Формирование произвольного внимания

Для формирования внимания в детском возрасте применяют метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Развитие произвольного внимания в детском возрасте следует начинать не с тренировки внимания как такового, а с организации контроля как определенного внешнего действия, которое лишь потом будет преобразовано в акт произвольного внимания.

Для формирования действий самоконтроля при выполнении заданий используют метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

На 1 этапе необходимо, наряду с объяснением этого действия дать задание проверять его, указав для этого критерии, приемы и последовательность контроля. Все критерии и приемы действий сначала нужно давать в материальной форме, используя схемы, модели, различный наглядный материал (фишки, метки и т. п.).

На 2 этапе нужное действие проговаривается ребенком в форме «громкой речи».

На 3 этапе действие выполняется, сопровождается внутренней речью, то есть «про себя». В процессе неоднократного повторения требуемого действия действие контроля обобщается, сокращается и автоматизируется и превращается тем самым в акт внимания, обеспечивающий выполнение нужного задания.

Формированию действий самоконтроля, сначала внешнего, а затем внутреннего, в форме произвольного внимания, способствуют игры, которые условно можно назвать «Контролер». В этих играх ребенку необходимо сначала запомнить ряд требований и правил, а затем, ориентируясь на них, выполнить контрольно-проверочные действия. Для этих же целей могут использоваться игровые задания, предполагающие поиск отличий и ошибок в двух и более изображениях, а также задания, в которых необходимо отыскать на картинке фрагмент изображения, представленный отдельно.

Развитие произвольного внимания позволяет старшим дошкольникам овладевать новым для них видом деятельности (учебной) и усваивать систематизированные, обобщенные знания. Получивший необходимую подготовку ребенок этого возраста может удерживать внимание на задаче и способах ее достижения, видеть и исправлять ошибки, сопоставлять полученный результат с тем, что нужно получить, оценивать свою деятельность. Произвольность регуляции деятельности - один из важнейших компонентов психологической структуры готовности к учению, условие успешного обучения в школе.

5. Физиологическая основа внимания

Отделы мозга, отвечающие за процесс внимания, анатомически и физиологически относительно автономны от тех отделов, которые обеспечивают функционирование других психических процессов. Особую роль в процессе внимания играет ретикулярная формация в стволовой части мозга и её продолжение в продолговатом и среднем мозге.

Определение. Ретикулярная формация - анатомически относительно автономная, специфичная сетевидная структура в стволовой части мозга, которая участвует в обеспечении внимания.

Для физиологического обеспечения процесса внимания важны не только специфические нервные структуры, но и сами нервные процессы, среди которых выделяют два наиболее важных: ориентировочный рефлекс и доминантный очаг возбуждения (доминанту).

Определение. Ориентировочный рефлекс - рефлекс, который позволяет осуществлять реакции, направленные на адаптацию к изменяющимся условиям.

Ориентировочный рефлекс выступает как врожденный механизм внимания.

Определение. Доминантный очаг возбуждения - это возбуждение, сконцентрированное в определенных участках мозга, связанных с протеканием различных психических процессов или построением определенных связей между участками мозга.

Доминанта, исследованная и описанная А. А. Ухтомским как «очаг» возбуждения, тормозит электрические импульсы соседних участков мозга, обеспечивая тем самым возможность концентрировать внимание на определенных объектах.

Физиологические основы непроизвольного и произвольного внимания.Непроизвольное внимание основано на врожденном ориентировочном рефлексе, по своей природе оно имеет биологический характер. Это одна из форм приспособления индивида к окружающей среде, которая проявляется уже в младенческом возрасте. Непроизвольное внимание свойственно не только человеку, но и животным.

В отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание - чисто человеческое свойство психики, по своей природе социально, формируется у ребенка под влиянием взрослого в процессе общения и целенаправленного обучения. Это значит, что непроизвольное внимание не является начальной ступенью произвольного и не перерастает в него само по себе. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые при помощи определенных средств (жеста, слова) направляют и организуют детское внимание, впоследствии ребенок учится самостоятельно управлять своим вниманием. Постепенно речь становится главным средством управления вниманием человека. Следовательно, вниманию, как всякой другой психической деятельности, нужно обучать.

Темы рефератов

1. Исследование свойств внимания.

2. Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо.

3. Внимание и установка (концепция Д. Н. Узнадзе).

4. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

5. Внимание как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П. Я. Гальперина).

6. Классификация теорий внимания Н. Н. Ланге.

7. Патология внимания.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Развитие внимания в онтогенезе.

2. Индивидуальные особенности внимания.

3. Методы изучения внимания.

4. Мнимая и подлинная рассеянность.

5. Патология внимания.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение внимания.

