Первый вопрос. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека. (1:47)
Деятельность как психологический предмет. Можно рассматривать то, ради чего действует человек, то что касается побуждающей сферы. С другой стороны то, как осуществляет человек свою деятельность.
Понятие потребности. Будет рассматриваться концепция деятельности в полемике двух людей, очень разных даже по жизни А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. Особенности: 1. Потребность это необходимость организма в чем-то внешнем. Рожденный организм рассчитан на потребление. И тогда условно в ленинградской школе это нечто внешнее коротко называют благом, потребность во внешнем благе. При этом обычно всегда начинают с организмических нужд. Благо в широком смысле, и потребность в общении и в еде и состояние эмоциональной близости, и необходимость разрешить определенную проблему т. д. Леонтьев предпочитает сказать, что у потребности есть свой предмет, который Леонтьев выносит наружу, необходимость контакта с окружающей средой. Слишком узко говорить «предмет». Более широко благо есть предметное содержание потребности. Леонтьев высказывается, что потребность, есть нужда. И это положение вызывало отчасти справедливую критику. Нужда это конечно проявление потребности, актуальное. Но даже когда нужды в чем-то нет, потребность остается.
Объем потребности – есть количество благ, необходимое для её удовлетворения. Объем постоянный, который существует всегда и актуальный, который например можно переживать при дефиците благ. Вторая характеристика вводится Рубинштейном. Говорить о потребности как о нужде мог бы даже биолог, психолог начинает анализ тогда, когда потребности представлены психически. Потребности представлены в психике, прежде всего в виде эмоций. Эмоция – это психическое отражение актуального состояния потребности. Простейшие эмоции организма определяются по своему отношению к потребностям довольно легко. Животное голодно – возникает эмоция фрустрации, т.е. негативное эмоциональное состояние возникающее при невозможности достичь цель, удовлетворить потребность. Эмоции могут быть прямым представлением потребностей в психике.
П.В.Симонов предложил теорию эмоций. Чтобы возникла эмоция нужна неудовлетворенная потребность и информация чтобы её удовлетворить. Если информации для удовлетворения недостаточно возникает негативная эмоция, если в избытке – позитивная. Эмоции могут быть представлены в психике косвенно, особенно если речь идет о личности. Потому что потребности личности амбивалентны. Подлинные потребности могут заведомо отличаться от тех, которые проникают в сознание и в психику. Подлинные потребности могут быть опасны. Книга Стругацких «Пикник на обочине» или фильм «Сталкер». Есть такая ситуация: можно войти в заветную комнату (блестящий шар) куда можно войти и осуществятся самые заветные желания. Учитель сталкера более опытный когда-то зашёл в эту комнату и загадал желание вернуть к жизни своего брата. Но комната выполнила подлинное желание – этот сталкер разбогател.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний, стремлений.
Опредмечивание потребностей и понятие мотива. Например, ребёнок издает громкий звук – потребность есть, а в чём она пока не известно. Подросток меняет компании, хаотическая активность, он как бы ищет не направленно. Опредмечивание – ребенок питается молоком, подросток находит друга и т.д. Самый яркий пример – это гусята К.Лоренца (запечатление). Нужно пометить что было до и что стало после опредмечивания.
До опредмечивания | После опредмечивания |
1. Общая ненаправленная активность | 1. Активность приобретает направление = деятельность |
2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей | 2. Резкое сужение возможных благ |
3. Наличие фрустрации | 3. Аффективное закрепление предмета потребности |
Ю.Б.Гиппенрейтерцитирует письмо Татьяны к Онегину. В самом конце «вот он…» предмет потребности. Если ребенку вовремя не ввести в рацион соки и другое, то можно упустить момент и ребенок сможет питаться только молоком. Или с друзьями, потенциально любой может стать другом, но иногда уже становится поздно. Закрепление это бурный восторг.
Мы соединяем все три характеристики и даем понятие мотива. Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность. Леонтьев отказывался рассматривать субъективную эмоциональную сторону деятельности у животных, поэтому третью характеристику опускает и говорит, что мотив это предмет потребности и предмет деятельности.
