ИГРА «ПОКАЖИ НОС» (Васильева Е. А.)
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.
Содержание. Все играющие стоят напротив воспитателя, который говорит им:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми) и одновременно показывает на себе какую-либо часть лица, тела:
«Уши-уши» — все показывают уши.
«Глазки-глазки» — все показывают глазки.
«Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.
Рекомендации. Когда дети привыкнут к этой инструкции, взрослый может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.
ИГРА «САМОЛЕТЫ» [Модификация игры: Лайзане С. Я., 1978]
Возраст. С 2,5 лет.
Цель. Развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.
Содержание. Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Взрослый стоит перед ними и показывает, как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит: «Р-р-р...» Дети повторяют движение и звук, указанные воспитателем.
Взрослый дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.
Как только взрослый дает сигнал: «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).
ИГРА «ЧЕРЕПАХА» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]
Возраст. С 1,5 лет.
Цель. Знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.
Содержание. Дети стоят в кругу. Взрослый называет животное, дети отвечают характерным для этого животного звуком.
Например:
Собака: «Гав-гав...»
Кошка: «Мяу-мяу...»
Корова: «Му-му...»
Но как только взрослый говорит: «Черепаха», — все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).
Рекомендация. До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, взрослый многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.
Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой целью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.
ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО» [Филиппова А. Д., 2001]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие воображения, ориентации в пространстве, умения повторять движение взрослого.
Содержание. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Взрослый (водящий) говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной.
Взрослый подходит к одному из детей и делает какое-нибудь движение. Ребенок должен повторить движение.
Рекомендация. Эта игра похожа на предыдущую, но она рассчитана на детей, с которыми уже проведена подготовительная работа. Кроме того, стихотворный текст делает игру более привлекательной для детей.
ИГРА «ЖИВАЯ КАРТИНКА» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]
Возраст. С 3 лет.
Цель. Развитие восприятия, воображения, мышления, умения выделить главное в предмете.
Содержание. Играют 5 — 6 детей. Каждому из них дают картинку с изображением зайчика, мишки, котика и т. д.
Каждый ребенок, посмотрев на свою картинку, «оживляет» ее, показывая какое-то движение или позу. Остальные дети отгадывают, что это такое.
Рекомендация. На первых этапах взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребенком или показывает движения сам, а дети только отгадывают, что изображено воспитателем.
ИГРА «САМОЛЕТ ЛЕТИТ ПО НЕБУ» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.
Содержание. Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:
Самолет летит по небу,
В самолете я лечу.
(Дети изображают руками крылья самолета, гудят.)
Взрослый говорит:
На машине я поеду,
Если только захочу.
(Дети изображают, как они едут в машине, держатся за руль, рычат, подражая звуку мотора. Взрослый выполняет движения вместе с детьми.)
Рекомендация. С более старшими детьми или когда дети уже привыкнут к игре, взрослый может усложнить условия и сознательно «путать» слова и движения. Например, он говорит: «В самолете я лечу», а сам показывает, как едет в машине. Дети стараются не ошибиться.
ИГРА «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ» [Мельникова А. А., 2006]
Возраст. С 2,5 лет.
Цель. Развитие моторики, внимания, снятие физического и эмоционального напряжения.
Содержание. Взрослый рассказывает стихотворение, показывая различные движения, которые сопровождают слова. Дети повторяют показанные движения, по возможности стараясь повторять и слова.
У оленя
дом
большой,
Он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит,
В дом к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой».
Зайка-зайка, забегай,
Лапку мне давай!
Скрестить руки над головой и шевелить расправленными пальцами.
Соединить кончики пальцев рук над головой, изображая крышу.
Развести руки в стороны.
Поворачивать головой в разные стороны, одна рука от локтя горизонтально под подбородком, другая параллельно ей над головой.
Имитировать движения рук и ног при беге.
Кулаком одной руки стучать по ладони другой.
Большим пальцем показывать за спину.
