Магистерская програма ««Психология организационно-управленческой деятельности»»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки магистратуры указанием
профиля (названия магистерской программы)

Составитель: Прялухина А.В., доцент, д.психол. наук, профессор кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 6 июня 2016 г.)   Зав. кафедрой___________И.А. Синкевич    

1.Наименование дисциплины (модуля).

М1.В.ОД.4 Организационная психология

2. Аннотация к дисциплине.

Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • способы выстраивания взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития;
  • организацию межличностных контактов, общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности участников образовательных отношений;
  • способы консультирования педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности;
  • способы выстраивания системы дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;
  • способы проведения экспертизы образовательной среды организации и определения административных ресурсов развития организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Уметь:

  • выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития;
  • организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений;
  • консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности;
  • выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;
  • проводить экспертизу образовательной среды организации и определять административные ресурсы развития организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Владеть:



  • способами выстраивания взаимодействия и образовательной деятельности участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития;
  • умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений;
  • способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности;
  • способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;
  • способностью проводить экспертизу образовательной среды организации и определять административные ресурсы развития организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате освоения дисциплины формируются следующие
компетенции:

  • ОПК-1 - способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития;
  • ОПК-3 - умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений;
  • ПК-9 - способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности;
  • ПК-11 - способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;
  • ПК-52 - способностью проводить экспертизу образовательной среды организации и определять административные ресурсы развития организации, осуществляющей образовательную деятельность.


4.Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Организационная психология» относится к вариативной части профессионального цикла подготовки по направлению Психолого-педагогическое образование; профиль «Психология организационно-управленческой деятельности»; квалификация (степень) «магистр».

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые студенты получают в процессе изучения дисциплин: «Психология управления»; «Организационной культуры»; «Организационно-управлеческая диагностика»; «Диагностика результатов деятельности образовательной организации» и др.

5.Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Курс Семестр Трудоемкость в ЗЕТ Общая трудоемкость (час.) Контактная работа Всего контактных часов Из них в интерактивной форме   Кол-во часов на СРС Форма контроля
ЛК ПР ЛБ
- зачет

6.Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

№ п/п Наименование темы (раздела) Контактная работа (час.) Всего контактных часов Из них в интерактивной форме   Кол-во часов на СРС
ЛК ПР ЛБ
Организационная психология как научная дисциплина  
Организация как феномен  
Общение в организации  
Проблема власти и лидерства в организации    
Персонал организации  
Организационная культура и развитие организации    
  Всего  

Краткое содержание дисциплины

Организационная психология как научная дисциплина.История становления, предмет и проблематика и методы организационной психологии. Теории организации. Уровни анализа организационной психологии. Классические теории организации. Системные теории организации. Организация как «мусорная корзина».

Организация как феномен.Структура организации. Групповое поведение и общение в организации.Организация как феномен. Структура организации. Общение в организации. Функции общения. Коммуникативная функция общения. Структура коммуникативного акта. Средства коммуникации. Вербальное общение. Невербальные средства общения. Регулятивная функция общения. Перцептивная функция общения. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Интерпретация и атрибуция. «Эффекты» межличностного восприятия. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция. Обратная связь. Общение и понимание. Барьеры эффективного общения. Оценка источника сообщения. Общение и статус. Система организационного общения. Информационные потоки. Типы коммуникационных сетей. Неформальное общение в организации. Общение и стиль управления. Критерии эффективности коммуникативных сетей. Пути повышения эффективности общения в организациях.

Проблема власти и лидерства в организации.Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие. Общая классификация оснований (источников) власти. Основания власти и контроль. Косвенные методы влияния. Потребность во власти. Модель власти в межличностном взаимодействии. Власть и свобода. Власть и повиновение. Феномен лидерства. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть. Лидерство и эволюция власти в организации. Теории лидерства. Стили лидерства и оценка их эффективности.

Персонал организации.Мотивы и потребности людей в организациях. Теории мотивации. 2. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.Теория мотивации А.Маслоу.

Теория мотивации К.Альдерфера. Теория Х — Y Д. МакГрегора. Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Теория подкрепления мотивов. Теория ожидания. Целевая теория мотивации. Модификация поведения (behavior modification). Практические методы стимулирования деятельности работников. Программы материального стимулирования. Система Скэнлона. Система Раккера. Управление по целям (management by objectives). Обогащение труда. Партисипативность. Цели и задачи профессионального отбора. Оценка деятельности. Можно ли прогнозировать успех кандидата? Методы получения информации о кандидатах на рабочее место. Биографические данные. Файл биографической информации. Оценочное интервью. Рекомендательные письма и телефонный запрос сведений о кандидате. Оценки сослуживцев и руководителей. Тестирование. Стандартизация. Нормы. Надежность. Валидность. Типы тестов. Достоинства и недостатки тестирования в организациях. Центр оценки кадров (assessment center). Проблема адаптации персонала. Карьера персонала. Виды карьеры.

Организационная культура и развитие организации.Организационная культура. Факторы, детерминирующие формирование организационной культуры. Теории организационной культуры. Организационная культура и лидерство. Национальное в организационной культуре. Цели организационного развития. Методы развития организации. Развитие индивида. Развитие группы. Коучинг.

7.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

№ п/п Наименование темы (раздела) Учебно-методическая литература Наименование учебно-методического обеспечения  
 
Организационная психология как научная дисциплина Смотри задания к практическому занятию № 1. Сделать выписки по эксперименту. Реферат. См. Методические рекомендации к данной программе п. 11 · сайт Университета по адресу: http://www.mshu.edu.ru; · Полнотекстовая база данных трудов преподавателей университета (АИБС «МАРК-SQL»); · Ресурс для формирования е-Портфолио обучающихся по адресу: http://4portfolio.ru; · Сайт для организации дистанционного обучения по адресу: http://www.mshu.edu.ru;  
Организация как феномен Смотри задания к практическому занятию № 2. Составить таблицу. Реферат.  
Общение в организации Смотри задания к практическому занятию № 3. Реферат. См. Методические рекомендации к данной программе п. 11  
Проблема власти и лидерства в организации Смотри задания к практическому занятию № 4. Реферат. См. Методические рекомендации к данной программе п. 11  
Персонал организации Смотри задания к практическому занятию № 5. Провести тестирование с целью освоения методов диагностики персонала. См. Методические рекомендации к данной программе п. 11  
Организационная культура и развитие организации Смотри задания к практическому занятию № 6. Реферат. См. Методические рекомендации к данной программе п. 11  

8.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Общие сведения

1. Кафедра Психологии
2. Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа, «Психология организационно-управленческой деятельности»
3. Дисциплина (модуль) М1.В.ОД.4 Организационная психология

Перечень компетенций

ОПК-1 - способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития;

ОПК-3 - умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений;

ПК-9 - способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности;

ПК-11 - способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося;

ПК-52 - способностью проводить экспертизу образовательной среды организации и определять административные ресурсы развития организации, осуществляющей образовательную деятельность

Наши рекомендации