2. Перечислите свойства внимания.

3. Какова роль внимания в психической жизни человека?

4. Какие виды внимания вы знаете?

5. Какие этапы формирования произвольного внимания выделяет П. Я. Гальперин?

6. Что является физиологической основой концентрации внимания?

Основная литература

1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2: Вопросы общей психологии.

2. Гальперин, П. Я., Кобыльницкая, С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.

4. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Уч. записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958. - Т. 18.

5. Лурия, А. Р. Внимание и память. - М., 1975.

6. Нейрофизиологические механизмы внимания / под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

7. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.

8. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

10. Страхов, И. В. Воспитание внимания школьников. - М.: Учпедиз, 1958.

Тема 9. Речь

1. Понятие, основные признаки речи.

2. Функции речи.

3. Виды речи.

4. Физиологическая основа речи.

1. Понятие, основные признаки речи

Основное отличие человека от животных заключается в том, что он владеет речью.

Определение. Речь - это процесс общения людей посредством языка.

С помощью речи люди обмениваются мыслями и переживаниями. Речь - основное средство усвоения знаний, именно благодаря речи и языку становится возможным сохранение культурных ценностей и передача их последующим поколениям. Овладение ребенком речью - главное условие его психического и социального развития.

Принято различать понятия «речь» и «язык». Для того, чтобы передавать информацию и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Определение. Язык - это система условных символов, знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык формируется в процессе общения людей и является продуктом общественно-исторического развития. Рождаясь, каждый современный человек застает уже сформированный язык того социального окружения, в котором он живет, на котором говорят окружающие. Этот язык он усваивает. Вместе с тем как носитель языка человек преобразует и совершенствует его.

Язык это сложное образование. Любой язык имеет лексический состав - определенную систему значащих слов; различают также грамматику языка - определенную систему различных форм слов и словосочетаний и фонетический состав языка - звуковой состав, свойственный только конкретному языку.

Язык - это система знаков. Понятие «знак» имеет более широкое значение и включает в себя не только языковые знаки. Знак имеет общественную и социальную природу, он задается обществом. Знаки возникают либо в результате соглашения людей (уличные знаки; математические символы; знаки на одежде, обозначающие возможные способы ее обработки и т. д.) либо возникают в процессе практической деятельности и исторического развития общества для обозначения тех или иных предметов и явлений действительности. Это и есть речевые знаки - слова. Главное назначение языка как системы знаков - это закрепление за каждым словом определенного значения. Значение слова имеет обобщенный характер. Это значит, что каждое слово обозначает группу схожих предметов или явлений действительности. Например, слово «кошка» обозначает группу животных, у которых есть общие признаки.

Определение. Значение - это указание на предмет или группу предметов или явлений.

Вместе с тем, каждый человек, используя то или иное слово, в зависимости от своего индивидуального опыта и знаний, вкладывает в него свой собственный личностный смысл. Например, произнося слово «кошка», каждый из вас имеет в виду конкретного кота или кошку, определенной окраски, с особыми повадками и т. д.

Определение. Смысл - это значение слова, но выработанное «для себя» на основе индивидуального опыта.

Таким образом, каждое слово имеет значение, то общее в слове, что позволяет людям понимать друг друга, и личностный смысл - единичное, конкретное, зависящее от индивидуального опыта данного человека.

Основные признаки речи:

1. В отличие от языка, речью принято называть сам процесс словесного общения, осуществляющегося в виде сообщений, указаний, вопросов, приказаний. Для того, чтобы передать какую-либо информацию с помощью речи, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Достигается это благодаря введению слова в какой-либо контекст.

Определение. Контекст - это указание на объекты или субъектов ситуации или конкретизация информации с помощью других слов.

2. В речи, в отличие от языка, выражается эмоциональное отношение к тому, о чем мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи. Эмоциональное отношение мы выражаем в тоне звучания слов, в дополнительных средствах выражения эмоций, которые могут сопровождать речь (в жестах, мимике, пантомимике).

3. Речь имеет психологическую сторону, так как в ней содержится смысловой подтекст, отражающий цель (как мотив речи), с которой была высказана определенная фраза. Смысловой подтекст может как составлять некоторую информационную нагрузку речи, так и иметь латентное состояние.

2. Функции речи

В жизни каждого человека речь играет важную роль.

1) Речь - это средство общения, она выполняет коммуникативную функцию.С помощью речи люди передают друг другу знания и различные сведения, то есть она обладает определенным содержанием. Обучение на всех этапах проходит преимущественно в речевой форме. В речевой форме сохраняется большая часть культурных ценностей и передается от одного поколения к другому.

