Дискуссия со скрытыми ролями
Другим направлением тренинга умения вести дискуссию является расширение диапазона ролей, которые может брать на себя участник обсуждения, спора, диспута. Несмотря на довольно широкий диапазон знаемых ролей в дискуссии, у большинства людей есть свой, привычный, в общем довольно ограниченный репертуар способов поведения в той или иной ситуации спора. Привычное, часто интуитивное, слабо осознаваемое реагирование в подобных случаях не всегда бывает продуктивным.
Цель проведения дискуссии со скрытыми ролями заключается в том, чтобы расширить репертуар не просто знаемых, но реальных, освоенных ролей, которые может принимать участник дискуссии сознательно для более продуктивного поиска выхода из ситуации спора.
Рассмотрим два варианта организации такой дискуссии. В первом варианте роль, которую необходимо "исполнить" участнику, сообщается ему конфиденциально, так, чтобы никто из остальных не услышал инструкцию. Во втором варианте наоборот: все участники знают о роли, которую отвел каждому и всем организатор-ведущий. Они не осведомлены лишь о своей собственной роли в дискуссии. Ситуация из-за этого складывается так, что коллектив, а точнее, группа как бы навязывает человеку какой-либо конкретный образ. В первом случае игровой момент состоит в том, чтобы группа догадалась о роли, которую исполнял участник. Во втором случае участник дискуссии вынужден понять, за кого его принимает большинство его коллег по обсуждению.
Вариант первый. Роль демонстрируется группе.
Дискуссия проводится по методу "аквариума". Из группы приглашаются для участия в дискуссии пять человек. Они располагаются внутри основного круга, образуемого всей группой. Остальная группа наблюдает. Таким образом, все пять действующих лиц находятся в центре внимания группы, словно рыбки в аквариуме. Участники дискуссии получают скрытые инструкции, записанные на персональных карточках.
Показывать полученные инструкции никому нельзя.
Инструкции следующие:
"Организатор" – обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся. Задает уточняющие вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.
"Спорщик" – "я спорю потому, что я спорю". Встречает "в штыки" любое предложение, любое высказывание.
"Оригинал" – иногда, время, от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом обсуждения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем, в споре участвует вяло.
"Заводила" – с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если мнение человека не совпадает с его идеями, идеями "заводилы". Эмоционален, напорист, эмоции, хотя и через край, но в основном положительные.
"Соглашатель" – соглашается со всеми. Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – это не поиск наилучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.
Тему для обсуждения здесь можно предложить любую. Например:
– надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме;
– каковы причины популярности бороды среди достаточно большого количества мужчин;
– как наиболее эффективно вести борьбу за трезвость, если это вообще является проблемой для современного общества.
Главное, чтобы тема дискуссии была принята каждым участником, чтобы он не оставался абсолютно равнодушным к предмету обсуждения.
Возможно и более структурированное задание по теме дискуссии. Ведущий раздает каждому из участников еще по одной карточке с различными определениями понятия "группа"1.
Все предложенные определения верны, но одноаспектны. Заметим, что в арсенале навыков ведения дискуссии важное место занимает умение анализировать и обобщать несколько точек зрения, взглядов, определений, касающихся одного и того же феномена, подчеркивающих, выделяющих, отражающих различные его стороны. Каждому из участников дискуссии, помимо того, чтобы выдерживать предложенную роль, предстоит продумать выданное ему определение группы, отстаивать его, не выходя за рамки своей роли.
Раздаточный материал (пять карточек) выглядит следующим образом:
№ карточки | Содержание карточки |
Группа – это совокупность людей, которые объединились для достижения определенной цели. Отношения при этом между участниками группы структурированы набором ролей и норм. | |
Группой называется совокупность людей, которые взаимно влияют друг на друга и считают себя принадлежащими к группе как к социальной единице. Люди не составляют группы, пока они не воспринимают себя частью группы. | |
Группа – это совокупность взаимозависимых людей. Они не будут группой, если нечто, влияющее на одного из них, не будет влиять и на всех остальных | |
Группа может быть определена как совокупность людей, взаимодействующих друг с другом. Соответственно, сборище людей не становится группой, пока они не взаимодействуют друг с другом лицом к лицу. | |
Группа – это совокупность людей, стремящихся через свое объединение удовлетворить какие-либо личные потребности, т. е. каждый участник имеет индивидуальные мотивы для объединения в группу. |
На первом этапе так организованной дискуссии после предварительного продумывания каждый участник зачитывает свое определение и приводит примеры. Все остальные пытаются понять его точку зрения, ограниченную рамками заданного определения.
