Эксперимент. Виды эксперимента. Достоинства и недостатки метода
Психологии до сих пор отсутствует общепринятый взгляд на эксперимент, его роль и возможности в научном исследовании. Создатель ленинградской школы психологии Б. Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании.
Психология как наука началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уже почти 150 лег успешно пользуется этим инструментом получения данных. Но в течение всех этих 150 лет не прекращаются споры о принципиальной возможности применения эксперимента именно в психологии.
«Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Главными компонентами эксперимента являются:
1) испытуемый (исследуемый субъект или группа);
2) экспериментатор (исследователь);
3) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия на испытуемого, которые могут влиять на его ответы).
4) стимуляция (выбранный экспериментатором раздражитель, направленный на испытуемого) - независимая переменнаяявляется главной составляющей экспериментальной ситуации (стимулы, любое внешнее условие опыта, какая-либо внутренняя дополнительная переменная, способ выполнения экспериментальной задачи, режим стимуляции). Именно ее воздействие на испытуемого исследуется в эксперименте через изучение его реакций. Обеспечив приемлемые внешние и внутренние условия опыта, экспериментатор приступает к непосредственному предъявлению испытуемому стимульного материала и регистрации его ответов, систематически контролируя постоянство созданных условий;
5) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция) - является той внешней реальностью, по которой можно судить о протекающих в его внутреннем субъективном пространстве процессах. Сами эти процессы есть результат воздействий на него стимуляции и условий опыта.
Этапы научного исследования:
I. Постановка научной проблемы | - формулирование темы исследования; - определение объекта и предмета исследования; - формулирование общей цели исследования. |
П. Теоретический анализ проблемы | - анализ научной литературы по теме исследования; - авторская модель исследуемого явления. |
III. Формулирование гипотез | - выдвижение гипотез исследования; - формулирование задач исследования. |
IV. Планирование и проведение исследования | - разработка программы исследования; - проведение исследования. |
V. Анализ и интерпретация полученных результатов | - качественный и количественный анализ данных; - проверка статистической значимости результатов; - интерпретация результатов исследования. |
VI. Формулирование выводов | - формулирование теоретических выводов; - разработка практических рекомендаций. |
Виды эксперимента
Существует множество взглядов на дифференциацию экспериментальных методик и значительное число обозначающих их терминов. Если обобщить результаты в этой области, то совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:
I. По действительности проведения и полноте процедуры
Реальный (конкретный)
Опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях.
Мысленный (абстрактный)
Воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента. Такое предварительное «проигрывание» в уме реального опыта – фактически его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование).
II. По цели эксперимента
Исследовательский
Опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения. Именно с этим видом опытов обычно ассоциируется понятие «научный эксперимент», поскольку главная цель науки – познание неизвестного.