Типология характеров. Классификация теорий
1. Конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией (Э. Кречмер, У. Шелдон и др.).
2. Акцентуальные теории, связывающие особенности характера с его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатией (К. Леонгард, А. Е. Лич-ко и др.).
3. Социальная типология характеров, в основе которой — отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Э. Фромм).
Типы характеров по К. Леонгарду:
1) демонстративный тип (люди с наличием способности очень сильно выражать свои эмоции, более сильно, чем они переживают их в данный момент — демонстрировать их);
2) педантичный тип (способность у данного типа людей к вытеснению низкая, негативные образы долго задерживаются в их сознании, в процессе принятия решений педантичная личность долго колеблется и после тщательного обдумывания);
3) застревающий тип (для данного типа людей характерна долгая задержка сильных чувств — аффектов: ярости, страха, гнева);
4) возбудимый тип (люди данного типа часто выражают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, без учета последствий);
5) гипертимный тип (данный тип характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность мимики, жестов, пантомимики, оптимизм, инициативность, тяжелая переносимость жесткой дисциплины, монотонной деятельности);
6) дистимный тип (для данного типа людей характерна низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение, серьезность, обостренное чувство справедливости; индивидуализм);
7) циклоидный тип (данному типу свойственны частые периодические смены настроения; в период душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, в период спада - с дистимной);
8) тревожный тип (данный тип характеризует низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, самокритичность, исполнительность);
9) эмотивный тип (для данного типа людей характерно общение в узком кругу избранных, обидчивость, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность);
10) экзальтированный тип (данному типу свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость, альтруистичность, подверженность сиюминутным настроениям);
11) экстравертированный тип (данный тип характеризует высокая контактность, открытость для любой информации, подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков);
12) интровертированный тип (для данного типа людей характерны низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию, упрямство, ригидность мышления).
1. 13. Память как психический процесс. Психологические теориимеханизмов памяти. Понятие о воображении, его видах, формах,процессах. Воображение и мышление
Память- познавательный процесс, обеспечивающий запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его собственного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Изучением данного психического процесса занимались А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, И. П. Павлов. Теории памяти:
1. Ассоциативная теория памяти (разрабатывалась в XVII в. Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером). В основе данной теории лежит понятие ассоциации (связи между отдельными физическими феноменами), и память понимается как сложная система кратковременных и долговременных более или менее устойчивых ассоциаций.
2. Гештальттеория памяти (разрабатывалась в конце XIX в. М. Вертгеймером, В. Келером, К. Левиным.). Исходным понятием в русле данной теории, которым объяснялись феномены памяти, явилась изначально целостная организация - гештальт. В данной теории подчеркивалось: структурирование материала, доведение его до целостности, организация в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти.
3. Смысловая концепция памяти. Представители данной теории (А. Бине, К. Бюллер) утверждали, что работа соответствующих процессов находится в зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих материал в смысловые структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигалось смысловое содержание материала.
4. Психоаналитическая теория памяти. Последователями данной теории (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) была выявлена роль положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивами и мотивациями.
В отечественной психологии развитие и изучение памяти было связано с общей психологической теорией деятельности, в контексте которой память выступает как особый вид психической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемических задач: запоминанию, воспроизведению и хранению информации (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов).
Классификация видов памяти:
1 основание - деление видов памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:
- двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;
— эмоциональная память— память на пережитые чувства и эмоциональные состояния;
- образная память- память на представления, на картины природы и жизни, а также на запахи, звуки, вкусы (соответственно образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую);
— словесно-логическая память— это запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и понятий;
2 основание - деление видов памяти по характеру целей деятельности:
- произвольная память- запоминание и воспроизведение, в котором имеется специальная цель что-либо запомнить или припомнить, а сам процесс запоминания или припоминания требует определенных волевых усилий;
- непроизвольная память- запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить;
3 основание - деление памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала:
- мгновенная памятьсвязана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации (длительность — 0,1-0,5 с);
— кратковременная память- память, при которой осуществляется хранение материала в течение короткого промежутка времени (длительность — до 20 с);
- оперативная память- память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней);
- долговременная память- память, способная хранить информацию в течение практически не ограниченного срока;
- генетическая память- память, при которой информация хранится в генотипе и передается по наследству.
Процессы памяти
1. Запоминание— процесс, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
2. Воспроизведение- процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может характеризоваться различной степенью трудности протекания: от автоматического узнавания до трудного припоминания забытого.
В связи с этим выделяют различные виды воспроизведения:
- узнавание - восприятие какого-либо объекта в условиях по-' вторного восприятия;
- собственно воспроизведение, в отличие от узнавания осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится;
— припоминание — воспроизведение, при котором необходимо делать активные поиски, преодолевая определенные трудности;
- воспоминание - воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве.
3. Сохранение— сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки информации.
4. Забывание - процесс вытеснения информации из сознания. Различают следующие виды забывания:
- полное - забывание, при котором объект не только не воспроизводится, но и не узнается;
- частичное - забывание, при котором объект воспроизводится с ошибками или узнается;
- длительное - воспроизведение забытой, долгое время не использующейся информации. С данным видом забывания связано явление реминисценции, проявляющееся в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным, в отличие от того, которое осуществляется сразу после запоминания.
Воображение- психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Воображение тесным образом связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. Оно неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками. Образы воображения выполняют функцию регулирования деятельности и поведения человека. Представляя результат своего возможного поведения, человек активизирует свою деятельность, или, наоборот, воздерживается от тех или иных поступков. Изучением данного психического процесса занимались Л. С. Выготский, Д. Миллер, А. В. Петровский и др.
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из новых связей, которые уже образовывались в прошлом опыте.
Функции воображения:
— представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;
- регулирование эмоциональных отношений;
— произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- формирование внутреннего плана человека;
- планирование и программирование деятельности человека. Виды воображения:
по степени оригинальности:
- пассивное воображение - создание образов, которые не могут быть воплощены в реальной жизни;
— активное воображение — создание образов, реально воплощаемых в жизнь.
Оно подразделяется на воссоздающее (формирующее новые образы на основе описания или условного изображения) и творческое (создающее совершенно новые, оригинальные образы).
по характеру целей:
- непроизвольное воображение - возникающее помимо воли человека, непреднамеренно;
- произвольное воображение — преднамеренное, целенаправленное использование человеком элементов своего опыта.
поформе:
- фантазия - вид воображения, дающего образы, мало соответствующие действительности;
— грезы - фантазия, связанная с желанием, чаще всего идеализируемым будущим;
- мечта - вид фантазии, имеющей реальную основу и связанной с реальной действительностью;
— сновидения — пассивные и непроизвольные формы воображения, в которых находят выражение многие жизненно важные потребности человека;
- галлюцинации - фантастические видения, как правило, результат нарушений психики или болезненных состояний.
Формы воображен.
- агглютинация - соединения несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
— заострение - подчеркивание каких-либо признаков предметов;
— схематизация — сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними;
- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Основные понятия психологии обучения. Виды, условия