длительное - воспроизведение забытой, долгое время не ис­пользующейся информации. С данным видом забывания связано яв­ление реминисценции, проявляющееся в том, что отсроченное вос­произведение оказывается более полным, в отличие от того, которое осуществляется сразу после запоминания.

Воображение- психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Воображение тесным образом связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. За­ранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развива­ет свое воображение. Оно неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, ин­тересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и на­выками. Образы воображения выполняют функцию регулирования деятельности и поведения человека. Представляя результат своего возможного поведения, человек активизирует свою деятельность, или, наоборот, воздерживается от тех или иных поступков. Изучени­ем данного психического процесса занимались Л. С. Выготский, Д. Миллер, А. В. Петровский и др.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из новых связей, которые уже образовывались в прошлом опыте.

Функции воображения:

— представление действительности в образах и составление воз­можности пользоваться ими при решении задач;

- регулирование эмоциональных отношений;

— произвольная регуляция познавательных процессов и состоя­ний человека;

- формирование внутреннего плана человека;

- планирование и программирование деятельности человека. Виды воображения:

по степени оригинальности:

- пассивное воображение - создание образов, которые не могут быть воплощены в реальной жизни;

— активное воображение — создание образов, реально воплощае­мых в жизнь.

Оно подразделяется на воссоздающее (формирующее новые об­разы на основе описания или условного изображения) и творческое (создающее совершенно новые, оригинальные образы).

по характеру целей:

- непроизвольное воображение - возникающее помимо воли че­ловека, непреднамеренно;

- произвольное воображение — преднамеренное, целенаправлен­ное использование человеком элементов своего опыта.

поформе:

- фантазия - вид воображения, дающего образы, мало соответ­ствующие действительности;

— грезы - фантазия, связанная с желанием, чаще всего идеализи­руемым будущим;

- мечта - вид фантазии, имеющей реальную основу и связанной с реальной действительностью;

— сновидения — пассивные и непроизвольные формы воображе­ния, в которых находят выражение многие жизненно важные потреб­ности человека;

- галлюцинации - фантастические видения, как правило, ре­зультат нарушений психики или болезненных состояний.

Формы воображен.

- агглютинация - соединения несоединяемых в реальности ка­честв, свойств, частей предметов;

- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, из­менение качества его частей;

— заострение - подчеркивание каких-либо признаков предметов;

— схематизация — сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними;

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в од­нородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Основные понятия психологии обучения. Виды, условия

Наши рекомендации