Свобода как необх. условие становления личности. О «негативной» и «позитивной свободе» личности. Свобода и ответственность.

К важнейшим экзистенциальным характеристикам человеческого бытия относится свобода. Фил-я Свободы человека была предметом размышл-й Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Сартра, Ясперса, Бердяева и Соловьева.

Можно выделить два основных подхода к проблеме свободы, сложившихся в классической и постклассической философии. Первый подход, представленный в философии Б. Спинозы, Г.В.Ф. Гегеля и воспринятый марксизмом, рассматривает свободу в ее соотношении с необходимостью. В данном случае свобода определяется как осознанная необходимость – способность действовать разумно с учетом внешних по отношению к человеку обстоятельств. Таким.обр. в классической трактовке свобода и необходимость не противоположны друг другу, а взаимосвязаны.

Второй подход, представленный в постклассической философии, рассматривает свободу в ее разрыве с необходимостью – как возможность собственного выбора человека. В этом подходе утверждается, что свободный выбор осуществляется не благодаря, а вопреки предзаданной необходимости и всеобщему закону. Свобода предстает как результат и основание деятельности самого человека.

Классификация форм свободы: 1) эконом. (свобода от эксплуатации, равноправные эконом. отношения, свобода эконом. действия), 2) политич. (набор гражданских прав, справедливое национально-государственное устройство, всеобщее избирательное право,3) духовная (свобода выбора мировоззрения, вероисповедания, идеологии).

Выделяют три уровня свободы: 1) отрицание внешних ограничений («свобода от чего-то», иногда называемая «негативной свободой»); 2) ответственный выбор поступка («свобода выбора между добром и злом»); 3) свобода творчества, созидания (иногда называемая «позитивной свободой»). Свобода имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Степень внешней свободы зависит от внешних природных и социальных ограничений нашей деятельности (от законов природы и общества, строгости обычаев, от тяжести условий жизни). Внутренняя свобода зависит от самой личности, от ее способности думать и действовать смело, независимо. Без внутренней духовной свободы все другие ее виды не являются реальными.

В истории философии были разные представления о возможности свободы человека. Одни философы считали, что свободы нет вообще, так как любая мысль и любой поступок определен внешним воздействием, а законы природы вообще непреодолимы. Другие выступали за абсолютную свободу. Неограниченная, абсолютная свобода действий одного человека (например, преступника) становится несвободой для других людей. Свобода превращается в несвободу, если она ничем не ограничена. Являясь основной ценностью современного цивилизованного общества, свобода тесно связана с ответственностью. Ответственность понимается как необходимое условие свободы, предполагает необходимость отвечать за сделанное перед другими людьми, будущими поколениями, обществом и природой.

Негативная концепция свободы. Свобода - отсутствие вмешательства, барьеров, препятствий, мешающих индивиду делать то, что он способен. Принуждение - осознанное вторжение других людей в сферу, где чел-к мог действовать беспрепятственно.

Позитивная концепция свободы. Свобода - возможность и наличие ресурсов для реализации своего собственного потенциала. Позитивисты озабочены тем, кто устанавливает эти барьеры.

В обществе человек: 1) несвободен, поскольку существует внешний мир, который диктует людям выбор форм и способов деятельности. Всегда существует ограничители его деятельности: уровень физич. сил и умственных способностей, технич. возможностей, хар-р общественного строя и т.д.,

2) свободен. Свобода - самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами. Но Свобода должна иметь пределы, иначе она будет превращаться в произвол и анархию, насилие над др. людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы явл-ся интересы др. человека, соц. групп и общ-ва в целом, а также и природы как естественной основы существования общ-ва.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром. Ответственность есть неизбежн. цена свободы. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли.


Наши рекомендации