Генеральные факторы формирования личности

Материалисты считают, что человек способен сам формировать себя.

Идеалисты считают что ничего в человеке изменить себя.

На человека действуют некие силы и каждый человек развивается под действием противоречий. Противоречия – движущая сила в развитии формировании человека. Противоречия делятся на внутренние и внешние. Противоречие между потребностью человека и возможностью эти потребности удовлетворить.

Все факторы действуют одновременно и в комплексе.

Лекция7,8

Лекция 9

Закономерности обучения:

1. закономерности цели. Зависит от уровня и темпов развития общества, потребностей и возможностей общества, уровня развития педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения зависит от «см. пункт1» и от возрастных особенностей школьников.

3. Закономерность качества обучения. Качество обучения зависит от продуктивности предыдущих этапов.

4. Закономерность методов обучения. Зависит от знаний и навыков учителя и также от всего, что было сказано.

5. Закономерность управления в обучении. Зависит от обоснованности корректирующего воздействия.

6. Закономерность продуктивности обучение. Зависит от комплекса 4 факторов: время, характер предмета, способность обучаться, организационное педагогическое воздействие.

Принципы обучения

- Дидактические принципы – основные положения, определяющие организационные методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

- Регулятивные нормы педагогической практики.

Принципы равнозначны, выступают в комплексе и обязательны для исполнения.

Современная система образования руководствуется общепризнанными принципами обучения.

Среди них:

1. Принцип сознательности и активности (подлинную сущность человеческого образования составляют только те знания, которые приобретены самостоятельно путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности)

2. Принцип наглядности. Органы чувств человека обладают разной чувствительностью. В мозг человека через зрительные каналы поступает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха и в 13 раз больше, чем через тактильные органы. Такие знания запечатлеваются легко и быстро, дольше хранятся, легче восстанавливаются.

3. Принцип систематичности и последовательности. В сознании человека должна отражаться стройная картина всего окружающего мира.

4. Принцип прочности. Чем важнее и интереснее для учащихся тот или иной материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется.

5. Принцип доступности. Доступным для ученика является лишь то, что соответствует объему уже накопленных им знаний. Правило доступности: от известного к неизвестного, от простого к сложному.

6. Принцип научности. Используемые методы обучения должны по своему характеру приближаться к методам исследования какой-либо конкретной науки.

7. Принцип связи теории с практики. Эффективности качества обучения проверяется теорией и практикой. Чем больше приобретаемые знания взаимодействуют с жизнью применяются на практике, чем выше сознательность обучения и интерес к нему.

8. Учет возрастных особенностей.

Виды обучения.

1. Традиционное обучение.

2. Проблемное обучение.

3. Программированное обучение .

Лекция 10, 11.

Урок – Законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. Урок должен проходить на современном уровне.

Требование к уроку:

1. Использование новейших достижений науки и техники.

2. Должны быть меж предметные связи.

3. Должны быть созданы условия для продуктивной учебной деятельности.

4. Должны быть связь с ранее изученным на уроке.

5. Должна быть логичность и эмоциональность к каждому этапу урока.

Типы уроков:

1. Стандартные

2. Нестандартные. Необычные по замыслу, организации и методике проведения (урок-концерт, урок-квн, урок-игра). Минус: большая потеря времени, отсутствует серьезный познавательный труд. Поэтому основными уроками являются стандартные – урок комбинированного типа.

Урок комбинированного типа, этапы:

1. Повторение изученного.

2. Изучение нового. Формирование новых умений.

3. Закрепление. Систематизация этапа.

4. Задания на дом.

Классификация уроков:

1. Урок повторения пройденного

2. Урок изучения нового.

3. Урок обобщения и систематизации

4. Урок контроля

5. Урок практического применения знаний.

Виды уроков по времени:

- 3 минуты – организационный процесс

- 30 минут – основная часть урока.

- 3-4 минуты – подведение уроков.

Максимальное количество часов:

Класс 2-4 5-9 10-11
Уроки/день 3-4 4-5 5-6
д/з 1 час 1,5-2 часа 2,5-4 часа 4 часа

Методы обучения:

1. Традиционная – по учебнику.

2. Словесные – передача знаний через слово (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция).

3. Наглядные – иллюстрации, демонстрации.

4. Практические – опыты, упражнения, учебно-производительный труд.

5. Работа с книгой – просмотровое чтение, изучение, обычное чтение, реферирование, цитирование, изложение, составление плана, составление конспекта.

6. Аудио и видео методы – просмотр материала, обучение, упражнения, контроль.

Условия выбора того или иного метода обучения:

- Методы должны соответствовать закономерностям и принципам.

- Соответствовать методам обучения определенной науки.

- Соответствовать целям и задачам обучения.

- В соответствии учебными возможностями школьника.

- Метод в зависимости от внешних условий.

- Возможность учителя.

Средства обучения:

Средства обучения – реальные или виртуальные объекты окружающего мира, которые используются в процессе обучения и способствуют достижению его цели.

1. Собственные средства обучения – учебные книги, наглядные пособия (таблицы, плакаты), Информационные материалы, программно-методическое обеспечение (учебные задания, программы), спец. Оборудования (тренажеры и др), дидактические материалы.

2. Учебное оборудование – ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование, учебная мебель и приспособления.

Теория воспитания.

Особенности процесса воспитания:

1. Процесс целенаправленный.

2. Процесс двухсторонний

3. Процесс многофакторный.

4. Процесс непрерывный.

5. Комплексы. В комплексе формируются качества

6. Процесс вариативный. Неоднозначность и неопределенность результатов.

7. Диалектичный процесс. Основан на противоречиях, противоречия делятся на внутренние и внешние. Между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями эти потребности преодалить.

Закономерности процесса воспитания.

Зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений. Чем лучше отношения между воспитателями и воспитанниками, тем лучше процесс воспитания.

2. Соответствует ли цель организации действий.

3. Зависит от совокупности объективных и субъективных действий.

4. Зависит от качества самовоспитания.

5. Результат воспитания зависит от качества обучения. Чем выше результат обучения, тем выше результат воспитания.

6. Зависит от качества взаимоотношений между воспитанниками.

7. Совместность деятельности детей и взрослых.

Лекция12, 13

Наши рекомендации