Лекция 7. Психодиагностическая работа педагога-психолога.
Психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС – создание психолого-педагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников.
Психодиагностика в образовательном учреждении призвана решать конкретные проблемы, выявлять причины определенного психологического явления.
Специфика психодиагностики в образовании:
l целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, а не отдельное измерение психических функций или выявление личностных характеристик.
l тесная связь с педагогической проблематикой - ее результатом должен быть выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, создание оптимальных психологических условий для развития детей.
l главная задача – разработка рекомендаций по развитию способностей ребенка, преодолению школьных трудностей, нарушений в развитии и т.д.
l единство диагностики и коррекции.
Основные задачи:
- Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом, уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.
- Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы.
- Исследование характера психического развития, его темпов.
- Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития. ( по Овчаровой Р.В.)
Содержание психодиагностической работы.
Во взаимодействии с детьми в рамках модели сопровождения предусмотрены два вида диагностической работы: диагностические минимумы и углубленное обследование детей по результатам диагностических минимумов (дети группы риска).
В целом система диагностических минимумов представлена в следующем виде:
- Обследование дошкольников на этапе приема в школу. Цель- определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе.
- Обследование первоклассников на этапе адаптации. Цель – изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
- Обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы. Цель – выявление степени социально-психологической готовности к обучению в среднем звене.
- Обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене. Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения.
- Обследование подростков в период острого подросткового кризиса. Цель – получение достоверной информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте.
- Обследование старшеклассников. Цель определяется установками пед.коллектива и администрации ОУ, школьной ситуацией: адаптация школьников в старшем звене, готовность к смене социально-личностной позиции, профвыбор и т.п.
Основные способы получения информации на этапе диагностического минимума являются:
- Экспертные опросы педагогов и родителей.
- Стурктурированное наблюдение школьников в процессе обследования.
- Психологическое обследование самих детей ( скрининговые методы, т.е. эеспресс-диагностика)
- Анализ педагогической документации (классный журнал, тетеради, продукты деятельности) и материалов предыдущих обследований.
Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать школьников в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители.
Опрос педагогов рассматривается нами как основной способ получения информации от экспертов. Он позволяет, во-первых, выявить соответствие большинства важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; во-вторых, уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у школьников с нарушениями поведения и обучения.
Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии.
Структурированное наблюдение школьников в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, психического состояния и познавательной деятельности школьника, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом.
Психологическое обследование школьников направлено на получение информации прежде всего о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.
Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспективный анализ данных предыдущих диагностических срезов.
Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.
Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной деятельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).
Повторное обращение к, сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.
Углубленное диагностическое обследование может приобретать различные формы:
· Дифференциация нормы и патологии
· Изучение особенностей познавательной деятельности школьников в рамках возрастной нормы
· Изучение психологических особенностей личности школьников.
Схема диагностического исследования. Основные этапы работы.
1. Изучение практического запроса.
2. Формулировка психологической проблемы.
3. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений.
4. Выбор метода исследования.
5. Использование метода.
6. Формулировка психологического диагноза.
7. Разработка рекомендаций, программы коррекционной или развивающей работы с детьми.