На втором этапе участники, не забывая о необходимости пребывать и действовать в предложенных ролях, в ходе общей дискуссии стремятся выработать итоговое определение. Несмотря на то, что содержание обсуждения в данной процедуре имеет второстепенное значение, было бы неэкономной тратой времени пренебрегать возможностью извлечь пользу и из содержательной стороны дискуссии.
В частности, одно из возможных итоговых определений группы может выглядеть таким образом:
группа – это двое (трое) и более индивидов, находящихся в непосредственном и упорядоченном взаимодействии, осознающих свое участие в группе и участие других членов, а также испытывающих положительную взаимосвязь в процессе достижения общих целей, способствующих удовлетворению потребностей каждого в отдельности.
Но к "серьезному" разбору, что же такое все-таки группа, рациональнее возвращаться после обсуждения того, как удалось справиться с назначенными ролями участникам закончившейся дискуссии.
Обсуждение можно начать с вопроса к действующим лицам. Пусть каждый из них, не раскрывая пока секрет своей роли, сообщит, поделится впечатлениями, насколько он, по его личному мнению, был успешен в данной роли, насколько она ему удалась. Эти высказывания можно и структурировать, выписав на доске процентные либо балльные выражения степени удовлетворенности собственной работой, сообщенные каждым участником.
Затем интересно предоставить слово наблюдателям, смотревшим в "аквариум". Пусть наблюдатели поделятся своими догадками о том, какую роль пришлось исполнять тому или другому участнику дискуссии. Участники, с естественным интересом воспринимающие эту лично значимую для них информацию, могут невольно проговориться о том, какая роль была уготована каждому, могут "раскрыть карты" раньше времени. Здесь требуется бдительность ведущего, мягко пресекающего такие попытки. Истина не обнародуется до тех пор, пока вся группа не выскажется о каждом участнике. Действующие лица из "аквариума" также могут высказывать свои соображения, если речь идет о них. Затем вновь предоставляется слово каждому из действующих лиц. Сейчас они могут делиться своими впечатлениями об услышанном, раскрыть, предать гласности свои скрытые до поры роли, задать вопросы тем из выступавших, чьи высказывания особенно взволновали, удивили, возмутили, остались неясными.
Результатами, точнее, одним из часто возникающих результатов подобного обсуждения становится понимание, осмысление, лично окрашенное вчувствование, связанное с реально действующим репертуаром ролей, позиций, занимаемых конкретным действующим лицом, конкретным участником состоявшейся дискуссии.
Действительно, у одного порученная ему роль вышла особенно удачно, у другого не получилась. Кроме того, неизбежно проступает разница в представлениях человека, индивида о самом себе и группы о нем. Часты ситуации несовпадения собственной оценки успешности существования в роли с оценкой этого существования, выданной группой. Возникает благотворная возможность для того, чтобы участники дискуссии самостоятельно делали личные выводы о границах своего привычного ролевого репертуара. Представления о своих возможностях, эффективности привычного поведения в ситуациях экспрессивного общения, которым является дискуссия, становятся у многих участников более адекватными.
В так организуемой дискуссии содержится еще и ресурс, связанный с тренировкой навыков поведения в доселе не свойственных конкретному участнику ролях. Эта тренировка, этот тренинг умений может быть организован практически по той же схеме, лишь с учетом одного небольшого условия. Роли (скрытые) участникам дискуссии следует выдавать такие, которые для них конкретно чужды и трудны в исполнении. Тяготеющим к доминированию – роль "соглашателя". Легко внушаемым, быстро поддающимся чуждому влиянию, авторитету – роль "спорщика". Переживания участников-исполнителей в этом случае имеют самостоятельную ценность прежде всего для них самих.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТРЕНИНГ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ
перейти к оглавлению
За последние годы литература по практической психологии, особенно в части проблематики тренинговой работы психолога значительно обогатилась. Специалистам стало намного легче обновлять свой багаж, свой арсенал средств работы с группой.
Необходимость представить несколько типичных серий игр и упражнений во второй части настоящего учебного пособия вызвана тем, что, несмотря на избыток сборников, содержащих описания игр и инструкций по проведению упражнений, обнаружился явный недостаток литературы, посвященной способам, формам, методам анализа, обсуждения, подведения итогов упражнений, игр, тренинговых "номеров" той или иной направленности.
Вместе с тем очевидно, что игра на тренинге проводится не ради игры, а ради получения участниками некоего нового опыта.
Нередко важные эффекты, возникающие на тренинге при невнимательном отношении к ним ведущего, могут выпадать из поля зрения группы. Количество разочарованных в тренинге, основным состоянием которых становится скепсис, ирония и недоумение, – дескать, так до конца и неясно, зачем все это было нужно, – становится неправомерно большим.
