И факторы формирования подтипов и акцентов типа личности.
Тип личности - эффект «матрешки»:
Мы с самого начала нашего пути в соционике связали в своих методах и подходах соционику с психологией. Доказательством наших соционико-психологических подходов служит наша теория вертикальных подтипов, основанная на законах физики и нейрофизиологии и теории темпераментов Павлова и Ле Сенна. А также теория акцентов типа как дополнительных характеристик, варьирующих типы, которая базируется на корреляции соционических функций с психоформами С.Деллингер, стилями мышления Харрисона-Брэмса, задатками акцентуаций К.Леонгарда в нормальной психике, исследованиях психолога Е.Жарикова, цветовых типов Люшера, типолога эмоций Б.Додонова, исследователей древних форм отношений Ю.Рюрикова, и других психологов.
В результате мы создали типологию вариативности типов путем исследований и синтеза исследований различных отечественных и зарубежных типологов, включая исследования юнговской и соционической школ типологии.
Объединив разрозненные системы психологических знаний в одну общую, и дополнив ее своими разработками, мы сделали новый шаг в области типологии личности, диагностики типов, профориентации и совместимости на разных уровнях, включая биопсихический (психофизический).
Благодаря этому стало возможным более эффективно объяснять, моделировать и прогнозировать поведение людей в различных ситуациях и на разных уровнях общения: информационном, социальном, психологическом и физическом, а также выдавать соответствующие рекомендации индивидуального и межличностного характера и консультировать коллективы для улучшения эффективности их деятельности.
О создании авторской концепции вариативности типов личности:
Опыт диагностики типов личности и консультирования — личного и производственного — показывает, что люди, относящиеся к одному типу личности имеют общие сходные цели и способы их реализации, близкие стимулы и мотивы. Вместе с тем, они могут заметно отличаться по внешним признакам, а так же по некоторым особенностям мышления и поведения.
Сказанное подводит к мысли, что тип личности - понятие неоднозначное и достаточно сложное в силу своей многовариативности. Модель типа личности (как модель определенного способа приема, обработки и выдачи информации, созданная А.Аугустинавичюте) не объясняет эти внутритипные различия. Причина различий у представителей одного и того же типа личности коренится в относительном преобладании (акцентировании) тех черт характера, которые связаны с соответствующими составными частями (элементами) информационного обмена их типа личности с окружающим миром, но ими не являются. Однако их относительное сходство часто запутывает типирующих.
Относительное, незначительное, но стабильное усиление в одном и том же типе личности любых элементов информобмена (логики, этики и т.д.), которые не всегда характерны для этого типа личности, создает у него устойчивые варианты характера, делающие его похожим на представителя совсем другого типа личности. В результате этого, чистых типов личности практически не бывает. Каждый тип личности в той или иной степени пограничный с каким-либо другим.
Это создает значительную проблему в диагностике типов. Поэтому, ни наши, ни зарубежные тесты не гарантируют людей от ошибок в самооценке при тестировании. В результате этого многие люди в нашей стране и за рубежом ошибочно определили свой тип личности и типы личности окружающих людей, а значит сделали неправильные прогнозы своих способностей и отношений с другими. Со временем это привело их к разочарованию в типологии личности и к неверию в ее возможности.
В связи с этим, нами была сделана попытка увязать подходы отечественных и западных типологов с двумя целями: упорядочить и расширить информацию о типе личности и облегчить его диагностику при тестировании.
Для более дифференцированной диагностики нам важно было понять глубинные механизмы вариативности типа личности, чтобы выявить и описать различные его устойчивые варианты. Анализируя большое количество разработок наших и зарубежных психологов в области различных типологий характера и опираясь на законы информационного обмена в модели типа личности, мы смогли разобраться в некоторых причинах, влияющих на устойчивые особенности характера и поведения людей и создали собственную концепцию вариативности типа личности на базе комплексных описаний черт характера, «симулирующих» типные признаки и «деформирующих» типы в сторону других, у которых эти признаки являются типными, а не акцентированными.
Такие «нетипичные» типы определять правильно довольно сложно. Только при правильном акцентировании типных признаков (когда они соответствуют функциям и позициям блока «ЭГО» получаются «чистые» типы, диагностика которых не вызывает затруднений, но таких около 36% по данным американских исследователей, неоднократно перепроверявших результаты типирования.
Таким образом, первым шагом в нашей интерпретации вариативности типов было обоснование основных и дополнительных вариантов типа личности и системное описание двух основных подтипов и восьми дополнительных акцентов характера.