В широком смысле в мотиве как определенном предметном содержании встречаются потребление и производство благ. Функции мотива. Первая функция связывает мотивы с потребностью и называется эта функция побуждающая. Она берется от активности связанной с потребностью. Когда у потребности возникает предмет, она передаёт свою функцию мотиву, и он побуждает. Иногда нам кажется, что чем сильнее нас толкают, тем дальше мы двигаемся. Но это не так. При слишком высоком побуждении может быть отрицательный результат, если задача сложная. Для легких, стандартных задач оптимально сильное побуждение. А для сложных - оптимально слабое побуждение. В игре «Поле Чудес» ведущий держит уровень мотивации своего игрока на таком уровне, чтобы она чуть-чуть зашкаливала и таким образом даже легкая задача может стать трудной.
Вторая функция связана с деятельностью. Смысл образуется мотивом. Функция смыслообразующая. Мотив наделяет смыслами выполняемые нами действия и даже условия деятельности. В.Франкл: «Когда человек понимает смысл своего бытия, он может выдержать любое страдание.» Побуждение роднит нас с животными. Вторая функция характерна главным образом людям, это разумные смыслы. Эксперимент конца 40-х г. Детская игра. Предлагалось как можно дольге стоять по стойке смирно. Ведущая деятельность старшего дошкольника это сюжетно-ролевая игра. Одни дети в крепости. А рядом стоит ребенок выполняющий роль часового. Он довольно долго стоит потому что таковы правила.
Строение потребностно-мотивационной сферы. Есть три ответа о том, как строится данная структура мотивов (ядро личности). Ответ 1: проблема выделения базовой мотивации. Мотив – это то, что приводит в движение. И тогда мотив либо внутри самого тела как в физике Аристотель, либо как Галилей сила возникает при взаимодействии тел. Первый ответ чисто аристотелевский, искать основу, базовую мотивацию. Это предлагает в психологии исследователь Вильям Мак-Дауголл. По нему мотив побуждение имеет внутренний источник, содержится в самом субъекте. Инстинкт – словечко их этологии. И поэтому для психолога так можно вызвать критику. Одно слово поэтому инстинкт а второе слово склонность[240]. Это как бы последнее звено в анализе поведения. Инстинкт или склонность имеет структуру, которая напоминает многие базовые состояния. В инстинкте есть три стороны: познавательная (избирательность восприятия[241]; голодное животное воспринимает неадекватно); эмоциональный импульс (например, внутри любознательности лежит эмоциональная реакция удивления); наконец, готовность к действию (наличие механизмов, средств для удовлетворения инстинкта). Базовая потребность не анализируется далее, она первична. А когда потребность вторична она будет производной. Скажем, К.Лоренц изучает только поведение.
Аналогичные теории из известных теорий – это классический бихевиоризм. Он не занимается мотивацией, но всё-таки представление о ней имеется и оно приблизительно как у Мак-Дауголла. Первичная мотивация называется драйвом[242], обеспечивающим научение. Сюда же классика психоанализа. Последней причиной объяснения поведения у Фрейда является либидозное[243]поведение, для Адлера – социальное чувство, для Юнга таким элементом бессознательного является архетип. Таков был первый ответ. Иногда в педагогических учебниках различают инстинкты как низшие а потребности как высшие. Но для психолога это бессмысленно, так как все потребности могут быть представлены на разных уровнях. Драйвы, либидозную энергию, социальное чувство нельзя считать чем-то низшим, это базовая мотивация, которой не даём оценок.
Ответ 2: выделение ситуативной мотивации. Приходит в голову сравнение с Галилеем. Если по Аристотелю тело падает, потому что его притягивает Земля то по Галилею потому что возникает взаимодействие тел. В связи с ситуативной мотивацией мы называем имя немецкого гештальтпсихолога, который вынужден был эмигрировать в Америку - Курт Левин. Он не отрицает базовую мотивацию, он рассматривает её. Он говорит так. Всё что нас окружает можно назвать мотивационным полем и в этом поле находятся люди и окружающие их предметы. Тогда на полюсе субъекта мы находим особую потребность, квазипотребность – это потребность в завершении объективно поставленного и субъективно принятого действия выраженное в намерении. Попал человек например в поле психологического эксперимента. Что-то человек решает, какая-то задача перед ним. А на полюсе окружающих испытуемого объектов во время решения имеют определенную валентность, можно заменить значимостью. Положительная и отрицательная валентность – это требовательный характер объекта.
