Основные направления в психологии: фрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология
Отсутствие единого подхода к трактовке предмета и метода психологии как причина образования ряда психологических школ в начале XX века.
Фрейдизм
Основоположник фрейдизма, или психоанализа, — австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Ядро психоанализа составило учение о бессознательном. Психология человека истолковывается как обусловленная бессознательными, иррациональными силами (влечениями, инстинктами), основными из которых являются сексуальное влечение (либидо/Эрос) и влечение к смерти (мортидо/Тантатос). Представляя собой сферу сосредоточения влечений, вытесненных переживаний, бессознательное управляет поведением человека.
В психоанализе разработаны методы выявления бессознательных аффективных комплексов: анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ оговорок, описок, забываний и т. д.
Признание у специалистов получила практика психоанализа, построенная на использовании методов и техник, предполагающих активную работу психолога, созданных при лечении функциональных расстройств психики и опирающихся на реальные психологические механизмы. Основание для работы психоаналитика - наличие конфликта между сознательным и бессознательным, вытеснение личностью травмирующих переживаний в сферу бессознательного, освобождение от травмирующих переживаний через осознание вытесненных влечений.
Бихевиоризм
Бихевиоризм как науку о поведении основал американский психолог Дж. Уотсон, признавая подлинным предметом изучения психологии поведение человека от рождения и до смерти. Бихевиоризм исключил сознание как предмет познания из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражение, идущие из внешней среды. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций - это стимулы (5), ответные движения - реакции (К). Поведение — это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. По Дж. Уотсону, все многообразие поведения человека может быть
описано формулой «стимул - реакция». Задача психологии - установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.
Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им.
Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Методы исследования поведения - наблюдение и эксперимент. В представлении бихевиористов человек - это реактивное существо, все его действия и поступки трактуются как реакция на внешние воздействия. Внутренняя активность человека в расчет не принимается, а все психологические проявления объясняются через поведение и сводятся к сумме реакций.
Современный вариант поведенческой психологии - радикальный бихевиоризм Б. Скиннера - предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы общественной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности.
Гештальтпсихология
Представителями направления гештальтпсихологии, возникшего в начале XX века, являются М. Вертгеймер, В.Келлер, К. Коффка, К. Левин. В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами основания, и методы психологии сознания — интоспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным.
Основные положения школы: исходные, первичные данные психологии - целостные структуры, невыводимые из образующих гештальткомпонентов и несводимые к ним. Гештальт - специфическая организация частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Главная проблема и объяснительный принцип гештальтпсихологии - целостность психологических структур. Основной метод исследования - феноменологическое описание, то есть направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия и переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей. В гештальтпсихологии впервые раскрыт принцип целостности при изучении психологии человека. Человек рассматривался как часть целого, особого психологического поля, часть, которая сама характеризуется целостностью.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология возникла в начале 60-х годов XX века в США как совокупность теоретических воззрений на человека и психотерапевтическая практика. Ведущими представителями направления выступали Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, А. Мас-лоу, Р. Мей.
Предмет исследования гуманистической психологии — уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Основные проблемы: саморегуляция, самоосуществление личности, поиск смысла бытия, целенаправленное и ценностно-ориентированное поведение, творчество, свобода выбора. Основное положение гуманистической психологии: человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и он способен управлять собственным развитием.
Большой вклад в создание практики психологического консультирования внес К. Роджерс, разработав личностно-ориентированную психотерпию («клиент-центрированная терапия») и концепцию групповой терапии, ориентирующую членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других.
Гуманистическая психология выступает в качестве мировоззренческой и практической основы педагогики ненасилия, которая исходит из идеи самоактуализации личности, раскрытия ее творческих возможностей, использования творческих форм групповой работы, обращения к духовным ценностям, поиска смысла бытия, учета индивидуальности каждого учащегося в процессе обучения. Приоритеты в обучении: собственное движение учащихся в знании, переживание радости открытия нового знания, ценность межличностных взаимоотношений в процессе обучения, а не техник эффективного управления учебной работой.
Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения, основные закономерности общения
Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Специфика общения. Подходы к понятию «общение» (как обмен информацией, как взаимодействие, как влияние одной стороны на другую, как процесс межличностной перцепции, как единство общения и деятельности, как процесс достижения изменений в психике участвующих в общении
лиц).
Функции общения:прагматическая, формирование и развитие, подтверждение, объединение(синдикативная) - разъединение людей, организация и поддержание отношений, внутриличностная, инструментальная-для совешения опред.действия.
Стороны общения:межличностная, когнитивная(все психич процессы связаны с познанием окруж-я и самого себя), коммуникативно-информационная, эмотивная, конативная.
Содержание общения(в узком смысле - передача информации в межиндивидуальных контактах, в широком — взаимодействие, восприятие, обмен информацией).
Средства общения:вербальные (речевые): значение речи и языка, свойства речи и языка, функции речи и языка, виды речи и языка; невербальные (неречевые): визуальные, акустические, так-тильно-кинестезические, ольфакторные(запах тела,косметики). Невербальные средства общения: — кинетика (позы, жесты, мимика);
- паралингвистика (просодика) - особенности произношения, тембр голоса, громкость, темп речи, паузы;
- проксемика (территориальное расположение);
- визуальное общение (контакт глаз).
Виды общения:вербальное - невербальное; межличностное -массовое; межперсональное - ролевое; доверительное - конфликтное; личное - деловое; прямое - опосредованное; законченное - незаконченное; кратковременное - длительное.
Уровни общения:фатический (глупый); информационный; личностный.
Структура общения:
- перцептивная сторона. Эффект ореола (фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор «отношения к нам». Социальное восприятие (межличностное, самовосприятие, межгрупповое);
— интерактивная сторона. Психологическая совместимость. Структура процесса интеракции: фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения. Трансактный анализ Э. Берна («Родитель», «Ребёнок», «Взрослый»). Стратегии взаимодействия (Т. Томас, Р. Блейк): соперничество, приспособление, избегание;
— коммуникативная сторона. Коммуникация. Коммуникатор и реципиент.
Коммуникативные барьеры:
а) барьер непонимания;
б) барьеры социокультурных различий;
в) барьеры отношений.
Феномены межличностного влияния:
Внушение –целенаправ-е, неаргументир-е воздействие одного чел.на др.
Убеждение – способ соц-пс. воздействия, основанный на системе логич.доказательств и предполагающий осознанное отнош-е того чел., который воспринимает инфор-ю.
Заражение –бессознат-я,невольная подверженность индивида опред-м психич-м состояниям.
Подражание-воспроизвед-е индивидуумом образцов демонстрат.поведения.