Контроль и оценка учебной деятельности
Контроль и оценка являются важнейшими компонентами учебной деятельности, но их рассмотрение целесообразно делать в связи с процессом учения.
Учение – сознательная деятельность ученика, направленная на усвоение социокультурного опыта.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер заметил: «Учить гораздо труднее, чем учиться... Не потому, что тот, кто учит, должен владеть большим объемом информации и всегда держать его наготове. «Учить» – значит прежде всего «позволять учиться»... Настоящий учитель учит только одному – учению. Поэтому его поведение часто создает впечатление, что мы ничему у него не научились, если под «учением» мы подразумеваем приобретение полезной информации. Учитель идет впереди своих учеников только в этом... он должен усвоить гораздо больше, чем они: он должен научиться позволять им учиться... быть более обучаемым, чем ученики... в нем нет места авторитету всезнания или авторитарному правлению должностного лица. В таком случае стать учителем – это возвышенное признание, которое в чем-то является совершенно иным, чем стать знаменитым профессором».
Действительно, настоящим педагогом можно назвать лишь того, кто сможет помочь ребенку организовать себя как субъекта (активного начала) учебной деятельности. И в таком случае контроль и оценка могут быть рассмотрены как своего рода ориентиры для осознания ребенком своих достижений.
4. Контроль учебной деятельности. Для установления правильности учебных действий учителем осуществляется их контроль.
Контроль учебной деятельности – структурный компонент учебной деятельности, характеризующийся сличением имеющегося результата с поставленной учебной задачей.
Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку он позволяет управлять ее ходом, своевременно вносить коррективы, определять эффективность форм и методов организации учебной деятельности. При этом важно, чтобы постепенно субъектом контроля все в большей мере выступал сам ученик. Когда речь идет о самоконтроле учебной деятельности, можно говорить что она характеризуется более высоким уровнем развития.
5. Оценка учебной деятельности призвана подвести итог какому-то этапу учебной деятельности.
Оценка учебной деятельности – подведение итогов учебного действий (действий) ученика на основе соотнесения его результата с поставленной целью.
О роли оценивания учебной деятельности, в свое время заявил Д. Б. Эльконин: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций».
Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка влияет на многие сферы личности школьника. Надо помнить, что оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый учителем с использованием различных способов. Отметка же является формальным результатом этого процесса, выраженном в баллах.
В качестве вывода хотелось бы отметить, что контроль и оценка должны не подавлять и «тормозить» учебную деятельность ребенка, а наоборот, ее стимулировать и активизировать. А это возможно при гуманной позиции педагога, при желании содействовать становлению личности ребенка.
5. Психологическое содержание, место и функции оценки
В структуре обучения
Оценка является важной частью процесса обучения. В психолого-педагогической литературе общепризнано, что проверка знаний и умений и их оценка являются необходимой и важной частью процесса обучения. Ориентируя учащегося о состоянии его знаний и умений, оценка способствует осознанию им достигнутого уровня в соответствии с требуемым и оказывает стимулирующее влияние на его умственную работу.
Многие психологи подчеркивали важную роль оценки в учебной деятельности школьников. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что педагогическая оценка является «фактом непосредственного руководства» учащимся и что знание учащимися своих возможностей и результатов учения – есть обязательное условие их дальнейшего психологического развития. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности». Одним из важнейших компонентов учебной деятельности учащегося считал оценку и Л. С. Выготский. Он писал: «всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих». Как «объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике» определяет оценку знаний Л. И. Божович.
Оценивание учебной деятельности предполагает оперирование такими понятиями, как «оценка» и «отметка». Нередко данные понятия отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических аспектов оценочной деятельности педагогов.
Оценка–оценочные суждения, осуществляемые педагогам с целью констатации уровня обученности учащихся и стимулирования их активности.
Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, используемых для стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.
В отличие от оценки, отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
Отметка – результат процесса оценивания, часто выражаемый в баллах.
Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием. В американской педагогической психологии различают количественную и качественную оценку. Количественная оценка подразумевает наличие измерительного инструмента (шкалы, теста) для измерения определенного показателя. Количественная оценка более точная и более объективная процедура; качественная оценка – это менее точная и более субъективная процедура, заключающаяся в суждении о способностях ученика, его мотивации, упорстве и т. д. Термин оценивание используется для обобщения всех процедур оценки и измерения успеваемости ученика и включает как количественную, так и качественную оценку.
Успеваемость – характеристика овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы.
Показателями успеваемости учащихся (текущей, за текущую тему, по четвертям, по полугодиям, итоговой – по предмету в целом или за весь курс обучения) являются оценки (отметки) по десятибалльной системе, определяемые на основе критериев. Таким образом, успеваемость выступает результатом процесса оценивания учебной деятельности учащихся и полностью от него зависит.
В психолого-педагогических работах выделяются различные функции оценивания. Б. Г. Ананьев выделял ориентирующуюистимулирующую функции. Первая функция указывает, что педагогическая оценка выступает индикатором определенных результатов и уровня достижений, которых добился учащийся в учебной деятельности и отражает успеваемость учащегося. Стимулирующая функция связана с побудительным воздействиемна эмоциональную сферу личности учащегося, изменения в которой вызывают существенные сдвиги в самооценке человека, в уровне его притязаний, в области мотивации, поведения, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками учебного процесса. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического развития, происходят качественные преобразования в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности учащегося.
Известный педагог Ш. А. Амонашвили считает, что оценка выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую, контролирующую, мотивационную, обратной связи. Иного мнения придерживается Е. B. Акопов, который рассматривает три функции педагогической оценки с их основными сферами приложения: ориентирующая – в познавательной сфере, стимулирующая – в эмоционально-волевой сфере, организующая – в деятельности и поведении.
К специфическим функциям отметки разные авторы относят: юридическую функцию (аттестат с отметками имеет значение при поступлении в высшие учебные заведения) (Н. А. Курдюкова); контролирующую, констатирующую, уведомляющую, карательную, регулирующую функции (Г. Ю. Ксензова); мотивационную функцию (А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др.). Многие отмечают как положительные, так и отрицательные стороны влияния отметки на мотивацию учебной деятельности.
Таким образом, разнообразие оценочных воздействий, используемых педагогом, создает насыщенный эмоциональный, мотивационный и социально-психологический контекст, которым определяется общая психологическая ситуация всего образовательного процесса. Поэтому очень важно, чтобы оценочная деятельность педагога протекала и осуществлялась им в интересах психического развития человека, чтобы педагогическая оценка, результатом которой является успеваемость учащегося, была адекватной, справедливой и объективной.