«Манить» к себе двумя руками.
Хлопок одной ладонью по другой.
Рекомендации. Играя с детьми, желательно разучивать слова постепенно, показывая детям движения на каждую строку отдельно и объясняя их значение. Постарайтесь, чтобы дети обратили внимание на те эмоции, которые испытывают олень, зайка, охотник. При повторном выполнении заданий игры вы уже не будете так подробно останавливаться на каждой строчке.
ИГРА «МЫ ОХОТИМСЯ НА ЛЬВА» [Мельникова А. А., 2006]
Возраст. С 2,5 лет.
Цель. Развитие внимания, умения выполнять движения по подражанию, умело сочетать движение со словом.
Содержание.
Мы охотимся на льва
Не боимся мы его!
У нас огромное ружье и каленый меч.
Что это? Гора! Бум-бум!
Нам ее не обойти,
Нам под ней не проползти,
Нам над ней не пролететь,
Придется идти напрямик.
Ребро ладони правой руки плотно прижато ко лбу, образуя козырек.
Делаем вид, что высматриваем кого-то.
Имитируем стрельбу из ружья.
Ладони рук соединены и вытянуты вперед. Выполняем секущие движения вверх-вниз по диагонали.
Руки подняты верх, пальчики соприкасаются над головой, образуя «домик».
Волнообразное движение сложенными вместе ладошками.
Изгибаем руки снизу вверх.
Изгибаем руки снизу вверх.
Далее начинаем стихотворение сначала и повторяем его несколько раз, меняя одну строчку: «Что это? Болото (пустыня, море и т. д.)». Общее правило: называя очередную деталь ландшафта, сопровождаем это слово звукоподражанием и жестом. Например: «Что это? Пустыня! Шур-шур!» и потираем ладошку о ладошку, будто шуршит сухой песок.
Болото — «Чав-чав», сжимаем и разжимаем кулаки, будто что-то месим.
В конце игры говорим: «Что это! Большое... Клыкастое... Ушастое...
Лев! А-а-а! Побежали!»
Рекомендации. С более старшими детьми выполняем движения без слов стихотворения, в обратном порядке, движения и звукоподражания, обозначающие болото, гору, пустыню.
ИГРА «КУПИМ МЫ БАБУШКЕ»
[Мельникова А. А., 2006]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие внимания, памяти, умения выполнять действия, сочетая его со словом по подражанию.
Содержание. Дети идут по кругу, выполняют действия, имитируя те или иные движения.
Купим мы, бабушка, тебе курочку.
Купим мы, бабушка, тебе курочку.
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе уточку.
Купим мы, бабушка, тебе уточку.
Уточка — тю-тю, тю-тю,
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе собачонку,
Купим мы, бабушка, тебе собачонку.
Собачонка — ау-ау.
Пальчиками правой кисти сложенными в щепоть выполняются постукивающие движения по левой ладони.
Волнообразные движения сложенной в клюв кистью руки.
Повтор движений.
Пальчики напряжены и плотно прижаты друг к другу.
Руки подняты вверх на уровне макушки.
Далее повторяются все стихотворные строчки: «Купим мы, бабушка, тебе...» при каждом повторе меняется название подарка бабушке: «...индюшонка, коровенка, поросенка, кисулю», и затем перечисляются со звукоподражаниями все животные, которых успели купить бабушке. Последний куплет:
Купим мы, бабушка, тебе собачонку,
Купим мы, бабушка, тебе собачонку.
Собачонка — ау-ау,
А кисуля — мяу-мяу,
Поросенок — хрюки-хрюки,
Коровенок — муки-муки,
Индюшонок — фалды-фалды,
Уточка — тю-тю, тю-тю,
Курочка по зернышку — кудах-тах-тах.
Ручки у висков пальчики вместе.
Кулачком крутим вокруг носа.
Кисти сжаты в кулачки, указательные пальчики подняты вверх, руки над головой.