Испытуемого приглашают в комнату для участия в экспериментах. Говорит: просим вас немножко подождать, эксперимент скоро начнется. Он сидит и не знает, что простейший опыт уже начался. Его окружают предметы. Колокольчик, в который непременно позвонит. Краски, попробует рисовать. Пирожок отщипнет. Предметы в мотивационном поле. Ситуативной мотивацией объясняется многое в нашей психическое жизни.
Феномен Зейгарник. Касается непроизвольного запоминания[244]. В течение получаса испытуемые выполняют 15-20 элементарных заданий (нарисовать, слепить, спички на плоскости). Экспериментатор выполнение некоторых задания прерывала на самом интересном месте. В общем, спустя полчаса испытуемый какие-то задания выполнил, а какие-то были прерваны. В конце испытуемого спрашивают какие были задания. И тут проявляется эффект Зейгарник – содержание прерванных действий непроизвольно запоминается лучше, чем тех, которые были выполнены. Действие осталось незавершенным, ситуативная мотивация (квазипотребность) неудовлетворенна. Официант прекрасно помнит счета до тех пор, пока клиенты не расплатятся.
Ответ 3: выделение мотивов по способу их удовлетворения. Связан с гуманистической психологией. Тут как минимум три имени – Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребности. Первый Олпорт считает наиболее распространенным (а многие помимо Олпорта считают его единственным) – это стремление к снятию напряжения, стремление к равновесию, пока квазипотребность не снята субъект продолжает действовать. Снятие Олпорт заменит словом редукция (напряжения). Базовые мотивы (физиологические нужды) удовлетворяются именно этим способом. А второй способ – это стремление к развитию, то есть к поддержанию напряжения. И тогда едва ли что-то поняли, если бы Маслоу не добавил бы что такая потребность которая удовлетворяется в стремлении к развитию – это потребность в самоактуализации (этот термин ввёл Курт Гольдштейн). Самоактуализацией Маслоу назовет потребность быть, потребность бытия, развития.
Маслоу становится известным по своей пирамиде. На ней обычно рисуют пять уровней, на самом деле их семь. Внизу физиологические нужды, а на самом вверху потребность в развитии. Так вот по мере прохождения всех уровней пирамиды по Маслоу произойдет личностный рост[245]. Все эти семь потребностей Маслоу считает фундаментальными. Правило такое: каждая новая потребность появится тогда, когда будет удовлетворена предыдущая. Прежде чем требовать от человека самоактуализации – накорми его. Первые два уровня пирамиды относятся к природным, физиологические продолжаются потребностью в безопасности. Голодное животное игнорирует потребность в безопасности. Третий и четвертый нередко объединяют вместе, они относятся к социальному слою, это потребность в принадлежности социальному целому принадлежности группе, своей семье, своему обществу. Четвертая – потребность в самоуважении. Общество оценивает мотивы, но не стоящие за ними потребности. Скажем человек вступает в брак неизвестно ради чего, просто скажем чтобы сбежать из своей семьи. Или скажем потребность в чрезмерном употреблении алкоголя. Негативно несомненно. Стоят двое выпивших и спрашивают друг друга как бы о четвертом уровне потребностей «Ты меня уважаешь?» (до указа я тебя уважал, а после указа я тобой горжусь). Пятый уровень - потребность в познании себя. Присуща и животным. Маслоу имеет ввиду чистое познание ради самого познания.
Тут подключается Роджерс. Есть потребность, особое эмоциональное состояние эмпатия[246]– могу понять себя, через переживания других, сопереживание мыслям и чувствам другого человека, познание самого себя имеет условием познание других людей. Роджерс вводит особую технику открытого общения. Чтобы перед человеком как бы было больше «зеркал» в других людях. Открытое, откровенное, но главное, что общение должно быть взаимно понятным. Роджерс был в нашей стране в 1986г. и на большой аудитории давал два терапевтических сеанса. Можно было наблюдать как общаются трое людей. Клиентка – дама в юнговской маске. Беседа[247] протекает так: в кружке 6-8 человек. Один что-то сказал, другой должен пересказать. А Роджерс буквально повторяет те же слова, которые произносит клиент. Проходит 5 минут, женщина в слезах и меняет проблему. Мощнейшая техника по пониманию себя через другого.
