Основные направления в психотерапевтической работе с детьми и подростками: психоаналитическое, когнетивно-поведенческое, гештальт-терапия.
Психоаналитическое направление в психотерапии было и остается на сегодняшний день одним из наиболее признанных и распространенных направлений. Можно сказать, что именно психоанализ заложил основы современной психотерапии.
Главная заслуга Фрейда в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с несознаваемыми мотивами. Именно Фрейд впервые показал, что лечить душевные заболевания можно и необходимо только с помощью психологического воздействия, а не воздействия на мозг.
Он выделяет три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности, психическая энергия, побуждения и инстинкты.
В структуре личности по Фрейду также существуют три основных компонента: Оно /Ид/. Я /Это/, и Сверх-Я /Супер-Эго.
Причины многих неврозов по Фрейду кроются в вытесненных в область бессознательного воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Именно детским сексуальным переживаниям Фрейд придает особое значение.
В своем психосексуальном развитии человек проходит определенные стадии, которые Фрейд подробно рассматривает в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. "Застревание" на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.
Оральная стадия (0-1 год). В течение этого периода либидо ребенка связано прежде всего с процессом сосания, и сексуальные чувства направлены на мать. Если ребенку не хватает объема сосания, то он может сосать свой палец или пустышку. Агрессивные чувства проявляются в крике, кусании материнской груди, отказе от питания.
Рудименты орального периода сохраняются в форме пристрастия к курению, алкоголю, постоянному жеванию чего-либо.
Анальная стадия (1-3 года). В этот период либидо ребенка смещается на процессы дефекации. Он научается управлять своими сфинктерами и получает удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря. На этой стадии формируется Супер-Эго, ребенок приучается быть "хорошим мальчиком (девочкой)", он овладевает правилами туалета, у него появляется способность откладывать удовлетворение своих желаний и выдерживать напряжение.
Анальный характер, соответствующий данной стадии, проявляется в излишней бережливости, раздражительности и педантичности.
Фаллическая (3-6 лет), когда он начинает интересоваться своими половыми органами и постигает разницу между мальчиками и девочками. На этой стадии у мальчиков может быть Эдипов комплекс (ревность матери к отцу), а у девочек комплекс Электры (ревность отца к матери).
Латентная (6-12 лет) - когда внимание ребенка отвлекается от сексуальности и в это период все дети проходят интенсивное обучение. Запас энергии направляется на не сексуальные цели: учебу, спорт, дружбу. Родители занимают позицию старших товарищей.
Генитальная (12-18лет) — происходит прилив сексуальных и агрессивных пробуждений, появляется интерес к объектам противоположного пола. Происходит освобождение от авторитета родителей, развивается желание нести ответственность и создавать семью.
Цельюпсихоаналитической работы с детьми является восстановление нормального хода эмоционального развития.
Основным средством работы является игра и творчество.
Основателями детского психоанализа (А.Фрейд, М.Кляйн) были сформулированы условия успешной работы:
• адаптация психоаналитических техник относительно возраста ребенка;
• создание терапевтического союза с ребенком и его родителями;
• постоянный обмен сведениями, результатами между терапевтом и родителями.
Методы психоанализа с детьми:
1. Игротерапия
2. Сказкотерапия
3. Проективные методики
4. Анализ снов и фантазий ребенка
Хар-ка пациента-ребенка:
• иная психоаналитическая форма общения (больше невербалики);
• у ребенка неустойчивое состояние Эго (мало сформированы защитные ф-ии, их адекватность; спосибности к самоконтролю)
• постоянная потребность в действии
• зависимое от взрослого состояние
• терапевт должен создавать условия для нормального раз-ия ребенка
Учитывая эти особенности терапевт должен адекватно выстроить программу психотерапии для ребенка.
Дети и подростки, направляемые на психоанализ, имеют проблемы различной тяжести и различного содержания. Конкретная история развития будет различаться у каждого ребенка. Однако всех их объединяет тот факт, что внутренний эмоциональный ландшафт нарушен. Чтобы разобраться в существующих нарушениях, детский психоаналитик обращает внимание, в первую очередь, на следующие параметры развития ребенка.
1. Сердцевиной эмоционального развития ребенка являются взаимоотношения ребенка с окружающими людьми и его отношение к самому себе. Качество отношений с другими строится на основе сознательных, бессознательных сил и опыта, который ребенок получил в ходе своего развития. Следовательно, в большой степени эмоциональное развитие будет зависеть от жизненного опыта. Однако картина во многом оформляется и внутренними представлениями ребенка о взаимоотношениях и о себе.
2. Другим важным показателем эмоционального благополучия или неблагополучия является способность регулировать свои внутренние импульсы и чувства и справляться с ними. Эта способность формируется на основе постоянного присутствия взрослого, последовательного в своей заботе и настроенного на эмоциональные потребности ребенка.
3. В процессе развития ребенка формируется еще одна важная способность — способность выстраивать психологические защиты против боли, тревог и неприемлемых желаний. Эти психические механизмы являются частью нормального развития, и каждый человек их использует. Однако иногда интенсивность отдельных защитных механизмов может достигать такой выраженности, что у ребенка появятся определенные социальные ограничения. Например, ребенок может настолько глубоко погрузиться в мир фантазий, что окажется не в состоянии справляться с повседневной интенсивной учебной нагрузкой или поддерживать контакты со сверстниками.
4. Когда мы думаем о способностях ребенка адаптироваться к меняющимся требованиям и условиям реальности, мы не можем не учитывать развития Эго ребенка. Способности Эго — это целый спектр когнитивных способностей, помогающих ребенку ориентироваться в мире реальности, таких как способность обдумывать, размышлять, общаться с помощью речи. Кроме того, с помощью защитных механизмов Эго ребенок развивает способы регулировать свой внутренний мир. Дети с низким уровнем развития способностей Эго часто неуспешны в школе, хотя учителя признают их несомненный интеллектуальный потенциал. Например, учителям хорошо знаком тип классного клоуна, ребенка, который паясничает, особенно когда испытывает трудности в деятельности. Причины отставания в Эго-развитии могут быть различны, однако часто они связаны с ранним развитием ребенка, которое не обеспечило необходимых условий для полноценного развития Эго.