Кулачки на груди, движение локтями вперед-назад.
ИГРА «ГУСИ ЛЕТЯТ» [Всеволодский-Гернгросс В. Н. и др., 1933]
Возраст. С 3 лет.
Цель. Развитие слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослым, с детьми, создание хорошего настроения.
Содержание. Дети, сидя за столом, ставят на него указательные пальцы. Ведущий говорит:
— Гуси летят! — и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.
— Летят! — отвечают дети и тоже поднимают руки.
— Утки летят!
— Летят!
— Мухи летят!
— Летят!
— Воробьи летят!
— Летят!
— Щуки летят!
Увлекшись, дети часто отвечают:
— Летят!
И поднимают вверх руки.
Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит:
— Не летят! Не летят!
ИГРА «В КРУГИ» [Всеволодский-Гернгросс В. Н. и др., 1933]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие слухового внимания, восприятия, сообразительности.
Содержание. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг стоящего в середине с закрытыми глазами водящего. При этом поют:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись,
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись.
Затем все останавливаются, а водящий ощупывает головы играющих и пытается угадать, кто перед ним стоит. Если верно называет его по имени, идет в круг.
ИГРА «ТАНЕЦ» [Субботина Л. Ю., 2001]
Возраст. С 3 лет.
Цель. Развитие воображения, эмоционального мира ребенка.
Содержание. Взрослый предлагает детям потанцевать: они должны выразить в танце какой-нибудь образ. Более старшие дети могут придумать для себя образ сами. Маленьких ребят можно попросить: «Потанцуй, как мишка (зайчик, цветочек, лошадка, конфетка и т. д.)».
Главное правило — идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному. Если с ребенком играют систематически, через какое-то время (для каждого ребенка — разное) можно предложить ему для танца чувства: «Станцуй радостного мальчика (девочку), капризного зайчика, злого медведя и т. д.»
Музыку для танца можно использовать любую: вальсовую, джазовую, народную.
ИГРА «МИШКА» [Ларечина Е. В., 2004]
Возраст. С 1,5 лет.
Цель. Развитие речи, памяти, способности подражать движениям взрослого, координации движений.
Содержание. Игра выполняется сидя на полу (или на кровати). Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет за ним (когда ребенок запомнит последовательность движений и слова, взрослый и ребенок вместе рассказывают стихотворение и показывают движения).
Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою — топ.
Больше я не буду
Шишки собирать.
Сяду я в машину
И поеду спать.
Похлопывание ладонями правой и левой руки по ногам.
Правая рука зажимается в кулак и прикасается ко лбу.
Ладони хлопают по ногам, или ножки топают по полу.
Ребенок «грозит» указательным пальчиком.
ИГРА «ЖМУРКИ» [Русаков А., 2006]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие умения ориентироваться по звуку, действовать по сигналу взрослого.
Содержание. Дети ходят по помещению. Взрослый сам закрывает или завязывает глаза и, двигаясь по залу, делает вид, что старается поймать детей. Дети быстро убегают.
ИГРА «МАЛЕНЬКИЕ ЗАТЕЙНИКИ» [Русаков А., 2006]
Возраст. С 3 лет.
Цель. Развитие внимания, умения выполнять подражательные движения, развитие слухового внимания.
Содержание. Дети стоят в кругу. Один — затейник — в середине. Дети ходят по кругу со словами:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Делаем вот так.
На слова «стой на месте» все играющие останавливаются, а затейник делает какое-либо движение (хлопает в ладоши, топает ногой, прыгает, приседает и т. д.). Все повторяют его движение.
Затем ребенок выбирает вместо себя другого, который встает в середину круга. Игра начинается снова.
Рекомендации. Сначала затейником должен быть взрослый, затем - наиболее инициативные дети, постепенно подключаются остальные. Если играют маленькие дети, они, стоя в середине круга, повторяют движения взрослого. Желательно чередовать быстрые движения с более спокойными.