Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя.

4.4. Отношение к себе

Позитивная “Я-концепция”, устойчивая адекватная самооценка.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к учащимся 8 классов

Усложняются требования к познавательной де­ятельности, особенно - в плане умственных действий и разви­тия мышления: выделение существенных признаков изучаемых научных понятий, способность к рассмотрению изучаемого пред­мета с различных сторон, способность к смене стратегии, гипо­тезы в процессе решения учебной проблемы.

Значительно рас­ширяется сфера предполагаемых поведенческих реакций: фик­сируется способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым.

Более развернутыми ста­новятся требования к сознательному регулированию поведения и общения: способность длительно подчинять поведение намеченной цели, умение предавать выражению эмоций пред­намеренный характер.

Качественно новые пункты появляются в мотивационном блоке. Связаны они, прежде всего, с требованиями к процес­сам целеполагания: умение ставить конкретные цели самооб­разования, интерес к самостоятельным формам учебной дея­тельности, интерес к использованию результатов учебной дея­тельности в общественно полезной деятельности.

Эмоциональное состояние школьника начинает определять­ся значительно большим количеством различных факторов, точнее, на него начинают оказывать влияние более широкий класс социальных отношений (например, большое влияние оказывает референтная группа сверстников и соотношение ее норм с нормами семьи, школы и возможностями самого подростка).

Чрезвычайно важную роль начинают играть показатели чет­вертого блока - системы отношений, так как восприятие школь­ником самого себя и окружающего мира и эмоциональная оцен­ка воспринимаемого становятся принципиально важными с точки зрения его эффективного обучения и психологического разви­тия: это и субъективная включенность в отношения со сверстни­ками, и восприятие своих отношений со взрослыми как близких, но автономных, и ощущение субъективной адекватности своего поведения и эмоциональных реакций.

Важно также и отноше­ние подростка к учебе, которая теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива.

Система психолого-педагогических требова­ний к содержанию статуса ученика 8 класса.

Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

1. Избирательная познаватель­ная активность в соответствии с учебными интересами.

2. Способность к преднамерен­ному запоминанию, сосредоточе­нию и поддержанию внимания.

3. Способность к распределению внимания между несколькими видами учебной деятельности.

4. Самостоятельное планирова­ние различных видов учебной и внеучебной деятельности.

5. Способность к организации условий для самостоятельного получения знаний, выходящих за пределы школьной программы.

1.2. Развитие мышления

Сформированность понятийного мышления: использование в обу­чении формальных логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, клас­сификация, сравнение).

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

1. Выделение существенных и несущественных признаков изуча­емых понятий.

2. Оперирование всей системой данных учебной задачи.

3. Ориентация на всю систему требований учебной задачи.

4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон.

5. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.

1.4. Развитие речи

1. Богатый опыт речевого общения.

2. Использование речи как инст­румента мышления (владение сложноподчиненными конструкци­ями в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказа­тельств).

3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5. Развитие тонкой моторики

1. Понятность письма.

2. Аккуратность оформления письменных работ.

3. Способность к различным ви­дам ручного труда.

1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности

1. Сохранение учебной активнос­ти в течение всего урока.

2. Адаптация к учебной нагрузке.

3. Способность работать в еди­ном темпе со всем классом.

4. Предпочтение высокого тем­па работы.

Наши рекомендации