2) Речь - это способ обозначения тех или иных предметов и явлений действительности (знаковая функция речи). Обозначая словом тот или иной предмет, мы заменяем его словом и в дальнейшем можем производить с ним различные действия: думать о нем, рассказывать о нем, при этом сам предмет может отсутствовать или быть недоступным непосредственному восприятию. Например, встречаясь с подругой, девушка рассказывает о том, что происходило на дискотеке вчера; учитель на уроке истории говорит о событиях, которые произошли много веков назад и т. д. С помощью речи мы обозначаем наши эмоциональные переживания и состояния, о которых не знают окружающие, так как они происходят «внутри» нас (мы говорим о том, что нам весело или грустно, о том, что мы устали или расстроены).

3) Речь - средство выражения эмоциональных переживаний, она выполняет экспрессивную функцию. Эмоциональные переживания человек может передать, называя и обозначая их (мне грустно, мне весело, я зол и т. д.), а также интонацией, громкостью речи, тембром. Таким образом, в речи выражается эмоциональное отношение человека к тем или иным явлениям и сторонам действительности.

4) Речь - средство планирования и регуляции деятельности (планирующая функция речи). Формулирование цели деятельности, обозначение её этапов и оценка результата осуществляются в речевой форме. У взрослого человека планирующая функция осуществляется в плане внутренней речи, то есть «про себя», и только при возникновении затруднений человек начинает проговаривать свои действия «вслух».

В онтогенезе планирующая функция речи первоначально осуществлялась в плане громкой речи, маленький ребенок, выполняя те или иные действия, комментирует их «Тук-тук… Вова забил гвоздик». При этом малыш не столько планирует свои действия, сколько привлекает внимание взрослого. Постепенно речь из сопровождения действия превращается в средство планирования, то есть ребенок сначала проговаривает, что он будет делать, а уж затем выполняет это действие, при этом его речь не предназначена окружающим, он говорит сам себе. «Вова будет чинить машину».

Определение. Эгоцентрическая речь - это речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к самому себе.

К достижению старшего школьного возраста эгоцентрическая речь ребенка идет на убыль: если он ни к кому не обращается, то выполняет действие молча.

С помощью речи человек управляет не только своей деятельностью, но и деятельностью и поведением других людей. С помощью речи педагог ставит учебную задачу и побуждает учащихся к деятельности, с помощью речи отдаются приказы и даются различного рода указания и разъяснения по поводу той или иной деятельности.

3. Виды речи

Существуют различные классификации видов и подвидов речи.

Самая широкая классификация речи связана с тем, в каком плане она протекает (во внешнем или во внутреннем). По этому основанию классификации речь делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя речь - это речь внутреннего плана, «про себя».

Внешняя речь протекает во внешнем плане, она доступна восприятию других людей.

В зависимости от способов кодирования информации внешнюю речь, обращенную к другим людям,делят на звуковую и кинетическую.

Звуковая речь это речь, которую мы выражаем словами те или иные мысли и переживания. Этим видом речи владеет большинство людей.

Кинетическая речь - это речь с помощью жестов. Кинетическая речь - наиболее древний вид речи. В настоящее время у большинства людей она сохранилась в виде жестов, сопровождающих высказывания и придающих им эмоциональную выразительность. Для определенной группы людей с недостатками развития слуха и речевого аппарата (глухонемых) это основная форма речи.

По характеру проявления внешнюю речь делят на устную и письменную.

Устная речь - это речь, проявляющаяся в виде сочетания звуков.

Письменная речь - эторечь, проявляющаяся в виде сочетания букв или других символов.

Оба эти вида речи в современных языках имеют сходства, звуковую основу. Это значит, что буквы, которыми выражается письменная речь, отражают звуковой состав слова.

Эти виды речи отличаются тем, что в устной речи слова обозначаются звуками, а в письменной - графически, то есть с помощью письменных знаков.

Главное отличие устной речи от письменной заключается в том, что слова в ней следуют одно за другим, причем нет возможности вернуться к восприятию уже прозвучавшего слова. В письменной речи как пишущий, так и читающий человек всегда может вернуться к предыдущему слову или части предложения. Поэтому письменную речь легче понимать. Но в то же время письменная речь - это более сложный по своей структуре вид деятельности. Она требует более продуманного построения фразы, более точного изложения мысли, так как нет возможности уточнить написанное, дополнить жестами или интонацией.

Письменная речь развивается значительно позже устной и на ее основе.

Выявлены индивидуальные различия в развитии письменной и устной речи: есть люди, которым легче выразить свои мысли устно, для других проще это сделать письменно.

В зависимости от числа собеседников устную речь делят на диалогическую (разговорную) и монологическую.

Диалогическая речь предполагает участие двоих или более человек, при этом происходит обмен речевыми высказываниями.

