Психодраматическая техника «обмен ролями»

Обмен ролями соответствует четвертому и пятому этапам ролевого развития, когда ребенок вживается в роль другого, чью роль он играет, и пытается взглянуть на себя со стороны. Тем самым любой обмен ролями оз­начает также и отражение, только протагонист здесь не просто смотрит на себя со стороны, но, кроме того, игра­ет и старается прочувствовать роль своего визави, анта­гониста. Тот, кто подобным образом перенимает роль другого, воспринимает его в качестве субъекта, самого себя — в качестве объекта, а обычное свое поведение — так, словно это поведение другого человека.

Технику «обмен ролями» можно проиллюстрировать примером практического использования психодрамы в семейной жизни: маленький Ганс не желает ложиться спать. Уговоры матери пробуждают у него упрямство. В ответ на это мать начинает ругаться. Ребенок плачет. В этот момент отец, знакомый с психодраматическими тех­никами, предлагает поменяться ролями. Маленький мальчик тут же превращается в уговаривающую, ругаю­щуюся мать, тогда как мать играет упрямого Ганса. Слез как не бывало. Через какое-то время после обмена роля­ми оба исполнителя возвращаются в свои естественные роли — мама в роль матери, а Ганс в роль ребенка, — и мать снова уговаривает своего сына лечь спать. Ганс, улыбаясь, отправляется в спальню.

Техника «обмен ролями» соответствует четвертому и пятому этапам ролевого развития, характеризующим, согласно Морено, «стадию познания "Ты"». Они тесно связаны с развитием речи ребенка.

Речевая имитация матери, согласно Морено, представляет собой — в бо­лее конкретном, чем у Мида, значении — обмен ро­лями. Если мать со словами: «Посмотри, какой краси­вый цветок» — показывает цветок ребенку, то ребенок, подражая словам, интонации и жестам, попытается ска­зать: «Посмотри, какой красивый цветок». Г.Х. Мид подчеркивал, что речь, в отличие от остальных жестов говорящего, воспринимается им самим и тем, к кому обращаются, примерно одинаково. Ньюкомб пишет: «Человек, разговаривая с другим, одновременно разго­варивает с собой, как бы слушая другого. Известная фраза Мида «принять роль другого» означает: поста­вить себя на место другого, чтобы предугадать его от­веты» (99). В этом смысле речевая коммуникация всег­да представляет собой нечто большее, чем просто реак­цию. Она содержит — обычно, однако, только вообра­жаемый — обмен ролями с визави.

В отличие от Мида Морено приступил к осуществле­нию физического обмена ролями в психодраме. Тем са­мым он устранил в психодраме разделение интеракционной сферы, характеризующее в человеческом развитии переход от первой вселенной ко второй и означающее разделение между вещно реальным переживанием и представлением. Мир вновь переживается как реальный, но уже не на первых трех этапах ролевого развития, а на четвертом и пятом. Это значит, что развитие, сопровож­дающееся речевой дифференциацией между «Я» и «Ты», не сходит на нет, а углубляется в переживании.

Своим изобретением психодраматического обмена роля­ми Морено раскрыл ранее неизвестную глубинную сфе­ру межчеловеческой коммуникации. Он дал возможность взрослому человеку, прошедшему стадии дифференциа­ции между «Я» и «Ты» (то есть между «Я» и объектом) и речевого развития, так сказать, вернуться в область це­лостного и реального переживания, ни в малейшей сте­пени не подвергая угрозе результат этого развития — осознанность. По своим переживаниям в психодраме че­ловек является и взрослым и ребенком одновременно. Вполне возможно, что тем самым сбывается надежда, ко­торую полвека назад философ Эдмунд Гуссерль выразил в записи, оставленной в кройцлингском альбоме психиатра Людвига Бинсвангера: «Нам не дано достичь небес­ного царства истинной психологии, к которому мы так страстно стремимся, разве что детьми...» (50).

Ролевые категории

Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социаль­ным. Психодраматическая теория ролей, имеющая дело с психиатри­ческой ориентацией, гораздо обшир­нее. Она распространяет концеп­цию ролей на все измерения жизни (96).

