Лекция 7. Психодиагностическая работа педагога-психолога.

Психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС – создание психолого-педагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников.

Психодиагностика в образовательном учреждении призвана решать конкретные проблемы, выявлять причины определенного психологического явления.

Специфика психодиагностики в образовании:

l целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, а не отдельное измерение психических функций или выявление личностных характеристик.

l тесная связь с педагогической проблематикой - ее результатом должен быть выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, создание оптимальных психологических условий для развития детей.

l главная задача – разработка рекомендаций по развитию способностей ребенка, преодолению школьных трудностей, нарушений в развитии и т.д.

l единство диагностики и коррекции.

Основные задачи:

  1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом, уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.
  2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы.
  3. Исследование характера психического развития, его темпов.
  4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития. ( по Овчаровой Р.В.)

Содержание психодиагностической работы.

Во взаимодействии с детьми в рамках модели сопровождения предусмотрены два вида диагностической работы: диагностические минимумы и углубленное обследование детей по результатам диагностических минимумов (дети группы риска).

В целом система диагностических минимумов представлена в следующем виде:

  1. Обследование дошкольников на этапе приема в школу. Цель- определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе.
  2. Обследование первоклассников на этапе адаптации. Цель – изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
  3. Обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы. Цель – выявление степени социально-психологической готовности к обучению в среднем звене.
  4. Обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене. Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения.
  5. Обследование подростков в период острого подросткового кризиса. Цель – получение достоверной информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте.
  6. Обследование старшеклассников. Цель определяется установками пед.коллектива и администрации ОУ, школьной ситуацией: адаптация школьников в старшем звене, готовность к смене социально-личностной позиции, профвыбор и т.п.

Основные способы получения информации на этапе диагностического минимума являются:



  1. Экспертные опросы педагогов и родителей.
  2. Стурктурированное наблюдение школьников в процессе обследования.
  3. Психологическое обследование самих детей ( скрининговые методы, т.е. эеспресс-диагностика)
  4. Анализ педагогической документации (классный журнал, тетеради, продукты деятельности) и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информа­цию об особенностях обучения, поведения и общения школь­ника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать школьников в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители.

Опрос педагогов рассматривается нами как основной спо­соб получения информации от экспертов. Он позволяет, во-первых, выявить соответствие большинства важнейших ха­рактеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; во-вторых, уточнить содержание и природу труд­ностей, возникающих у школьников с нарушениями поведе­ния и обучения.

Опрос родителей является вспомогательным методом по­лучения информации об отношении ребенка к школе, некото­рых аспектах его учебной деятельности и актуальном психоло­гическом состоянии.

Структурированное наблюдение школьни­ков в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, пси­хического состояния и познавательной деятельности школьни­ка, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом.

Психологическое обследование школьников направлено на получение информации прежде всего о тех осо­бенностях психолого-педагогического статуса школьника, ко­торые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, осо­бенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное са­мочувствие.

Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспек­тивный анализ данных предыдущих диагностических сре­зов.

Классный журнал служит источником информации об объ­ективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или раз­бросу оценок), сравнить успешность обучения по разным пред­метам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной дея­тельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный про­смотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и харак­терологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

Повторное обращение к, сведениям, полученным на пред­ыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

Углубленное диагностическое обследование может приобретать различные формы:

· Дифференциация нормы и патологии

· Изучение особенностей познавательной деятельности школьников в рамках возрастной нормы

· Изучение психологических особенностей личности школьников.

Схема диагностического исследования. Основные этапы работы.

1. Изучение практического запроса.

2. Формулировка психологической проблемы.

3. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений.

4. Выбор метода исследования.

5. Использование метода.

6. Формулировка психологического диагноза.

7. Разработка рекомендаций, программы коррекционной или развивающей работы с детьми.

Наши рекомендации