Покажи, что чувствуешь

Содержание. Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представь­те, что вы на пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почув­ствовать песок под ступнями своих ног».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам; нужно перейти горный ручей с холодной водой. Пока­жите, как вы это делаете».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты...

Идете по болоту...

Наслаждаетесь нежным весенним ветерком...

Укрываетесь от снежной вьюги...

Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром...

Протискиваетесь в переполненном автобусе к выходу...»

Необходимо напоминать, что работа проводится каж­дым индивидуально, хотя и в присутствии группы. При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения, разных частей тела.

Изобрази цвет

Содержание.Один из детей - водящий - выходит из комнаты.

Остальные участники задумывают цвет и при появ­лении водящего изображают его с помощью движений.

Ведущий пытается угадать задуманный цвет.

Затем водящий меняется, игра продолжается.

Изобрази движения без предмета

Содержание.Дети образуют большой круг. Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения: подбрасывают и ловят мяч; причесывают волосы; умывают и вытирают полотенцем лицо; нюхают апельсин, розу, лук; разрезают лимон и пробуют одну из его долек; вдевают нитку в иголку; пришивают пуговицу; застегивают пуговицы; перелистывают страницы книги; насыпают в стакан с чаем несколько ложек сахара, размешивают и пробуют чай и т.п.

Пантомимические сценки

Содержание.Психолог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики.

Примеры ситуаций:

Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на од­ном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.

Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет за­плакать, но сдерживается, вспомнив о том, что сле­дует быть мужественным. Мальчик пытается улыб­нуться. Ему это удается, хотя и с трудом.

Ребенок убирает со стола посуду. Аккуратно ставит несколько тарелок одна в другую. Поднимает и не­сет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка неожи­данно падает на пол. Что делает мальчик?

Мама купает малыша. Малыш сидит в ванной. Ког­да мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил все (шампуни, пузырьки...) с поло­чек в воду. Что делает мама? Что делает малыш?

Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится с ними.

Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными.

Заинька

Заинька

(драматизация потешки)

Этапы:

1. Разучивание текста потешки «Заинька».

Хор:

«Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка,

По кустам, ай-ай-ай, вечерком крадешься?»

Заинька:

«В огород я, ребятки, в огород, голубятки,

Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста».

Хор:

«Не ходи, серый Зайка, не ходи, побегайка,

Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту».

Заинька:

«Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки.

Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю».

2. Изготовление атрибутов для драматизации потеш­ки (головных уборов, передника с изображением зайца).

3. Проведение хороводной игры «Заинька» (Заинь­ка, попляши, серенький, попляши... вот так попля­ши...).

4. Разыгрывание потешки психологом, педагогом, воспитателями перед детьми.

5. Разыгрывание потешки детьми.

Дикий танец

Оборудование.Воздушные шары.

Содержание.Психолог показывает детям воздуш­ный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлага­ет понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбра­сывает шарик.

Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачи­ваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Мож­но поэкспериментировать с несколькими шарами и по­наблюдать за ними (все они двигаются по-разному).

Психолог просит детей описать движение шара сло­вами, подсказывает детям яркие определения: стреми­тельный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п.

Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух.

Дети выполняют задание.

Необходимо напомнить детям-«шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.

Маленькие добрые привидения

Содержание. Психолог говорит: «Ребята! Сейчас вы будете играть роль маленьких добрых привидений. Им захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения... (психолог приподнимает согну­тые в локтях руки, пальцы растопырены) и произно­сить страшным голосом звук «У ». Если я буду тихо хло­пать, вы будете тихо произносить «У», если я буду гром­ко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы - добрые привидения и хотите только слегка пошу­тить» .

По окончании игры психолог хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Снова станьте детьми!»

Драка

Содержание.Дети разделяются на пары.

Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с дру­гом поссорились. Вот-вот начнется драка.

Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните че­люсти.

Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ног­ти в ладони.

Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

Ура! Неприятности позади! Пожмите друг другу руки».

Упражнение полезно проводить с тревожными и с аг­рессивными детьми.

Наши рекомендации