Монологическая речь произносится одним человеком, слушатели только воспринимают ее, но в процессе речи участие не принимают.

В зависимости от источника и приемника информацииразличают активную и пассивную устную речь.

Активная речь - речь говорящего человека.

Пассивная речь - речь слушающего человека. Когда мы слушаем речь другого, то повторяем про себя слова говорящего, таким образом, речевая деятельность в пассивной форме присутствует и у того, кто слушает.

Установлены индивидуальные различия по степени развития пассивной и активной речи. Возможны следующие варианты речевого развития:

– люди, у которых в одинаковой степени хорошо развита и активная, и пассивная речь, то есть способность излагать определенные мысли и понимать речь другого;

– люди, у которых хорошо развита способность понимать речь другого, но слабо развита способность излагать собственные мысли;

– люди, способные достаточно хорошо говорить, но не способные слушать других;

– слабое развитие речи, как активной, так и пассивной.

В детском возрасте вначале развивается пассивная речь, то есть способность понимать то, что говорит взрослый, а затем на ее основе формируется собственная активная речь ребенка.

4. Физиологические основы речи

Физиологическая система, обеспечивающая речь, включает в себя два отдела: периферический и центральный.

I. Кпериферическому отделуречи относятся голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат состоит из трех основных систем:

1) органов дыхания (бронхи, дыхательное горло, легкие, приводящие их в движение мышцы, диафрагма);

2) гортань с голосовыми связками (из легких ток воздуха, проходя сквозь гортань, порождает звуковую волну и попадает в полость рта и носа);

3) полость рта и носа (выполняют роль резонирующей трубы).

Органы слуха обеспечивают контроль и коррекцию речевой деятельности. Освоение речи основано на способности человека слышать и понимать чужую речь.

II. К центральному отделу речи относятся структуры головного мозга, так называемые речевые центры, обеспечивающие речевую деятельность, а также нервные пути, соединяющие эти центры с периферическими органами речи.

1. Слуховое восприятие речи обеспечивается областью коры ГМ, находящейся в височной доле левого полушария в слуховом центре речи, получившем название центр Вернике. Если по каким-то причинам нарушается работа этого центра или нервных путей, идущих в него из внутреннего уха, то нарушается восприятие речи, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются. Это нарушение получило название сенсорная афазия.

2. Другая область коры головного мозга находится в лобной доле левого полушария и называется центр Брока. Это двигательный центр речи, при его нарушении человек теряет способность произносить слова. Такое нарушение речи называется моторной афазией.

Известны также центр письменной речи и центр чтения, которые связаны с областями коры головного мозга, обеспечивающие зрительное восприятие и запоминание речи. Это говорит о том, что различные виды речевой деятельности обеспечиваются не отдельными органами или отделами головного мозга, а их сложной системой, объединяющей центральные и перифирические органы.

Темы рефератов

1. Речь как средство общения.

2. Значение и смысл слова.

3. Развитие речи в онтогенезе.

4. Слово как понятие. Связь мысли и слова.

5. Внутренняя речь и её способности.

6. Эгоцентрическая речь.

7. Общение животных.

8. Участие голосового аппарата в мышлении человека.

9. Виды речи и их назначение.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Сензитивный период развития речи.

2. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже об эгоцентрической речи.

3. Роль внутренней речи в процессе мышления.

4. Различия между мышлением и речью.

5. Отличие речи животных от речи человека.

6. Обучение иностранным языкам.

7. Проблемы двуязычия (билингвизма).

8. Психосемантика как психологическая наука о значении.

9. Психолингвистика как психологическая наука о языке.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение речи.

2. Чем отличается речь от языка?

3. Что такое значение и смысл?

4. Какие виды внешней речи по способу кодирования информации вы знаете?

5. Какие центры коры головного мозга относятся к центральному отделу речи?

Основная литература

1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. - М., 2003.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология. - М., 1982.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М., 1976.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: ЧеРо, 1997.

4. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

5. Коул, М., Скрибнер, С. Культура и мышление. Психологический очерк. - М., 1977.

6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

7. Линдсей, П., Норманн, Д. переработка информации у человека. Введение в психологию. - М., 1974.

8. Лурия, А. Р. Язык и сознание. - М., 1979.

9. Найссер, У. Познание и реальность. - М., 1981.

10. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. - М., 1998. - Кн. 1.

11. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995.

12. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания. - М, 1983.

13. Психология XXI века / под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

14. Слобин, Д., Грин, Д. Психолингвистика. - М., 1976.

15. Ушакова, Т. Н. и др. Речь человека в общении. - М., 1989.

16. Хомский, Н. Язык и мышление. - М., 1972.

Учебное издание

Наши рекомендации