Мы обнаружили зависимость образования подтипов от темпераментов, описанных русскими и зарубежными физиологами (это, в частности, И.П.Павлов, Хейманс, Ле Сен).
Примечание: Тут нужно учитывать разницу между индивидуальными темпераментами и интегральными, описанными позже В. Гуленко. Многие ошибочно считают, что это одно и то же. На самом деле, интегральные темпераменты В.Гуленко проявляются на более глобальном уровне и касаются общей линии поведения типов в социуме, а в повседневной жизни каждый проявляет свой индивидуальный темперамент, который далеко не всегда совпадает с интегральным и обычно бывает в сочетании двух, из которых один преобладает, а второй бывает выражен более или менее заметно.
Мы также выявили соответствия между определенными акцентами характера, темпераментами и психоформами поведения, описаннымиамериканской исследовательницы С. Деллингер. Благодаря этому мы описали особенности совместимости людей не только на уровне двух подтипов, темпераментов и психоформ поведения, связанных с акцентами типа, но и выявили закономерности более глубокого уровня психоэмоциональной совместимости типов на основе взаимосвязанных с акцентами типа форм проявления чувств и отношений, и др.
Все виды совместимости были построены нами на базе основных положений теории А.Аугустинавичюте, но значительно расширяют границы их прежнего понимания, как и границы понимания самих типов.
Чтобы понять главный принцип образования подтипов, вернемся к началу создания типологии. Поскольку существуют восемь информационных элементов модели личности, усиление любого из них под влиянием различных факторов, формирует определенные черты характера. Это дало возможность Юнгу описать восемь типов личности и предположить существование их вариативности. В свое время, типологами И.Майерс и К.Бриггс были описаны разные комбинации двух ведущих юнговских признаков, позволившие расширить его типологию до 16-и типов. Вследствие этого, например, юнговский интуитивный тип стал иметь два варианта: интуитивно-логический и интуитивно-этический, и т.д.
Представители разных соционических школ еще лет десять назад по-разному пытались объяснять вариативность типа личности, но их гипотезы не имели какой-либо логической концепции, объясняющей это явление и потому не позволяли сделать сколько-нибудь подробные описания подтипов. Нам удалось выявить логические закономерности энергоинформационного обмена в модели типа влияющие на его вариативность. Благодаря этому мы получили возможность сделать более подробные и дифференцированные описания 32-х подтипов: терминального и инициального (термины были предложены В.Гуленко).
Позже также появилась интересная концепция подтипов Филимонова-Колчина о субъективно и объективно ориентированных инфоаспектах, которая почему-то не получила развитие, но может дополнить наши исследования новыми нюансами вариативности типов. Надеемся, что исследования социоников в этой важной области будут продолжаться.
Остановимся немного подробнее на процессе создания нашей теории вариативности типов.
Разные авторы-соционики создавали свои концепции подтипов, построенные на их разном видении и понимании этого вопроса. В чем же заключается разница между нашей трактовкой подтипов и трактовкой других социоников?
Наши коллеги-соционики в своей трактовке подтипов исходили из того, что подтипы зависят от усиления какой-либо одной функции, при этом не учитывая влияние темпераментов и других психологических аспектов личности.
Путем исследований и анализа мы пришли к выводу, что подтипы нужно рассматривать не как усиление какой-то одной функции, а как относительное усиление всех функций, расположенных в том или ином вертикальном блоке модели «А». За счет этого, в принципе, и образуются инертные и контактные блоки (соответствующие пассивным активным темпераментам). Их можно рассматривать как проекции инфоаспектов с информационного уровня типа на психофизический до нас никем не исследованный в соционике (позже его исследованиями занялся также В.Л.Таланов). До этого все исследования, насколько нам известно, велись и ведутся только на информационном уровне типа, характерном для традиционной соционики. Этого явно недостаточно для понимания вариативного характера типов в реальности, а не в схематичсеком изображении модели «А».
Усиление конкретных функций типа и создание на их базе подтипов В.Гуленко, соответствующих четырем психоформам характера: нормирующей, гармонизирующей, креативной и доминантной, больше типично для акцентов типа, а не для подтипов, да и то они редко бывают усилены отдельно, а не в сочетании из двух-трех.
При этом нужно учитывать, что акценты типа проявляются не на информационном уровне модели «А», а на биопсихическим уровне – уровне проекций восьми элементов ЭИМ (инфоаспектов). А психоформы С.Деллингер при этом также целесообразнее рассматривать в экстра- и интровертном выражении, как и сами инфоаспекты.
