Основные направления психологического консультирования педагогов
Первое направление - консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия.
Под психологической адекватностью понимается соответствие программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению школьников определенного возраста, уровню развития и реальным возможностям конкретных учащихся.
Обсуждению могут подлежать как содержательные, так и методические аспекты педагогических программ. Однако в рамках данного направления особенно важно установить границы профессиональной компетенции психолога-консультанта.
Психолог, несомненно, может оценить, насколько полно та или иная программа учитывает различные психологические особенности детей и в какой степени методические приемы, предлагаемые учителем, соответствуют представлениям о технике эффективного коммуникативного воздействия. Но такая работа может быть выполнена психологом грамотно только после того, как учителем сформулированы педагогические требования к исходным знаниям и умениям школьников и педагогические критерии успешности обучения по данной программе, подробно описана методика обучения или воспитательного взаимодействия. То есть учитель должен сформулировать все важнейшие педагогические принципы построения своей программы.
Второе, направление - консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп.
Актуальным является вопрос о конкретных формах и видах такого консультирования и об адекватном распределении задач и обязанностей между его участниками.
Консультация может иметь своим началом два источника: либо его инициатором выступает сам педагог, по его запросу психолог осуществляет ту или иную подготовительную работу; либо инициатором выступает психолог, предлагая учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.
Обе ситуации могут быть рассмотрены как равноценные в том случае, если в школе уже сложилась практика равноправного сотрудничества психолога и педагога, оба участника осознают свои профессиональные возможности и свою ответственность. В противном случае, вторая ситуация является мало перспективной, так как ставит психолога либо перед необходимостью административного давления на педагога, либо делает его просителем.
Третье направление консультирования - социально-посредническая работа школьного психолога в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель - учитель, учитель - ученик, учитель - родители и др.
В настоящее время из всех специалистов, работающих в школе, психолог лучше всех подготовлен к оказанию конфликтологической помощи любым участникам школьного взаимодействия.
Позиция профессионального посредника в конфликтной ситуации, несомненно, отличается от позиции психолога - консультанта, психотерапевта.
В рамках посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем - совместно. Организуя разговор оппонентов “через себя”, психолог помогает снять эмоциональное напряжение, перевести обмен репликами в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Всю ответственность за принятые решения и их исполнение несут сами стороны конфликта.
Консультирование школьников.
Консультирование рассматривается и как многофункциональный вид индивидуальной работы психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи:
· оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии
· обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития
· оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания
Сбор предварительной социально-психологической информации о клиенте
В школе имеются определенные условия для организации сбора социально-психологической информации о клиенте, с которым запланирована консультация. С этой целью рекомендуется использовать методику обобщения независимых характеристик.
Принимая заказ на консультацию, школьный психолог выслушивает причину, по которой клиент (учитель, родитель или учащийся) к нему обращается. Форма выражения проблемы или причины может быть самой различной.
В каждом конкретном случае, в каждой школе, в каждом регионе имеются свои специфические особенности во взаимоотношениях учителей, родителей и детей. Планируя консультацию, психолог назначает день, время, а также записывает причину, по которой клиент к нему обратился. До начала консультации психолог заносит информацию в три первые графы Дневника консультативной работы
Дата и время консультации | Клиент (кто обратился) | Называемая причина | Скрытая причина | Характеристика ситуации | Рекомендации |