Возникает тогда потребность в гармонии или эстетическая потребность. Многие специалисты математики отбирали правильное решение по эстетическому принципу (например, Пуанкаре). Или музыкант может только взглянуть на ноты сказать «Какая грязь!» или «Какая ясная чистая музыка!» Потребность в упорядоченности мира. Только тот человек, который понимает себя может объективно посмотреть на мир. Князь Мышкин: «Красота спасёт мир» (если увидеть красоту в падшей женщине). Общая закономерность такова, что в любом соре можно найти источник для развития. Ахматова: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Если мир прекрасен, можно нарушить его равновесие. Седьмая потребность в нарушении равновесия ради развития.
Три европейских аналога гуманистической психологии (она родилась из удивления Маслоу перед заезжими европейцами). Первое направление – это гештальттерапия с главным тезисом о том, что человека надо принимать полностью (в личности нет лишнего, все недостатки должны быть и приняты и могут быть преобразованы). Второе направление – это логотерапия, основанная В.Франклом. Третье направление - не оформилось до конца – экзистенциализм. Наиболее видным экзистенциалистом был Жан Поль Сартр. Была книжка «Экзистенциализм – это гуманизм». Экзистенциализм – это возможность увидеть проблему там, где раньше её не замечал. Собственно об этом все направления – научить замечать проблему. Французское сопротивление, оккупированный Париж. Храбрятся, немцы им не указ. Во время пирушки стучатся в дверь два немецких офицера. Убили немецкого постового на этой улице. Попросили от пирующих двух заложников: если найдут бандитов, заложников отпустят, а если не найдут, то по законам военного времени. Пирующие начинают говорить «Я сюда вообще случайно попал» и т.д.
Специфика потребностей человека. Потребности можно искать двумя путями – по содержанию (1) и по способу удовлетворения (2). Обычно идут по (1) пути, покажем что он тупиковый. Ищем по содержанию. Когда-то собственно человеческой называли потребность в общении, но это не так у животных тоже есть такая. Когда-то считали таковой познавательную потребность, но сегодня узнали что детенышу обезьяны увидеть нечто новое это более сильное безусловное подкрепление, чем даже пищевое. Эстетическим потребностям тоже есть место в филогенезе[248]. У каждого организма есть стремление жить и развиваться. И тогда догадаемся, если мы идём по пути содержания потребности то будем вынуждены назвать собственно человеческими такие потребности, когда человек наносит себе вред (когда лишен в потребностях биологического смысла). Животное никогда не нанесет вреда своему виду. В комедии Бомарше «Безумный день» есть персонаж во хмелю садовник Антонио (сначала совсем во хмелю, потом трезвеет). Антонио может проболтаться о чём-то. Как же в таком непотребном виде можно. «Пить когда никакой жажды нет и заниматься любовью во всякое время года – вот и всё, сударыня, чем мы отличаемся от других животных.» Тупиковый путь.
Потребности человека могут быть любыми, но удовлетворяются они с помощью культурных средств. Маркс: «Голод есть голод, но голод, который удовлетворяется с помощью ножа и вилки – совсем не тот, который удовлетворяется с помощью клыков и когтей». Потребность проверяем на человечность когда есть дефицит благ. Привык к каким-то благам, а эти блага отобрали. До: 1) Процесс распредмечивания потребности, общая ненаправленная активность (брожение по очередям, мог встретить в рыбном магазине носки и т.д.); 2) Широкий спектр возможных благ (когда человек встаёт в конец очереди, ещё не зная что дают в её начале); 3) Постоянное испытывание фрустрации («Там что-то дают, Хемингуэя», «Это что-то вроде кримплена?», «Не знаю, не пил»). Даже в этих условиях потребность сохраняет человеческий характер. Любая потребность может быть представлена на природном, социальном и личностном уровнях. Книга «Золотая ветвь» Фрезера. Воину племени запрещено касаться остатков пищи вождя. Человек сам того не ведая что-то попробовал из остатков пищи вождя и ему об этом сообщают. Социальный индивид побеждает природного. В социальном смысле эта еда – яд и воин в корчах и муках умирает. У девочек подростков наблюдается заболевание (личностная проблема) нарочитого отказа от еды – нервная анорексия[249]. Стереотип фемининности бывает завышен. Интереснее проблема переедания. Невротический вопрос у такого человека: «Что бы ещё такого съесть, чтобы меньше есть?»