Таким образом, вариативность типов, а затем и подтипов нужно рассматривать с учетом дополнительного влияния акцентов типа в их различных комбинациях.
Восемь шагов, сделанных нами при создании авторской теории вариативности типов:
Два подтипа с учетом темпераментов - это был наш первый шаг в создании теории вариативности типов. Второй шаг – определение влияние психоформы С.Деллингер на вариативность поведения типа и его характер, а также определение взаимосвязи психоформ с основными четырьмя соционическими функциями: логикой, этикой, сенсорикой и интуицией и рассмотрение их в экстра- и интровертном проявлении, то есть в виде восьми психоформ, соответствующим восьми инфоаспектам, а точнее их проекциям на биопсихический уровень типа. Причем, эти проекции психофор могут совпадать с ведущими функциями у «чистых» типов, а могут и не совпадать, вследствие чего типные качества становятся несколько размытыми и такой тип бывает сложно правильно диагностировать.
Третий шаг – обнаружение вхаимосвязи между инфоаспектами, темпераментами и психоформами (а также со стилями мышления, присущими психоформам, взаимосвязи с которыми также были нами обнаружены. Аналогично восьми психоформам и инфоаспектам были найдены соответстия в описаниях восьми темпераментов Ле Сенна, которые являются разновидностями известных ранее четырех темпераментов И.Павлова.
Четвертый шаг – нахождение взаимосвязей с задатками 12-и акцентуаций К.Леонгарда, соответствующих 12-и базисным признакам типа. Как мы поняли, они существуют в нормальной психике у каждого человека в виде определенных комплексов черт характера, которые могут развиваться в акцентуации как пограничные состояния между нормой и болезнью и даже переходить в психопатии – болезненные психиатрические проявления. Но такая трансформация происходит только у людей предрасположенных к психопатологии. В норме это ограничивается акцентами типа или акцентуациями характера при чрезмерной развитости соответствующих акцентов типа.
Пятый шаг – нахождение перечисленных выше взаимосвязей с внешними и поведенческими характеристиками типологии Т-8 росийского ученого Е.Жарикова, которая оказалась, построенной на базе типологии древнейших астротипов: Марс, Венера, Луна, и т.д.
Шестой шаг – отслеживание взаимосвязей с основными 8-ю цветовыми типами Люшера, на базе которых А.Овчаровым была написана статья «Дети и цвет», ставшая популярной в педагогике.
Седьмой шаг – нахождение взаимосвязей между инфоаспектами и типами эмоций Додонова, а также древними формами любви, к которым мною были добавлены описания двух недостающих: Аналиты (по структурной логике) и Виктории (по волевой функции).
Восьмой шаг – увязать все взаимосвязи в единый, но многофакторный комплекс черт характера, который мы и назвали акцентами типа.
Таким образом, акценты типа – это нетипные качества, похожие по ряду признаков на типные, с которыми их путают при диагностике типов. Они являются поекциями инфоаспектов на психофизический уровень типа и могут как совпадать с ведущими функциями типа, так и не совпадать, затрудняя в таком случае диагностику типов.
Акценты типа содержат в себе задатки акцентуаций, психоформ, темпераментов, и т.д., и вместе с тем, являются отражением элементов ЭИМ на биопсихический уровень типа. Они являются следствием нового, более глубинного и дифференцированного энергоинформобмена в модели типа.
Подводя итоги, можно сказать, что основные 8 элементов ЭИМ, известные в соционике, оказывают влияние только на информационный уровень типа (блок Эго модели «А»).
На социальном уровне типа (блок Суперэго), актуальными становятся также темпераменты, а точнее их проекции на социально-психологический и психофизический уровень типа (блок Суперэго и витальный уровень типа – блоки Суперид и Ид (см. в конце приложение 1).
На социально-психологическом уровне типа экстраверты-амбиверты ведут себя как пассивные социально неактивные интроверты, а интроверты-амбиверты – как относительно социально активные экстраверты.
На психофизическом или биопсихическим (витальном) уровне модели типа, на уровне блоков Суперид и Ид, актуальнее становятся психоформы со стилями мышления, склонность типов к деформациям характера по задаткам акцентуаций Леонгарда, астроакценты типа, формы чувств и отношений, и т.д., то есть в целом - акценты типа, включающие весь упомянутый ранее комплект их признаков.
Такие их сопоставления помогают легче диагностировать типы. Таблица этих корреляций приведена ниже.