Физическая раскрепощенность и психологическая свобода как условие педагогического творчества
Педагогическое творчество как высокий уровень реализации «само»-процессовличности воспитателя, учителя и преподавателя (самовыражения, самоактуализации, самомоопределения, самоадаптации) от целеполагания до анализа результатов деятельности.
Нравственность отношений в педагогическом процессе, их характер, доминирующие тенденции ярко представлены в деятельности преподавателя, которая актуализирует его глубинную индивидуальность и своеобразие. Именно в педагогической деятельности преподаватель реализует индивидуализированные качества, умения и профессиональные педагогические способности в форме личностных и общественных отношений. Именно личность преподавателя и пространство его профессиональной деятельности создает глубинное уникальное основание для становления и оптимизации педагогического мастерства.
Педагогическое творчество как высокое искусство в профессиональной деятельности педагога (Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластёнин). Индивидуализированность педагогического творчества, проявляющаяся в профессиональной целесообразности, оптимальности выбора форм, средств и методов педагогического воздействия, креативной направленности педагогической деятельности.
Сущность педагогического творчестваопределяется как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Выделяют три основания к его становлению и оптимизации:
1) духовно-нравственная и интеллектуальная готовность к творческому осмыслению социально-культурных ценностей общества;
2) теоретическая и практическая готовность к творческому применению потенциала профессиональной деятельности;
3) свобода в проявлении себя. Психофизиологическая защита(и несвобода): как механизм
ограждения сознания педагога от разрушающей его личность негативной профессиональной информации; особая форма переработки травмирующей профессиональной информации; система стабилизации личности на уровне устранения или снижения отрицательных эмоций и установок в профессиональной деятельности и творчестве.
Механизмы снижения психофизиологической защитыв структуре личности педагога (по концепции Р. М. Грановской) и активизации педагогического творчества:
- осознание и пресечение «бегства» от педагогической профессии и профессиональных обязанностей с целью поиска более престижной профессии;
- решение актуальных проблем собственными усилиями без перекладывания ответственности за их решение на других;
- готовность входить в конфликт и позитивно его разрешать;
— формирование нового образа «Я» со сменой морально устаревших целевых установок;
- снижение значимости травмирующих ситуаций, собственных неудачных поступков и действий, масштабов значимости психологических травм и их общественной оценки;
— развитие гибкости психики в принятии позиции другого;
— умение отложить решение проблемы до оптимального времени ее реализации;
- повышение уровня самооценки;
- поддержание активной жизненной позиции;
- развитие и культивирование своих хобби;
- восприятие критических ситуаций с юмором;
- использование исповеди (письменного или устного изложения своих проблем).
Пути развития психологической свободы и физической раскрепощенности средствами:
а) театральной педагогики: методыэмоционального заражения и «манка» К. С. Станиславского, теория атмосферы М. П. Чехова, статика, динамика и семиотика движений в системе Ф. Дельсарта, свобода самовыражения пластического образа в системе А. Дункан;
б) авторских моделей педагогики:метод подстройки и пристройки А. С. Макаренко, алгоритм педагогической игры Ю. П. Азарова, театральная режиссура урока Е. Н. Ильина, принятие территории детства и развитие нонконформизма Ш. А. Амонашвили, педагогика ненасилия О. С. Газмана;
в) практической психологии:психологические консультации, аутотренинг, социально-психологический тренинг, медитации, творческие визуализации, музыкотерапия, зоотерапия, спицетерапия, кук-лотерапия, библиотерапия, пескотерапия, ароматерапия, аниматера-пия;
г) искусства и арттерапии:катарсическая разрядка, опосредованная просмотром фильмов, драматических спектаклей, опер, балетов, оперетт, кукольных спектаклей, мюзиклов, прослушиванием концертов классической, народной, эстрадной и джазовой музыки, рисованием под музыку, танцедвигательной терапией, драматизация-ми;
д) физической активности:гимнастика, аэробика, иппотера-пия, оздоровительные комплексы боевых восточных искусств, йога, мануальный, точечный и баночный массаж, рольфинг, акватерапия.
13. 2. Антропологическое содержание понятия «тип личности дошкольника»
Антропологическое содержание понимания сущности человекаотражает его взаимосвязи в мире как существа природного, социального и духовного. Неделимость, целостность и уникальность личности предполагает единство биологического (природного) и духовного (разумного) ее компонентов.
Антропологическое содержание понятия «тип личности» дошкольника:понимание личности как целостности и неделимости духовной и телесной природы ребенка, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим и обеспечением здоровья.
Развивая антропологический принцип понимания сущности человека, отечественный психолог Б. Г. Ананьев выделяет 2 основных принципа соотношения между развитием человека и влиянием на него системы воспитания:
— гомогенныйпринцип обусловливает прямую связь между физическим воспитанием и физическим развитием, нравственным воспитанием и нравственным развитием;
- гетерогенныйпринцип обусловливает косвенные зависимости между частями воспитания и развития: умственное воспитание и физическое развитие, нравственно-эстетическое воспитание и умственное развитие.
Понятие «тип личности» дошкольника. Типология групп детей:
- обычные дети;
— одаренные дети;
- дети «группы риска».
Критерии выделения типологии групп детей:
1) умственная сфера;
2) эмоционально-волевая сфера;
3) потребностно-мотивационная сфера.
Нормой принято считатьпродуктивное незначительное опережение в развитии умственной сферынад эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферами. Значительный между ними разрыв или же отставание умственной сферы от потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой указывает на отклонения в развитии или же его патологию.