Предмет, задачи, системы явлений, которые изучает психология
Предметомизучения науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно исторической личности в особенности.
Основной задачей– психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной деятельности.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
1. Изучать качественные особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое значение, но и практическое значение.
2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики, объективными условиями жизни и деятельности людей.
3. Исследовать физиологические механизмы, лежащих в основе психических явлений.
4. Содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей.
Системы явлений, которые изучает психология
Явления, изучаемые психологией условно делятся на:
– процессы;
– свойства;
– состояния.
Так, с помощью познавательных процессов (ощущений, восприятий, памяти, внимания, воображения и речи) человек познает мир, строит субъективный образ этого мира, разрабатывает стратегию поведения в нем.
Психические свойства и состояния -потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства, эмоции, склонности и способности, знание и сознание, регулируют общение человека с другими людьми, непосредственно управляют поступками и действиями.
Психические процессы, свойства, состояния и действия личности при их научном изучении аналитически разделяются, хотя в действительности они работают как слаженная единая система.
Изучая психическую деятельность человека, психология изучает данные естественных наук о биологической организации и функционировании организма, а также данные общественных наук о законах общественного развития.
В первом случае изучаются генотипические особенности психики, поведения, с которыми человек рождается и, которые определяются наследственностью, зависят от анатомии и физиологии.
Во втором случае исследуется зависимость психики, поведения человека от его места в обществе, социальной роли, которую он выполняет, вида деятельности, в которой он участвует от его отношений с другими людьми.
Человек не только познает мир, он живет и действует в нем, совершая определенные ошибки. Чтобы понять поведение человека обращаются к понятию «личность».
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики и др. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна.
Понятие «личности» начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. В последствии этот термин стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. И, наконец, множилось научное понятие о личности.
Личность
Личность – сознательный индивид, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность возникает в результате культурного и социального развития.
Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно совершенствовать себя, владеть приемами и средствами, с помощью которых можно овладеть собственным поведением.
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», « человек».
Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознании, высшими психическими функциями (мышление, память и т.д.) способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочее) не передаются людям по наследству, а формируются у них в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что, если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.
Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человека.
Развитие человека невозможно без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.
Но с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку, невозможно даже под влиянием общества, восприятия, образования, достичь высших человеческих качеств.
Поскольку, сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используется понятие «индивид», - как биологический организм, носитель общих генетических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).
В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы, по существу, утверждаем, что он потенциально человек.
Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.
Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека с окружающей действительностью. «Личность» формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, а также общественно исторического опыта человечества.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.
Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих, индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.
Индивидуальность проявляется в различиях характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах, познавательных процессах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Взаимоотношение между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой:
«Индивидом – рождаются,
личностью – становятся,
индивидуальность – отстаивают».