Конечно, невозможно предсказать, предвосхитить, как развернется обмен впечатлениями между участниками группы в каком-либо конкретном случае. Тем не менее представляется полезным предложить некоторые варианты анализа игр и тренинговых "номеров", особенно тех, что могут возникнуть по окончании той или иной игры с наибольшей вероятностью.
Следует также указать известные работы, содержащие анализ эффектов и способы обсуждения тех или иных "номеров" тренинга. Это прежде всего работы Л. А.Петровской, Ю. М. Жукова, П. В. Растяникова, Н. С. Пряжникова, К. Рудестама, Н. В. Цзена, Ю.В.Пахомова. Работы этих и других авторов перечислены в списке литературы.
Во вторую часть пособия наряду с известными вошли и некоторые авторские варианты игр, упражнений и "номеров" социально-психологического тренинга.
Поскольку способы и пути развертывания групповых обсуждений предложены преимущественно те, что неоднократно опробованы нами в личной практической работе, понятно, что эти способы и пути не претендуют на единственность. Психологу, социальному работнику, специализирующемуся в данной области практической психологии, важно ознакомиться с предлагаемыми вариантами как с прецедентами, ориентирами, облегчающими дальнейшее профессиональное творчество.
Желание быть воспринятым партнером или партнерами по общению определенным образом, именно так, а не иначе, стремление избежать при этом искажений, ложных домыслов не может не возникнуть при поиске средств убеждающего воздействия на другого человека.
В теоретическом плане опросы взаимного восприятия или межличностной перцепции исследовались и исследуются весьма широко1. Однако не менее интересна и актуальна практическая сторона проблемы. Индивидуальный способ быть "правильно" воспринятым, то есть воспринятым так, как хотелось бы самому воспринимаемому, обретается прежде всего в жизненной практике общения. Однако на практику общения нередко уходят годы и у человека остается несколько меньше жизненного времени для использования опыта, чем ему хотелось бы.
Психологический тренинг создает возможности для временного уплотнения такого опыта.
Упражнения или отдельные фрагменты тренинга взаимного восприятия имеют цель создать условия для появления этой возможности. Участники тренинга могут в процессе совместной игровой работы неоднократно прояснять конкретные особенности как своего восприятия других, так и восприятия себя другими.
Вероятно, практический процесс искажений во взаимном восприятии проходит через три фазы. Первая фаза – обобщение. Суть ее в следующем. Например, мне пришлось общаться с незнакомым человеком. Он, разговаривая со мной, медленно цедит слова, смотрит, слегка прищуриваясь, чаще поверх меня, чем в глаза, стоит скрестив руки на груди и т. д. Из опыта общения в своей предыдущей жизни я знаю, что это часто свидетельствует о высокомерии, пренебрежительном отношении ко мне и к теме разговора, о неприязненном отношении к собеседнику. Эти выводы будут еще убедительнее для меня, если я познакомился с популярной литературой на тему о том, как по телодвижениям определять состояние человека1. Обобщая, я рискую впасть в ошибку именно по отношению к конкретному собеседнику. Несомненно, что я в силу своей индивидуальности и особенностей конкретной ситуации общения на что-то в проявлениях собеседника реагирую, обращаю внимание, а что-то проскакивает мимо моих глаз, ушей и прочих "приборов" восприятия. На самом деле, конечно, ничего не проскакивает, просто происходит селекция, отсеивание, отбор чего-то значимого для меня. И на этом я строю свои обобщения. На что я привык обращать внимание, а что отбрасывать? Ответ на этот вопрос может дать мне тренинг. Какие подробности проявлений моего собеседника предстают передо мной особенно выпукло, вызывая мой эмоциональный отклик, а до чего мне нет дела? Узнав об этом, я смогу в некоторой степени снизить искажения моего восприятия на начальной фазе – на фазе обобщения.
Вторая фаза – фаза "чтения мыслей". Здесь искажения усиливаются. Я, опираясь на обобщенное представление о своем собеседнике, могу поймать себя на том, что как бы читаю его мысли. Коварство этих заблуждений в том, что мысли, которые, возможно, возникли бы лично у меня, будь я в том состоянии, что я приписал своему визави, я воспринимаю как его мысли.
Третья фаза – фаза домыслов о намерениях партнера. Здесь я уже абсолютно убежден, что знаю, чего мне от него ждать. Искажения в восприятии разрастаются, и реальное, без помех, общение между двумя людьми становится совсем сомнительным.
Перестать быть жертвой собственных домыслов можно, обнаружив свои индивидуальные особенности попадания в каждую из трех фаз.