Психология внимания: его структура и формирование
Внимание— это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Изучением данного психического процесса занимались П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.
Внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности деятельности, самовыражения личности.
Функции внимания: регулирует активизацию и торможение психологических и физиологических процессов, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями организма, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Для перцептивных процессов внимание выступает своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения.
Для памяти внимание — это фактор, способный удержать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, это обязательное условие перевода запоминаемого материала в долговременную память.
Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
Современная психологическая наука классифицирует внимание на виды:
1) Природное и социально обусловленное внимание.
Природное внимание дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания. Оно связано с волевой регуляцией поведения и сознательным избирательным реагированием на объект.
2) Непосредственное и опосредованное внимание.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (слов, жестов, предметов, указательных знаков).
3) Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли и не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать внимание на объекте.
Произвольное внимание - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. При этом снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении.
Свойства внимания: объем, распределение, переключаемость, концентрация, устойчивость.
Объем измеряется количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени.
Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удержать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.
Концентрация внимания — состояние сознания, необходимое для того, чтобы включиться в деятельность, сосредоточиться на задаче.
Устойчивость внимания — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или задаче.
Развитие внимания в онтогенезе прослеживал Л. С. Выготский в русле культурно-исторической концепции его формирования. Он указывал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Произвольное внимание возникает изтого, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенку те средства, с помощью которых он впоследствии сам овладевает своим вниманием». При помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемые речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
Опираясь на идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьев указывает, что с возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие внешне опосредованного внимания происходит быстрее, чем его развитие в целом. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, характеризуемый тем, что первоначально внешне опосредованное внимание постепенно переходит во внутренне опосредованное. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольно внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию, из чего следует, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.