Я.Л. Морено

Первичные ролевые категории Соматические, или «психосоматические», роли

Соматические роли являются первыми ролями чело­века. С их исполнением связана вся его жизнь вплоть до самой смерти. Понятие соматической роли уже об­суждалось с точки зрения его возникновения. Посколь­ку первые признаки психических компонентов этих ро­лей можно распознать уже на ранних этапах младенче­ского периода, а позднее они проявляются еще более отчетливо, соматические роли обычно называют «пси­хосоматическими» или — правильнее — «соматопсихическими ролями». Однако исполнение соматических ро­лей, например принимающего пищу, является непре­менным условием не только сохранения жизнедеятель­ности организма, но и дальнейшего его развития и пе­рехода к другим ролевым уровням. Другие соматиче­ские роли, например возникающие в результате поло­вого развития, являются предпосылкой появления мно­гочисленных ролей, относящихся к другим категориям. В качестве восходящих, достигающих своей кульмина­ции и нисходящих, то есть угасающих, ролей они весь­ма отчетливо связаны с различными фазами жизни.

Как уже отмечалось при описании первой психиче­ской вселенной, трансценденция с соматического ролево­го уровня на другой способствует развитию человека, выводя его за пределы анималистического уровня.

Психические роли

Психические роли начинают развиваться уже в соци­альной матрице. В качестве психических коррелятов со­матических ролей они расширяют сферу переживаний ребенка. Например, в процессе кормления ребенок не только испытывает физическое удовлетворение, но и ра­дость. К соматической роли принимающего пищу добав­ляется роль наслаждающегося. В роли наслаждающегося ребенок чувствует себя еще лучше, чем в роли просто физически удовлетворенного. Новая роль со своей сто­роны способствует дальнейшему духовному, умственно­му и физическому развитию ребенка. Психическая роль расстроенного, напротив, приводит к торможению по­требностей, нарушению аппетита и трудностям в обуче­нии. Психическими ролями человека определяется ха­рактер исполнения им социальных ролей. Психические роли практически всегда являются коррелятами других ролей. Они имеют особое значение в возникновении ро­лей-кластеров и кластерного эффекта, который еще бу­дет обсуждаться в дальнейшем.

Социальные роли

Социальные роли — это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реа­лиями жизни, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, сына и т.д. Всем социальным ролям соответствует ролевой ста­тус, существующий независимо от носителя роли. Сле­довательно, роли стереотипны. Прекрасной иллюстра­цией этому служит восклицание французов при кончине короля: «Le roi est mort. Vive le roi!» \Король умер. Да здравствует король! (фр.) — Прим. ред.\

В своих социальных ролях человек не только дейст­вует в соответствии с ожиданиями и требованиями общества, но и, принимая все более дифференцированные ро­ли, развивает самого себя. Этот факт Шиллер выражает словами: «С возросшей целью человек взрастает» \Ф.Шиллер. Валленштейн. Пролог (перевод Л. Гинзбурга)— Полн. собр. соч. в 7 томах, т. 2. М, «Художественная литература», 1955, с. 276. - Прим. ред.\ (116). Морено, имея в виду самые ранние соматические роли, в которых человек действует еще до появления своего «Я», дает ему следующую, уже цитировавшуюся, фор­мулировку: «Роли не возникают из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей» (96).

Сумма всех социальных ролей человека соответствует тому компоненту личности, который в психологии К.Г. Юн­га называется «персона». Примечательно, что слово «персо­на» является обозначением театральной роли в античности. В «Введении в психологию К. Г. Юнга» Я. Якоби пишет: «Так сказать, хорошо усвоенная и правильно функциониру­ющая персона является главным условием психического здоровья. Она необычайно важна, чтобы успешно справ­ляться с требованиями внешнего мира» (51). Как правило, человек располагает достаточной внутренней свободой, что­бы не только усвоить свои социальные роли или профессио­нально их деформировать, но и пользоваться ими для пре­образования жизни. Однако чем сильнее человек идентифи­цируется со своими социальными ролями, тем более слабой является или становится его личность, тем стереотипнее его поведение. В таком случае он по-прежнему представляет со­бой лишь homo sociologicus (21). Ослабленный в своем «Я», такой человек уже не способен спонтанно справляться с тре­бованиями чрезвычайных ситуаций. При известных услови­ях в связи с появлением чувства страха гражданское муже­ство, самоутверждение и самоактуализация ему уже (или пока еще) не доступны. Его жесткая ролевая конформность служит скорее защите от страха, нежели исполнению ролей.

Наши рекомендации