Пространственная локализация
Это анализ, осуществляемый рецепторами, которые дает человеку сведения о расположении раздражителя в пространстве.
Чувствительность
Это количественная характеристика ощущений, которая связана со способностью живого организма обнаруживать и различать разные по силе раздражители, сигналы.
Восприятие как психический процесс. Виды восприятия. Свойства восприятия. Методики исследования индивидуально-психологических особенностей восприятия
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета.
Для иллюстрации принципиального отличия процесса восприятия от ощущения можно вспомнить притчу о трех слепых, которые по одному подходили к вольеру со слоном. Когда их спросили потом, что такое слон, то один сказал, что он похож на толстую веревку, другой – что слон напоминает лист лопуха – он плоский и шершавый, а третий сказал, что слон напоминает высокую и мощную колонну. Они получили разные ощущения, и никто из них не смог построить целостное восприятие объекта.
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие— всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.
Физиологическими основами восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
Схема формирования психических образов при восприятии:
В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.
Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дадут нам возможность восприятия целого предмета – яблока.
Восприятие следует отличать от представлений, то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздействовавших на организм, но отсутствующих в данный момент.
В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности, и мотивы личности. Так образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут отличаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.
Виды восприятия
Существуют три основные классификации процессов восприятия:
1) По форме существования материи!
Согласно первой классификации(по форме существования материи), существует три вида восприятия:
Восприятие пространства
Это восприятие расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, их объема, удаленности и направления, в котором они находятся.
Восприятие движения
Это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Восприятие времени
Наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то время проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется медленно. При воспоминании имеет место обратный феномен – период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» - фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.
2) По ведущей модальности!
Вторая классификация восприятия(по ведущей модальности) включает в себя:
- зрительное, слуховое
- вкусовое, обонятельное
- тактильное восприятие
- восприятие своего тела в пространстве
В соответствии с этой классификацией в нейро-лингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии), всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов – слуховой, а у кинестетиков – тактильный, вкусовой и температурный.