Этническая идентичность. Структура этнического самосознания. Пути формирования этнического самосознания
Этнос. Основные характеристики этноса:
а) по Ю. В. Бромлею:общность территории проживания, исторически сложившаяся совокупность людей, стабильные особенности языка, культуры и психики, осознание группового единства и отличия от других этнических групп, самоназвание;
б) по Л. Н. Гумилеву:динамическая система с особой внутренней структурой, противопоставление этнических групп по типу «мы» - «не мы», социокультурный характер формирования этнической идентичности;
в) по С. А. Арутюнову и Н. Н. Чебоксарову:этнос как носитель специфической культурной информации, межэтническое взаимодействие как обмен содержанием и специфичностью этнической информации.
Этническая идентичность:когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания и этническое коллективное бессознательное. Социальный компонент этнической идентичности: концепция социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера. Явление ин-I руппового фаворитизма: позитивный когнитивный уклон в пользу своей группы, обеспечение личностного самоуважения, сохранение и передача последующим поколениям этнической культуры на группо-иом уровне. Явление аутгрупповой враждебности: этнической конфликт, отсутствие ярко выраженного межэтнического противостояния, когнитивное следствие деления человечества на группы (социальная стратификация).
Этнический стереотип:автостереотипы как представления и характеристики членов своей этнической группы; гетеростереотипы клк образы представителей других этнических групп, их эмоциональ-
но значимые оценки: более позитивные в первом случае и более негативные - во втором.
функции этнического стереотипа:познавательная, коммуникативная, защиты позитивной этнической идентичности.
Этноцентрическая, полиэтническая и трансэтническая идентичность.
Этническое самосознание:совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, социально-психологические установки и стереотипы, самая древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира;
— узко— осознание принадлежности к этнической общности;
- широко- представления членов этноса о культуре, языке, историческом прошлом, государственности.
Примордиалистский подход кформированию этнического самосознания: врожденность, исконность (то есть примордиальность) этничности, глубинная аффективная привязанность членов одного этноса друг к другу, потребность в принадлежности к «своей» группе (аффилиация).
Ортодоксальный подход:этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается генетически из поколения в поколение.
Инструменталистский подход:ситуативность, изменчивость этничности, ее увеличение или уменьшение в зависимости от групповых интересов; потребность членов этноса в преодолении социального и культурного отчуждения, прагматизма и потребительских ценностей, актуализация компенсаторных потребностей в равенстве и сохранении достоинства, а так же в стремлении подняться на более высокую ступень социальной иерархии, в переделе экономического рынка и участии во власти.
Конструктивистский подход:специальное манипулятивное конструирование этничности политиками, социологами, экономистами и психологами в борьбе за власть, в достижении социальных це-
лей и формировании культурных традиций; обоснование в конструктивистском подходе роли идеологии и идеологов.
Этническое самосознание как социальный компонент «Я-концепции»:когнитивный «образ Я», эмоционально-оценочная и поведенческая составляющие. Содержание когнитивного «образа Я»:представления о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальной значимости, интересах, личностных качествах; функции «образа Я»: «присоединяющая» к другим людям и дифференцирующая от них.
Содержание эмоционально-оценочной составляющей «Я-концепции»:отношение представителя этноса к себе в целом, к отдельным сторонам своей личности, деятельности.
Функции эмоциональной оценочной составляющей «Я-концепции»:поддержание самоуважения, чувства собственного достоинства, адекватной самооценки на оптимальном уровне притязаний.
Содержание поведенческой составляющей «Я-концепции»:способность к саморегуляции, самостоятельному принятию решений, управлению своим поведением, самоконтроль, ответственность за свои поступки.
Функции поведенческой составляющей «Я-концепции»:реализация переживаний и представлений члена этноса о своей социальной зрелости и ответственности за качество и уровень жизнедеятельности, актуализация локуса контроля (экстернальный - внешняя предопределённость, интервальный - личностная ответственность за качество и уровень жизнедеятельности).
Пути формирования этнического самосознания:позиция «мы они», реализация принципа ингруппового фаворитизма, опора на тгнический стереотип, идеологическая пропаганда, реконструкция исторического прошлого этноса, осознание сути национальных движений, наличие лидеров этнической мобилизации и консолидации нации.