Учение как ведущая деятельность младшего школьника
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется ведущий вид деятельности.Теперь им становится учебная деятельность. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипулятивная, предметная, игровая).
Учебная деятельность — один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.
Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, и тем не менее это - различные явления.
Усвоение - это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, а учебная деятельность - это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.
Учебная деятельность выполняет двоякую функцию:будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы.
На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности.
Как форма специально нормируемого сотрудничества ребенка с взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений,в открытую коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.
Сущность учебной деятельностизаключается в решении учебных задач, основное отличиекоторых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.
Таким образом, учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Учебная деятельность имеет свой предмет —это .человек. В случае с учебной деятельностью младшего школьника это - ребенок.
Учась письму, счету, чтению и так далее, ребенок ориентирует себя на самоизменение. Он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способам суждений и умственных действий.
Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя,отслеживание новых достижений и происшедших изменений.
«Не умел» — «умею», «не мог» — «могу», «был» — «стал». Это ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя.
5.1. Предмет и задачи детской психологии. Связь детской психологии с другими науками. Понятие роста и развития. Природа детства
Детская психология— наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте.
Предметомдетской психологии является изучение закономерностей психического развития ребенка. Основной задачейявляется описание и объяснение особенностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами: с одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития, общую психологию; с другой - является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.
Рост- это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции; явление роста, то есть количественного накопления.
Развитие- это качественные изменения, возникновение психических новообразований.
Детство— период наиболее интенсивного развития человека. Природа детства.Детство - период, продолжающийся от новорожденное™ до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости. Это - период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
Этапы детства человека- продукт истории, и они столь же подвергаются изменению, как и тысячи лет назад. Исследования П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, данные этнографии о развитии детей в различных обществах показали, что детство,
будучи социокультурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития.
Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают^ что чем ниже эта ступень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе с взрослыми. Детство появилось тогда, когда труд взрослых стал недоступным для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни и взрослой деятельности,в течение которого ребенок должен был приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль. Взрослые организуют жизнь детей, строят воспитание в соответствии с тем местом, которое отведено ребенку обществом.
5. 2. Психическое развитие ребенка: предпосылки, факторы,