Социальные отношения: общее представление
Социальные отношения – это отношения между людьми или социальными группами. Данное понятие следует отличать от понятия «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между социальными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Основоположниками психологии отношений в России является уже упоминавшийся нами Александр Федорович Лазурский (1874 – 1917). По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.
Эндопсихика представляет собой совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.
Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде; это природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.
Согласно Лазурскому, существуют семь характеристик отношений. К наиболее важным из них (базовым) относятся (Лазурский А.Ф., 1997):
1) модальность отношений, т.е. отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными;
2) степень интенсивности отношений;
3) качественные особенности отношений;
4) уровень развития и дифференцированности отношений;
5) степень сознательности отношений;
6) степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее Мясищевым данная характеристика была трансформирована в такое понятие, как форма обращения);
7) широта или объем отношения, т.е. количество объектов, привлекающих интерес человека.
Разработку концепции психологии отношений продолжил и ученик и последователь А.Ф. Лазурского, психолог и психиатр Владимир Николаевич Мясищев(1893 – 1973). Согласно его точке зрения, «система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности(Мясищев В.Н., 2011). По мнению Мясищева, «дефектные» отношения, в которые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.
Отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.
В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:
1) уровнем отношений личности (идейный, конкретно-личный и витальный);
2) сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;
3) избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.
По этим основаниям выделяются три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений-убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность.
Дальнейшее развитие концепции отношений было предпринято советским психологом Борисом Федоровичем Ломовым (1927 – 1989). По его мнению, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ системы отношений «индивид – общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения.
Личность как член общества необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества (Ломов Б.Ф., 1984). Общественные отношения проявляются в многообразных формах: это личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т.д. Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека.
Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется путем социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Отношения личности с другими людьми отражаются в ее потребностях, начиная от потребностей в материальных условиях жизни и включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего.
Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., т.е. о том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности. Субъективные отношения личности формируются и проявляются, прежде всего, как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая в качестве формы отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятора, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.
Существует огромное множество социальных отношений.
Классификация видов социальных отношений | ||
№ | Критерий классификации | Виды социальных отношений |
владение и распоряжение собственностью | классовые и сословные отношения | |
объем власти | отношения по вертикали и по горизонтали | |
сфера проявления | правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные и др. | |
регламентированность | официальные, неофициальные | |
качество социально-психологической направленности на партнера | неприязнь, вражда, агрессивность, эгоизм, альтруизм, дружба, привязанность, любовь и др. |
Мы сконцентрируем наше внимание на социальных отношениях, выделяемых по критерию качества социально-психологической направленности на партнера.